Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов о зиме»

Татьяна Бондарева
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов о зиме»

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. "Составление описательных рассказов о зиме".

Цель:

создавать условия для развития речи детей посредством мнемотаблиц.

Задачи:

Образовательные:

учить детей подбирать однородные определения к словам, составлять пересказ о зиме с помощью мнемотаблиц, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, используя для описания зимы образные слова и выражения. Активизировать употребление однокоренных слов. Составлять предложения, опираясь на картинки.

Развивающие:

совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей, мелкую моторику.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к художественной литературе.

Оборудование:

презентация, содержащая картины зимней природы, мнемотаблицу.

Предварительная работа:

наблюдение за природой на прогулках, обсуждение увиденного, знание зимних месяцев, примет, беседа о том, как люди, лесные жители готовятся к зиме, подбор имен прилагательных; разучивание стихотворений, пальчиковой гимнастики, физминутки, обучение составлению рассказов по мнемотаблицам.

Ход:

Организационный момент

-Здравствуйте, девочки! (Здравствуйте)

Здравствуйте, мальчики! (Здравствуйте)

Здравствуйте, здравствуйте все! (Дети садятся)

— Сегодня мне приснился сказочный сон, но то, что в нем происходило, было запутанно. Я вас сейчас расскажу, а вы помогите разгадать сон.

Представьте себе красавицу, волшебницу, королеву в белом наряде с длинными снежными волосами. Идет она к нам, укрывая все вокруг белым покрывалом. Вокруг укутанные снегом деревья, кусты, дома. Порой как подует ветер, как закружит метель, оставляя высокие сугробы! Реки, озера скованы льдом. Интересно, кто же эта красавица, волшебница и королева? (Дети: Зима)

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов о зиме»

Беседа с просмотром презентации:

— Какое сейчас время года? (зима). Спасибо, что помогли разгадать мой сон.

— Вы, конечно, догадались, что речь сегодня пойдет о зиме. А как называются зимние месяцы? (Дети: Декабрь, январь, февраль.)

-Посмотрите, какая красота наступает вокруг с приходом зимы.

-Какая же зима? Опишите ее. (Морозная, студеная, суровая, холодная, ветреная, снежная, вьюжная).

— Какие изменения происходят в природе зимой? (Дети: Выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, ночи длинными, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет, все катаются на коньках, лыжах, санках).

-Как же спасаются от холода дикие животные? (Белка и заяц меняют шерсть: белка на серую, а заяц на белую. Так им и теплее и легче спрятаться от врагов. Многие животные питаются запасами ягод, орехов, грибов. Медведи, ежи впадают в спячку).

-Какие птицы остались с нами зимовать? (синица, воробей, сорока, голубь, снегирь, дятел, свиристель, клест, сова, глухарь, тетерев). Как называются птицы, которые остались на зиму? (Зимующие). Можем ли как-то им помочь? (Строить кормушки, подкармливать).

-Ребята, а вы знаете стихотворения о зиме?

1. Какой пушистый, чистый снег!

Кусты одеты в белый мех.

Они стоят несмелые,

Как медвежата белые.

2. Лютуют ночные морозы,

Холодные ветры свистят.

Осины. дубы и березы

Под снегом пушистым стоят.

-Все сказали верно. Но зима также радостная и веселая. Сколько приятных праздников, сюрпризов она приносит с собой. Скажите, вы любите играть в снежки, смотреть, как снег падает с неба? (Дети: Да)

-Давайте сделаем так, чтобы пошел снег. Как называется такое явление? (Снегопад). Буду задавать вопросы, а с каждым правильным ответом будет появляться снежинка. Все слова — отгадки должны получиться от слова «снег». Посмотрим, получится ли у нас снегопад.

Как на город и лужок выпал беленький (снежок)

Все бегут вперегонки и хотят играть в (снежки)

Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик)

Рядом с ним стоит фигурка, это девочка… (Снегурка)

А на ветки, посмотри, прилетели… (снегири)

Словно в сказке, как во сне, землю покрывает (снег).

