Наталья Куделькина
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Чтение былины «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
«Чтение былины «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»»
Цель: Познакомить детей с былиной «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», продолжать приобщать ребят к былинному эпосу.
Задачи приоритетной области:
- продолжать знакомить детей с былинным эпосом и его героями;
- помочь почувствовать красоту и выразительность былинной речи;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Чтение былины „Алёша Попович и Тугарин Змеевич“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- развивать умение эмоционально воспринимать содержание былины, подвести к пониманию содержания произведения;
- учить отвечать на поставленные вопросы полными распространёнными предложениями;
- пополнять словарный запас детей.
Задачи образовательных областей в интеграции:
- развивать эстетические чувства средствами художественного слова и изобразительного искусства;
- развивать мышление и память;
- воспитывать гордость за свою Родину и уважение к её героическому наследию;
- воспитывать уважение к богатырям, желание им подражать.
Интеграция образовательных областей:
• социально-коммуникативное развитие,
• речевое развитие,
• познание – формирование целостной картины мира,
• художественно-эстетическое развитие,
• физическое развитие.
Оборудование: репродукция картины В. Васнецова «Богатыри», картинки с изображениями вооружения и одежды богатырей.
Предварительная работа: беседы о богатырях, чтение былин про Илью Муромца, рассматривание иллюстраций, рисование эпизодов из былин.
Ход ООД
Вступительная беседа.
- Здравствуйте, ребята! В прошлый раз на занятии мы говорили о богатырях. Кто это такие? (Богатыри – это защитники нашей страны в древние времена.)
- Как называются устные произведения народного творчества, в которых рассказывается о подвигах богатырей? (Былины.)
- От какого слова произошло название «былина»? (Быль, было.) Верно, потому что героями былин становились реально существовавшие воины, подвиги которых народ хотел сохранить в своей памяти.
- Каких богатырей вы знаете? (Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича.)
- С какими врагами боролись богатыри? (С Соловьём-разбойником, с Чудом Юдом, со Змеем.)
- Посмотрите на картину Васнецова «Богатыри». В прошлый раз мы говорили об Илье Муромце, которого художник изобразил в центре. А что вы можете сказать об Алёше Поповиче (он находится справа от Ильи Муромца? (Это самый младший из богатырей, у него ещё нет бороды, и он ещё не вошёл в полную силу. В руках у него не тяжёлый меч, а натянутый лук со стрелой. Мужчина очень молод, но уже готов защищать свою Родину от врагов.)
Динамическая пауза «Богатыри»
Дружно встанем: раз – два – три (дети шагают на месте,
Мы теперь богатыри! (руки согнуты в локтях, показывают силу)
Мы ладонь к глазам приставим, (правую руку подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть нам величаво.
Наклонились влево – вправо (руки на поясе, наклон влево - вправо) –
Получается на славу!
- Сегодня мы познакомимся с былиной «Алёша Попович и Тугарин Змеевич».
Чтение былины «Алёша Попович и Тугарин Змеевич» в пересказе И. Карнауховой.
Объяснение непонятных слов:
Булатный нож – нож из очень крепкой стали (металла).
Поганый – очень плохой, мерзкий.
Деревенщина – невоспитанный, невежливый человек.
Динамическая пауза «Молодцы-удальцы».
Мы устали, засиделись (выполнять движения в соответствии с текстом)
Нам размяться захотелось.
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз
Приседать не торопись.
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.
У нас в группе – молодцы!
Как один все – удальцы!
Беседа по тексту былины.
- Как зовут главного героя былины? (Алёша Попович). Почему его отчество «Попович»? (Потому, что он сын попа.)
- Куда приехал Алёша Попович? (В Киев.) На чём ехал в Киев? (Поехал на коне.)
- Кто встречал Алешу Поповича в княжеском дворе? (Князь Владимир с княгиней.)
- Кто сел за стол рядом с князем и княгиней? (Тугарин Змеевич.)
- Как вы думаете, почему отчество Тугарина Змеевич? (Потому, что его отец – Змей.)
- Что не понравилось Алёше Поповичу в поведении Тугарина Змеевича? (Тугарин Змеевич все кушанья съедал один, ел много и ни с кем не делился.)
- За что Тугарин обозвал Алёшу Поповича деревенщиной? (Алёша Попович вёл себя невоспитанно, делал за обедом замечания гостю князя.)
- Как Алёше Поповичу удалось победить Тугарина Змеевича : силой или хитростью? (Алёша Попович победил хитростью : отвлёк Тугарина, а когда тот отвернулся, отрубил ему голову мечом.)
Инсценировка детьми сцены битвы Алёши Поповича и Тугарина Змеевича.
Рефлексия
- С какой былиной мы сегодня познакомились?
- Что можно сказать про характер Алёши Поповича?
- Кто из богатырей нравится вам больше: Алёша Попович или Илья Муромец? Почему?