МААМ-картинки

Конспект НОД в подготовительной группе «Составление творческого рассказа по теме «Зима» с опорой на картинный план»

Жерноклетова
Конспект НОД в подготовительной группе «Составление творческого рассказа по теме «Зима» с опорой на картинный план»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи

в подготовительной группе комбинированной направленности

«Составление творческого рассказа по теме «Зима» с опорой на картинный план»

Пояснительная записка

Данная непосредственная образовательная деятельность представлена по направлению познавательно-речевое развитие. Образовательная область «Речевое развитие» : «Составление творческого рассказа по теме «Зима» с опорой на картинный план». В подготовительной группе комбинированной направленности 19 детей: девочек и 12 мальчиков. Их развитие соответствует возрастным особенностям детей 6-7 лет, предъявляемых основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. В детском коллективе сформированы нормальные доброжелательные взаимоотношения между детьми и взрослыми, между сверстниками. Дети усвоили определенную систему социальных ценностей, правил поведения в обществе, группе, семье, моральных норм. У детей в достаточной степени развиты психологические процессы: память, внимание, восприятие, воображение и т. д. У большинства произвольная память и внимание. Они способны запомнить названия 7-9 предметов, удерживать свое внимание на решении самых различных задач. Длительность сосредоточенной деятельности составляет 15-20 минут. Способны выполнять задания в определенной последовательности, удерживать в памяти несложные условия.

Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Составление творческого рассказа по теме „Зима“ с опорой на картинный план“» размещена в разделах

НОД составлена в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В процессе занятия происходила интеграция следующих образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-личностное развитие» что соответствует федеральным государственным требованиям к построению современной системы дошкольного образования. Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

Методы активизации деятельности детей в процессе занятия: беседа, использование слайдовой презентации, словесные игры, участие в решении проблем.

Приемы поддержания интереса у детей: похвала, использование ИКТ, чередование видов детской деятельности.

Принципы построения непрерывной деятельности: доступность (соответствие возрастным особенностям) и психологическая комфортность.

Возраст детей: 6-7 лет.

Количество детей: 19- девочек 7 и 12 мальчиков. Их развитие соответствует возрастным особенностям детей 6-7 лет, предъявляемых основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Сформированы нормальные доброжелательные взаимоотношения между детьми и взрослыми, между сверстниками. Дети усвоили определенную систему социальных ценностей, правил поведения в обществе, группе, семье, моральных норм. У детей в достаточной степени развиты психологические процессы: память, внимание, восприятие, воображение и т. д. У большинства произвольная память и внимание. Они способны запомнить названия 7-9 предметов, удерживать свое внимание на решении самых различных задач. Длительность сосредоточенной деятельности составляет 15-20 минут. Способны выполнять задания в определенной последовательности, удерживать в памяти несложные условия.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Образовательные задачи:

- совершенствовать грамматический строй речи: согласование существительных с прилагательными; образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за»;

- упражнять детей в умении рассказывать о зиме с использованием картинок, связно, в логической последовательности;

- учить составлять творческий рассказ, опираясь на картинно-графический план;

- формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы;

- закрепить и расширить словарь детей по теме «Зима»;

Развивающие задачи:

-развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

-продолжать развивать память, внимание, наглядно-образное мышление;

- развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста;

- закреплять знания детей о зиме и использовать их в составлении рассказов;

- способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти.

Воспитательные задачи:

- пробуждать эмоциональную отзывчивость детей - пожалеть, сочувствовать, помочь;

- воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Оборудование и наглядный материал: ноутбук, телевизор, картинки с изображением времён года разные варианты, письмо в конверте, записки с заданиями, картинки с родственными словами к слову «снег», снежок из мишуры, презентация «Составление рассказа о зиме»,

Предварительная работа:

экскурсии и наблюдения в природе;

наблюдение за погодой на прогулках, активизирующее общение «Признаки Зимы»,

чтение стихов, рассказов, сказок о зиме; рассматривание картин о зиме, альбомов, иллюстраций по теме «Зима»; беседы о зиме и её признаках, наблюдения за зимними признаками; рисование по теме «Зима»; разучивание поговорок, пословиц, народных примет о зиме, о птицах; дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет зимы», «В гости к зиме».

