Любовь
Конспект НОД по развитию связной речи старших дошкольников «Рассматривание картины В. Васнецова «Аленушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию связной речи старших дошкольников на тему
«Рассматривание картины В. Васнецова «Аленушка»
Цель. Учить детей рассматривать сюжетную картину, формировать умение воспринимать, чувствовать ее настроение и передавать в своих высказываниях; видеть выразительные средства создания образа; умение подбирать синонимы, объяснять значение слов.
Публикация «Конспект НОД по развитию связной речи старших дошкольников „Рассматривание картины В, Васнецова „Аленушка“» размещена в разделах
- Васнецов В.М., художник
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа. Чтение р. н. с. сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», дидактическая игра «Составь предложение».
Ход занятия
Воспитатель, обсуждая с детьми значение слов «темный, бедность, печаль», задает им вопросы:
• Что может быть темным?
Дети. Может быть ночь, небо, лицо, глаза, коридор…
Воспитатель. Как об этом можно сказать по-другому? (Дети подбирают слова синонимы.)
• Как вы понимаете слово «бедность»? Как об этом сказать по-другому?
• Как вы понимаете слово «печаль»? Каким бывает печальный человек?
Дети. Человек горюет, печалится, грустит, лицо у него печальное, в глазах слезы.
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть репродукцию картины на мольберте и ответить на заданные вопросы. (Звучит тихая, спокойная музыка).
Воспитатель. Ребята, скажите о ком эта картина?
• Что вы можете сказать о девочке? Какая она? Какое у нее лицо? Одежда? Почему? Где она сидит? Что с ней случилось?
• Как художник показал, что девочка горюет?
• Что окружает девочку на картине?
• Какое время года изобразил художник?
• Как вы думаете, кто сочувствует девочке?
• Какими красками написана картина? Почему? Какое настроение было у художника, когда он писал эту картину?
• А что вы чувствуете, глядя на нее? Чем она вам нравится?
• Если бы вы были художником, как бы вы назвали картину?
Далее воспитатель начинает свой рассказ.
Сюжет картины В. М. Васнецова навеян сюжетом хорошо известной вам сказки о сестрице Аленушке и братце Иванушке. Образ Аленушки пленяет нас глубокой искренностью и обаянием. Перед нами девочка, убежавшая в лесную чащу, к глубокому озеру, чтобы выплакать обиду, нанесенную ей злыми людьми, она печалиться о своей нелегкой тяжелой жизни.
Вечер. Сумерки спускаются на молодые сосенки, на потемневшую воду. На камне одиноко сидит Аленушка. Ее смуглое печальное лицо выражает горе и страдание. В ее раскрытых глазах застыли слезы, взгляд неподвижен, темные волосы спутаны прядями рассыпаны по плечам, крепко сжаты пальцы рук, обхватившие колени.
Одета Аленушка бедно. На ней старенький, порванный сарафан, ноги босые, а ведь на дворе уже осень.
Природа созвучна настроению девочки. Ранняя осень, березки, осины, ели печально притихли, пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Над головой Аленушки тихо щебечут птицы, стараясь развеять грусть, успокоить ее.
Общий тон красок неяркий, в нем преобладают темно - зеленые и красно - коричневые цвета.
Воспитатель. Ребята, а как бы вы назвали эту картину?
Расскажите о своем отношении к Аленушке, объясните его.
Дети могут рассказывать вдвоем: один ребенок описывает Аленушку и природу, а другой дает оценку его рассказу и высказывает свое отношение к картине.
Воспитатель предлагает подумать: что могло случиться с девочкой дальше? Как ей можно помочь?
После занятия картина остается в группе, дети подходят к ней, рассматривают, находят детали, которые сразу не заметили, делятся впечатлениями.