— Отлично, назвали правильно слова и получился замечательный снегопад. Предлагаю с ним поиграть.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики по одному)

Вышли в сад мы погулять («Идут» пальчиками)

Мы снеговика слепили (Имитирование лепки)

Птичек крошками кормили (Крошащие движения)

С горки весело катались (Указательным пальцем правой руки ведут по левой ладони)

И чуть-чуть в снегу валялись (Кладут ладони то одной, то другой стороной)

В детский сад потом пришли (Отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку)

-Говорят, даже зимой у природы нет плохой погоды. В любую погоду полезно дышать свежим воздухом. Предлагаю совершить прогулку в зимний лес. Согласны? А отгадав загадку, вы узнаете, на чем мы туда доберемся.

Бегут по дорожке доски да ножки (Лыжи)

Физкультминутка

-Надеваем быстро лыжи, палки в руки мы берем (имитация движений,

И скорее друг за другом по лыжне мы все идем (имитация скольжения)

Палка — вверх, палка вниз! Не зевай, подтянись (поднятие рук)

Раз, два. Поворот (повороты) Вправо, влево, наклон вперед (наклоны)

Раз — присели. руки вперед (сели) Спинка прямая, дружно встаем.

Раз, два, раз, два, шагает наша детвора.

-Вот и в лес мы попали. Посмотрите, как в нем сказочно красиво и таинственно. Зимний лес тоже живой. Природа стоит в своем великолепие, а зимушка ей поет ей песню. (Мелодия "Зимняя сказка") Закройте глаза, прислушайтесь к лесным зимним звукам, а как мелодия закончится, расскажите, какие картины себе представили.

Обмен впечатлениями.

—Ребята, послушав вас, я поняла, что может получиться прекрасный рассказ о зиме. Я его зашифровала в этой таблице, которую предлагаю вашему вниманию.

Составьте рассказ о зиме, используя мнемотаблицу.

— Замечательно!

Вам понравилась наша прогулка? Хотели бы еще раз вернуться в зимний лес? Мы обязательно еще не раз в него придем, чтобы стать ближе к природе, лучше ее узнать и понять. А сейчас пора возвращаться. Не будем мешать лесным обитателям и тревожить их покой. В награду зима не раз еще одарит каждого своими многочисленными подарками и, конечно, будет рада видеть и приветствовать всех в своих владениях.

Прикреплённые файлы:

nod-zima-s-mnemo_aa2sa.pptx | 10178,56 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам»Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам» Начальная школа - детсий сад 27. Воспитатель: Санникова Т. В. г. Махачкала конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной.

Конспект НОД по развитию речи «Беседуем о зиме» в подготовительной группе Цель: активировать словарь по темам «Зима», «зимние забавы». Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному, образовывать относительные.

Конспект НОД по речевому развитию «Составление рассказов по предметным и сюжетным картинкам»Конспект НОД по речевому развитию «Составление рассказов по предметным и сюжетным картинкам» Цель: учить составлять по предметным и сюжетным картинкам с использованием предлогов; отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;.

Конспект НОД «Унылая пора, очей очарованье» по составлению описательных рассказов с использованием картин и модельных схем Задачи. 1. Развивать умение внимательно рассматривать картины о природе и составлять сравнительные описательные рассказы, опираясь на схемы.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Зима
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов о зиме»
Опубликовано: 25 января 2021 в 13:59
+274Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 38.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 февраля. День юных скульпторов на МААМ

Очередной тематический день предлагаем посвятить знакомству детей с важным видом искусства – скульптурой; с декоративной и монументальной её разновидностями. Разумеется, кроме познавательных занятий сто...

27 февраля. Международный день полярного медведя

«Белый лед и мишка — бел, шубку теплую надел» — очередной тематический день посвящен хозяину Севера, белому медведю. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об...

Мероприятие посвящённое знакомству с творчеством Фазу Алиевой
Кухарева Ирина Мероприятие посвящённое знакомству с творчеством Фазу Алиевой. Цель: Расширить и углубить знания детей о поэтессе Ф. Г. Алиевой и её...
Фотоотчет «Фестиваль неторопливости в старшей группе к Международному Дню...
26 февраля , отмечают очень оригинальный международный праздник – День неторопливости . Лозунг этого дня – «Не торопись и насладись моментом! » . В...
Сценарий утренника к 8 Марта для детей младшей группы «Роза Барбоскина в гостях у ребят»
Оборудование: разрезные картинки семьи Барбоскиных – 3 штуки, платочки, шумовые музыкальные инструменты, мягкие игрушки по количеству детей, рюкзачок с...