Ход занятия:

I Вводная часть

1. Организационный момент, приветствие.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте друг другу и нашим гостям улыбнемся и пожелаем доброго утра.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Скажем дружно "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

2. Проблемная ситуация, вызывающая интерес к дальнейшим действиям и принятие детьми цели НОД.

Воспитатель: Молодцы, я рада, что у вас хорошее настроение.

Дети, сегодня утром, когда я входила в детский сад, нашла на пороге, связку замков и какой-то конверт. Мне бы очень хотелось узнать, что в нем. А вам интересно? Давайте прочтем. (Читаю)

«Милые детишки! Девчонки и мальчишки!

В детский сад я к вам спешил,

Но к злодеям угодил.

За пятью дверями, за пятью замками

Спрятали они меня, посадили у огня.

Скоро я растаю.

Спасите, пропадаю!

Шлю письмо с пометкой SOS!

«Снеговик».

II. Основная часть

3. Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний

Дети, вы что-нибудь поняли? (предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: правильно! Это же замки от тех пяти дверей, за которыми спрятан Снеговик. Бедный Снеговик, он же там в тепле страдает, он вот - вот растает. Что же нам делать?

Дети: мы ему должны помочь

Воспитатель: чем мы ему можем помочь? (предполагаемые ответы детей)

Дети: открыть замки

Воспитатель: дети, здесь на ключах какие - то записки, давайте прочитаем

Воспитатель: (читаю). Чтобы открыть замки, нужно выполнить задания.

Теперь стало все понятно, если мы правильно выполним задание, то замок откроется. Вы готовы спасти Снеговика?

Воспитатель:

Тогда слушайте первое задание: (дидактическая игра «Что за чем?») разложите картинки с изображением времён года, начиная с того времени года какое у нас сейчас. Подойдите к столам, туда, где лежат конверты, достаньте из конвертов картинки и выполните задание.

Воспитатель:

Сколько времен года?

Какое время года перед осенью,

Назовите соседей весны,

Назовите весенние месяцы.

А с какого времени года вы начали выкладывать картинки?

Воспитатель: А теперь, давайте попробуем открыть первый замок, если замок откроется, значит, мы сделали задание правильно. (Вызываю ребёнка открыть замок)

Воспитатель: слушайте следующее задание. (Лексическое упражнение «Зима какая Отгадайте загадку и назовите как можно больше красивых слов об отгадке.

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает (зимой)

Воспитатель: А поможет нам волшебный снежок.

Зима (какая)

Дети: длинная, снежная, морозная, холодная …

Воспитатель: Снег (какой)

Дети: белый, холодный, пушистый, липкий)

Воспитатель: Небо какое? –

Дети: пасмурное, серое, голубое.

Воспитатель: День какой? –

Дети: морозный, короткий, зимний, холодный.

Воспитатель: Ветер какой? –

Дети: сильный, холодный, колючий.

Воспитатель: Лёд (какой)

Дети: холодный, прозрачный, гладкий, скользкий)

Воспитатель: для нас с вами, какой может быть (Минутка безопасности)

Дети: опасный

Воспитатель: Сосулька (какая)

Дети: длинная, холодная, колючая …

Воспитатель: и сосулька для нас тоже может быть опасная

Воспитатель: молодцы! Вы много слов назвали, характеризующих зиму. Давайте попытаемся открыть второй замок (Вызываю ребёнка открыть замок)

Воспитатель: переходим к следующему заданию

Задание: (упражнение для развития словаря родственных слов)

Прочитайте слово, определите, сколько в нем слогов, найдите среди картинок «родственные» слова к данному слову.

На столе лежат перевёрнутые карточки – картинки с «родственными словами» : (снеговик, снежинки, Снегурочка, снегирь, снегопад, Дед Мороз, снежки, подснежник, снегоход, санки, лыжи).

Сейчас вы, ребята, подойдите к доске, возьмет на столе по одной картинке, рассмотрите и определите, является ли слово, обозначающее название картинки, близким к слову «снег». Будьте внимательны! Могут быть и лишние картинки, объясните почему? (Ответы детей)

Воспитатель: давайте узнаем, справились ли мы с третьим заданием?

