Коваленко Олеся Олеговна
Конспект НОД по речевому развитию «По следам Колобка» для детей первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие
- познавательное развитие
Виды деятельности:
1. коммуникативная;
2. познавательно-исследовательская;
3. игровая.
Формы работы:
1. решение проблемной ситуации;
2. рассказывание сказки «Колобок»;
3. загадывание загадок;
4. дидактическая игра «У зверей или у людей?»
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „По следам Колобка“ для детей первой младшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
Цель: речевое развитие детей через знакомство с многообразием и жизнедеятельностью диких зверей.
Задачи:
Образовательные:
1. знакомить детей с обобщающим понятием «дикие звери»;
2. формировать первичные представления об окружающем мире и способах поведения в нём.
Развивающая :
1. развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь и интонационную выразительность речи.
Воспитательная:
1. воспитывать чувство сопереживания персонажам художественных произведений.
Материалы и оборудование:
магнитная доска, сказка «Колобок» для показа на магнитной доске; картинки с реальным изображением зверей заяц, волк, медведь, лиса; модель «Расскажи-ка» (дикие звери, серии иллюстраций по русским народным сказкам «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».
Предварительная работа: рассказывание детям русских народных сказок о зверях, оформление выставки русских народных сказок в книжном уголке.
Ход занятия
Мотивация:
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришли дедушка и бабушка. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте, дедушка и бабушка!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что-то дедушка и бабушка грустные у нас… Что случилось, дедушка? Что случилось, бабушка?
Ответ дедушки: Испекла мне бабушка колобка и оставила на окошке остывать, а он исчез….
Ответ бабушки: Ума не приложу, куда он укатился…
Постановка цели детьми:
Воспитатель: Ребята, может быть, мы с вами поможем дедушке и бабушке? Как мы это сделаем?
Дети: Мы расскажем дедушке и бабушке сказку «Колобок» и узнаем, что же случилось с колобком.
Совместный поиск способа действия с детьми:
Дети участвуют в совместном с воспитателем рассказывании сказки «Колобок» с озвучиванием сказочных героев.
Воспитатель: С кем в первую очередь повстречался колобок?
Дети: С зайчиком.
Воспитатель: Посмотрите на картинку с изображением зайчика. (показывает картинку с реальным изображением зайца). Какой зайчик? Сколько лап, ушей, какого размера у него уши? Есть ли хвостик у зайца, какой он?
Дети: Серый, маленький, трусливый; четыре лапы, два ушка; длинные; да, короткий, как комочек.
Воспитатель: Какого цвета заяц летом, а зимой? Почему?
Дети: Летом – серый, а зимой белый, чтобы его не было видно на снегу.
Про кого загадка «Зимой белый, летом серый»?
Дети: Про зайца.
Воспитатель: Какие сказки вы ещё знаете, где встречается зайчик?
Дети: Вспоминают известные им русские народные сказки – «Теремок», «Заюшкина избушка».
Воспитатель: Сказки перепутались, давайте разложим их правильно.
Самостоятельная деятельность детей :
Дети: Раскладывают по сказкам иллюстрации к сказкам «Теремок», «Заюшкина избушка».
Воспитатель: Справились ли вы с заданием?
Дети: Да
Воспитатель: Молодцы! А теперь мы с вами поиграем.
Физминутка:
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит
Вот-так, вот-так,
Он ушами шевелит
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть
Вот-так, вот-так
надо лапочки погреть
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать
Прыг-скок, прыг-скок
Надо зайке поскакать.
Зайку кто-то испугал:
Зайка прыг, и ускакал.
Дети: Выполняют движения по тексту потешки (шевелят пальчиками, хлопают в ладоши, прыгают, бегают врассыпную)
Воспитатель: Кто потом повстречался колобку?
Дети: Волк.
Воспитатель: Правильно. (Демонстрирует картинку с реальным изображение волка). Волк какой, ребята?
Дети: Серый, голодный, злой, плохой.
Воспитатель: Дети, а как называется жилище волка?
Дети: Логово.
Воспитатель: Съел ли волк колобка в нашей сказке?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему волк не скушал вкусного, румяного колобка?
Дети: Потому что колобок ему спел песенку, которая волку очень понравилась.
Воспитатель: Значит волк в сказке «Колобок» из плохого превратился в хорошего и помогла ему в этом чудесная песенка колобка. Какие сказки вы знаете, в которых участвует волк? Разложите картинки по сказкам.