Воспитатель: (Вызываю ребёнка открыть замок)Ура! Замок открылся

Воспитатель: мы открыли три замка, давайте отдохнём, кто проведёт зимнюю разминку (Вызываю ребёнка) (Физминутка)

Солнце землю греет слабо, …. руки вверх и вниз

По ночам трещит мороз …руки на пояс, наклоны в стороны

Во дворе у Снежной Бабы … руки на пояс, поворот вокруг себя

Побелел морковный нос. … дети показывают нос

В речке стала вдруг вода … прыжки на месте

Неподвижна и тверда. …. прыжки на месте

Вьюга злится, снег кружится, … дети кружатся

Заметает все кругом ….имитируют движения руками

Белоснежным серебром. … то же

Воспитатель: словесная игра «Что наделала зима Читаем следующее задание,

Придумайте слова-действия с приставкой «за».

Я буду дотрагиваться волшебной палочкой до того, кто будет отвечать

Зимушка-зима, что же ты наделала?

Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

Метель мела и все тропинки – (замела).

Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).

Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила)

Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

Воспитатель: Ну что ж, попробуем открыть замок….

Молодцы, мы и с этим заданием справились.

Воспитатель: слушайте последнее задание.

Игра «Чтобы бы это значило» (Составление рассказа по картинному плану, с использованием презентации)

Определите по картинкам, чтобы это значило? Составьте рассказ о зиме. (Показ слайд-1)

Дети, скажите, что могло бы это значить?

Дети: пришла зима

Воспитатель: (Показ слайда-2) Что может означать эта картинка?. Обратите внимание на солнце.

Дети: Солнце светит, но не греет

Воспитатель: (Показ слайда-3) Что означает эта картинка

Дети: зимой частые снегопады.

Воспитатель: (Показ слайда-4) Что означает эта картинка

Дети: зимой дуют сильные ветры, метут метели.

Воспитатель: Что означает следующий слайд.

Дети: всё покрыто белоснежным покрывалом

Воспитатель: Рассмотрите следующий слайд, чтобы это значило?

Воспитатель: о чём будет следующее предложение

Дети: зимой очень холодно, трещат морозы

Воспитатель: следующее предложение о зиме

Дети: зимой реки покрыты льдом

Воспитатель: о ком будет следующее предложение

Дети: люди одеты в тёплые, куртки, тёплые шапки, тёплые сапоги.

Воспитатель: Рассмотрите следующий слайд, и составьте предложение о животных зимой

Дети: Зимой медведь спит в берлоге. Заяц поменял шубку с серой на белую

Воспитатель: а какое предложение можно составить о птицах

Дети: Зимой птицам холодно и голодно.

Воспитатель: и последний слайд, а детям зимой хорошо или плохо

Дети: дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, играют в снежки.

Дети: дети любят зиму.

4. Актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Воспитатель: мы с вами разгадали значение картинок. Теперь давайте составим рассказ с помощью таблицы. (2-3 ребенка)

Дети: Пришла зима. Солнце светит, но не греет. Зимой часто идёт снег, дуют ветры, метут метели. Всё покрыто белоснежным покрывалом. Трещат сильные морозы. Зимой реки покрыты льдом. Люди одеты в тёплые, куртки, тёплые шапки, тёплые сапоги. Зимой медведь спит в берлоге, заяц поменял шубку с серой на белую. Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, играют в снежки. Мы любим зиму.

Воспитатель: вот и получился у нас рассказ о зиме, давайте придумаем ему название?

Дети: Гостья зима

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

5. Итог занятия. Систематизация знаний.

Воспитатель: попробуем открыть последний замок.

Вот мы с вами и справились с заданиями, открыли все замки.

Давайте вспомним, что мы для этого делали?

Дети: раскладывали картинки с временами года по порядку; называли красивые слова о зиме; находили родственные слова к слову снег; составляли рассказ о зиме;

Воспитатель: чему вы научились?

Дети: составлять рассказ по картинкам, придумывать новые слова с приставкой «за».

Воспитатель: что было для вас трудно выполнить?

Раздаётся стук в дверь и входит Снеговик с сюрпризом (зефир, выложенный в форме снеговика)

Рефлексия (Сюрпризный момент)

Снеговик: Спасибо, ребята!

Вы меня освободили,

Крепкие замки открыли.

В благодарность за спасенье

Получайте угощенье!

А я убегаю, иначе растаю.