Дети: Вспоминают русские народные сказки с участием названного зверя («Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», раскладывают картинки по сказкам.
Воспитатель: А теперь отгадайте загадку и узнаете, с кем далее повстречался наш колобок.
Вперевалку зверь идет
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
Дети: Медведь.
Воспитатель: Молодцы, верно отгадали. Какой медведь, ребята?
Дети: Неуклюжий, косолапый, большой.
Воспитатель: Демонстрируя реальное изображение медведя, сколько лап у медведя? Есть ли ушки, хвостик? Как ходит медведь? А где медведь живёт?
Дети: Четыре лапы; есть; вперевалочку; в лесу, а зимой спит в берлоге.
Воспитатель: Молодцы, а теперь мы с вами поиграем. Какую игру про медведя вы можете предложить?
Дети: «У медведя во бору»
Проводится игра. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают «медведем». Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток.
Воспитатель: Ну вот, поиграли мы с медведем, пора нам дальше на поиски колобка отправляться. Ребята, послушайте внимательно, чей это голосок раздаётся в дали?
Воспитатель произносит «голосом лисички» - «Колобок, колобок, я тебя съем!»
Дети: Это голос лисы.
Воспитатель: Правильно, это голос лисы мы с вами слышим. Скажите про лису, какая она?
Дети: Рыжая, пушистая, мягкая, хитрая.
Воспитатель: Про лису говорят лисичка - плутовка. Она любит всех запутывать. Посмотрим, сможет ли она вас обмануть. Мы поиграем с вами в игру «У зверей или у людей». Сейчас я буду называть какую - либо часть тела, а вы отвечайте, у людей или у зверей она есть. Например, руки есть у кого?
Дети: У людей.
Воспитатель: А лапы у кого?
Дети: У зверей.
Воспитатель: Пасть., рот., лицо., морда., уши., живот., шерсть., глаза., когти., ногти., хвост.
Воспитатель: Умнички, не запутала вас лиса. А вот и сама она к нам пожаловала. (Воспитатель прикрепляет к магнитной доске лисичку). А где же наш колобок? Вот наш колобок! (Воспитатель прикрепляет к магнитной доске колобка).
Воспитатель: Ребята, давайте попросим лисичку не есть колобка.
Дети: Не ешь, лиса, колобка!
Воспитатель: Не слышит нас лисичка, давайте скажем погромче.
Дети: (Произносят громко) Не ешь, лиса, колобка!
Лиса: А что мне за это будет?
Воспитатель: Мы тебе вместе с детьми песенку споём, правда, ребята?
Дети: Вместе с воспитателем поют песенку:
Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От медведя ушёл,
И от тебя, лиса, тоже уйду!
Воспитатель: Дедушка, бабушка, посмотрите, цел и невредим ваш колобок!
Дедушка и бабушка: Спасибо вам большое, ребята, за помощь в поиске колобка. До свидания!
Дети: До свидания!
Воспитатель: Ребята, удалось ли нам с помощью чудесной песенки превратить плохой поступок лисы – она хотела съесть колобка, в хороший – отпустить колобка к дедушке и бабушке?
Дети: Да, удалось!
Воспитатель: Как замечательно, что наша сказка закончилась хорошо, и мы вовремя успели на помощь нашему герою –колобку. Ребята, а можно ли убегать от взрослых?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что ребятишек могут ждать неприятности, можно потеряться.
Воспитатель: Верно, дети. Послушайте замечательное стихотворение:
Не гуляйте одни, ребята!
Не гуляйте одни, медвежата,
Лисята, волчата, зайчата!
Не ходите одни никогда,
Приключиться может беда!
Только с мамой крепко, дружно
Нам гулять по миру нужно!
Рефлексия:
Воспитатель: С кем мы повстречались сегодня, ребята?
Дети: С зайцем, волком, медведем, лисой.
Воспитатель: Как можно назвать их одним словом?
Дети: Звери.
Воспитатель: Какие это звери – дикие или домашние?
Дети: Дикие.
Воспитатель: Правильно, почему вы так думаете?
Дети: Потому что они живут в лесу.
Воспитатель: Чем похожи все звери? Что одинаково у всех зверей? (Обращает внимание детей на модель характеристики животных)
Дети: Живут в лесу, есть четыре лапы, уши, хвост, тело покрыто шерстью, пищу добывают себе сами.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо сегодня поработали. Что вам особенно запомнилось? Что понравилось? Что было для вас трудным?