Воспитатель: Спасибо, добрый Снеговик, а наше занятие закончилось, мы сейчас помоем руки и будем есть вкусное угощенье от Снеговика

Самоанализ образовательной деятельности

Конспект НОД разработан с учётом индивидуальных особенностей детей 6-7 лет. В ходе занятия предполагалось решить следующие задачи:

Образовательные задачи:

- совершенствовать грамматический строй речи: согласование существительных с прилагательными; образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за»;

- упражнять детей в умении рассказывать о зиме с использованием картинок, связно, в логической последовательности;

- учить составлять творческий рассказ, опираясь на картинно-графический план;

- формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы;

- закрепить и расширить словарь детей по теме «Зима»;

Развивающие задачи:

-развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

-продолжать развивать память, внимание, наглядно-образное мышление;

- развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста;

- закреплять знания детей о зиме и использовать их в составлении рассказов;

- способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти.

Воспитательные задачи:

- пробуждать эмоциональную отзывчивость детей - пожалеть, сочувствовать, помочь;

- воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Во вводной части был проведен психологический настрой, с целью сплочения детского коллектива. Чтобы вызвать у детей интерес к дальнейшим действиям и стимулировать принятие цели НОД, использовала проблемную ситуацию с письмом от Снеговика.

Во время проведения дидактической игры «Что за чем?» закрепляла с детьми основные отличительные особенности времен года. Далее с использованием снежка из мишуры провела лексическое упражнение в кругу. Дети учились называть слова – прилагательные. Развивала умение называть родственные слова, используя картинки-символы. Вовремя словесной игры «Что наделала зима дети образовывали глаголы совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за». С помощью презентации упражняла детей в умении рассказывать о зиме с использованием картинок, связно, в логической последовательности.

Считаю, что занятие построено логически верно, структура выдержанна правильно, а этапы занятия взаимосвязаны. Поэтапное построение занятия позволили мне провести его, не выходя за рамки времени отведенного на это. Своевременно была проведена физкультминутка «Зимняя разминка» для предотвращения утомляемости детей.

Главная методическая цель – развитие связной речи детей. Этой цели соответствовали методы и приемы, примененные мною: наглядный, словесный, игровой, практический. На протяжении всего занятия сохранялась высокая активность, заинтересованность детей и эмоциональная отзывчивость.

На каждый момент занятия старалась подобрать наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности.

Старалась выслушивать детей, давала возможность самим составлять предложения, а затем и последовательные связные рассказы.

Считаю, что главная цель занятия - развитие связной речи детей через составление описательного рассказа о весне по опорным картинкам достигнута.

Публикации по теме:

Фотоотчет о логопедическом занятии по развитию связной речи «Составление творческого рассказа о сказочной бабочке»Фотоотчет о логопедическом занятии по развитию связной речи «Составление творческого рассказа о сказочной бабочке» Бабочка — яркая, черные глазки — Села на кончик травы. Будто она прилетела из сказки, Той, что услышите Вы… (Е. Краснова) Облачница,.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группеКонспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе Цель: развивать диалогическую речь детей. Задачи: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа «Птицы» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа «Птицы» в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей, составлять описательный рассказ,.

Конспект ООД по речевому развитию «Составление описательного рассказа по картине И. И. Шишкина «Зима»Конспект ООД по речевому развитию «Составление описательного рассказа по картине И. И. Шишкина «Зима» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе. Составление творческого рассказа из личного опыта «Как я отдыхал летом»Конспект открытого занятия в подготовительной группе. Составление творческого рассказа из личного опыта «Как я отдыхал летом» Конспект открытой организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Составление творческого рассказа из личного.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине» Цель. Расширить представления детей о жанрах изобразительного искусства. Программное содержание. Образовательные, развивающие, воспитательные.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Составление рассказа: Признаки весны» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО №1» ДО № 2 Всеволожского района.

Конспект НОД. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опытаКонспект НОД. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта Цель: Развивать у детей умение выразительно пересказывать текст точно, последовательно Задачи: связная речь: учить пересказывать текст.

Составление творческого рассказа по картине ВидеоСоставление творческого рассказа по картине Видео Предлагаю Вашему вниманию интересные приемы по составлению творческого рассказа по картине. С этим материалом меня познакомила моя напарница,.

Занятие по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине» «Волшебница зима» в подготовительной группе Цель: учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине. Задачи: Учить детей давать полный ответ и самостоятельно составлять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе «Составление творческого рассказа по теме «Зима» с опорой на картинный план»
Опубликовано: 27 октября 2021 в 18:29
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД