Конспект НОД по речевому развитию «Поможем солнышку» в подготовительной группе

Ольга Маршевицкая
Конспект НОД по речевому развитию «Поможем солнышку» в подготовительной группе

Цель:

Активизировать и обогащать словарь по теме «Весна».

Задачи:

Образовательные:

• Обобщить представления детей о весне, как времени года;

• Способствовать обогащению и активизации словаря;

• Учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы, взаимозависимость и последовательность явлений природы;

• Продолжать учить отвечать полным предложением;

• Упражнять детей в умении строить предложение с использованием наглядных пособий (картинки-схемы);

• Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными, образование однокоренных слов, словообразование имен существительных, употребление слов-антонимов).

Развивающие:

• Продолжать развивать связную речь;

• Продолжать развивать память, слуховое внимание, логическое мышление, зрительное восприятие.

Воспитательные:

• Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе;

• Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа: наблюдение во время прогулке, беседы о весне, рассматривание картин на тему «Весна», разгадывание загадок, чтение художественной литературы, рисование, аппликация по теме, знакомство с поговорками, пословицами, народными приметами.

Индивидуальная работа: просить детей отвечать полным предложением, напоминать детям об осанке.

Словарная работа: расширить словарь признаков по теме «Весна».

Методические приемы: игровая ситуация, чтение художественной литературы, отгадывание загадки, вопросы, коллективные рассказы, образец, хоровое проговаривание, дидактические игры.

Материалы и оборудование: телевизор, ноутбук, картинки-схемы, солнышко с лучиками, вырезанное из цветной бумаги, конверт с заданием, подарок.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, послушайте отрывок стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится.»:

«Зима недаром злится,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится,

И гонит со двора.»

Скажите, а какое время года в стихотворении гонит зиму?

Дети: Весна!

Воспитатель: Правильно, это весна.

Появляется слайд, на котором изображена весна и звучит пение птиц.

Воспитатель: Прошло время зимы. Пора уступать место весне. Но зима не хочет уходить, решила,что она - самое главное время года: все пускает холода, землю снегом покрывает. Тяжело весне спориться с зимой, потому что спрятала зима главного весеннего помощника. А кто же, ребята, главный помощник весны? Отгадайте загадку.

«Утром добрая девица,

В каждый дом попасть стремится,

Чтобы стало всем светло,

И уютно и тепло.

Ну, а вдруг раздухарится,

Эта рыжая девица,

Будет и жара и зной,

Не поспорите со мной!»

Дети: Солнышко!

Воспитатель: Правильно, молодцы! Главный помощник весны – это солнце.

(На экране телевизора появляется картинка «Солнце за тучками».)

Воспитатель: Ребята, а хотите ли вы, чтобы поскорее наступила весна?

Дети: Да, хотим!

Воспитатель: Нужно нам весне помочь, разогнать все тучи прочь! А для этого нам нужно выполнить все задания, приготовленные для нас зимой. Готовы?

Дети: Готовы!

2. «Признаки весны» Составление предложений по схеме.

Воспитатель: Назовите мне времена года.

Ребенок: Зима, весна, лето, осень.

Воспитатель: Скажите, а после какого времени года наступает весна?

Ребенок: Весна наступает после зимы.

Воспитатель: А перед каким временем года весна?

Ребенок: Весна перед летом.

Воспитатель: Назовите мне весенние месяцы.

Ребенок: Весенние месяцы - это март, апрель, май.

На магнитной доске воспитатель размещает схему для составления предложений.

Воспитатель: Без помощи солнышка не может наступить весна. А какая же работа у солнышка весной? Почему оно главный помощник весны? Давайте расскажем, какую роль играет солнце для наступления весны.

Каждый вызванный к доске ребенок составляет предложение, опираясь на рисунки-схемы. При составлении предложения используются союзы поэтому, потому что. Первое предложение, как образец, составляет воспитатель.

Воспитатель: Солнышко пригревает, поэтому снег тает и превращается в воду.

Предполагаемые ответы детей:

- Снег превращается в воду, поэтому бегут ручейки.

- Сосульки тают, потому что пригревает солнце.

- Солнце пригревает, поэтому на реках начинается ледоход.

- Набухают почки, потому что пригревает солнце.

- Солнышко нагревает землю, поэтому появляется травка.

- Пригревает солнце, поэтому появляются насекомые.

- Возвращаются перелетные птицы, потому что появились насекомые.

- Солнце пригревает, поэтому животные выходят из зимней спячки.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились с первым заданием! Доказали зиме, что весне без солнышко не справится.

«А у солнца - сто забот:

Обогреть наш огород,

Все цветочки распустить,

На веранде погостить,

После ливня, на бегу,

Сделать радугу-дугу.

И Наташке-хохотушке,

На нос бросить конопушки.» (Р. Карапетян)

Давайте посмотрим, смогли ли мы прогнать первую тучку.

Появляется слайд, на котором уже нет одной тучки.

3. Дидактическая игра «Весенние слова»

Воспитатель: А сейчас ребята, мы попробуем прогнать вторую тучку. Зима прислала нам конверт с заданием. (В конверте на листе бумаги написаны слова). Я читаю вам слова, если вы услышали весеннее слово, то хлопаете в ладоши, а если слово не относится к весне –топаете ногами: снегопад, грачи, Новый год, проталины, листопад, метель, капель, скворечник, мороз, ручьи, сосулька, снегурочка, март, День Победы, подснежник, апрель.

Молодцы! А правильно ли вы выполнили задание, мы сейчас посмотрим. (На экране появляется слайд, на котором еще на одну тучку меньше.)

4. Дидактическая игра «Подбери признаки»

Воспитатель: Давайте солнышко немножко похвалим.

На магнитной доске воспитатель размещает картинку солнышка без лучиков. Задача детей на каждое названное прилагательное прикреплять к солнцу лучик.

Предполагаемые ответы детей:

- нежное,

- доброе,

- желтое,

- веселое,

- теплое,

- озорное,

- милое,

- красивое.

Воспитатель: Какие вы молодцы и с третьим заданием справились.

На экране появляется слайд, на котором осталось 3 тучки.

Физкультминутка

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна: (потягивание рук вверх)

К нам опять пришла весна! (руки вверх)

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил (вращение головой)

Наклонялся взад, вперед (наклоны)

Вот он по лесу идет (ходьба вперевалочку)

Ищет мишка корешки, (наклоны вперед)

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки –

Для медведя – витаминки. (поглаживание живота руками)

Наконец медведь наелся,

И на бревнышке уселся. (садимся за столы)

5. «Слова – родственники»

Воспитатель: Мы с вами уже говорили о том, что у каждого слова есть семья, родственники.Давайте найдем родственников словам: снег, трава, дождь, солнце.

Ответы детей:

- Снег – снежок – снежинка – снеговик – снежная – подснежник;

- Солнце – солнышко – солнечный – подсолнух - подсолнечное;

- Дождь – дождик – дождливый – дождевой – дождевик;

- Трава – травушка – травинка – травяной – травы – травка.

Воспитатель: И с таким сложным заданием вы справились.

Появляется слайд с 2 тучками.

6. «Скажи наоборот»

Воспитатель: Тучки остались, и это значит, что еще не все выполнены задания. Вот еще одно задание, приготовленное для нас зимой. Зима хвалит себе, рассказывая как у нее, а ваша задача в ответ рассказать, как у весны.

Воспитатель: Зимой – холодно.

Ребенок: А весной – тепло.

Воспитатель: Зимой день короткий.

Ребенок: А весной день длинный.

Воспитатель: Зимой ночь длинная.

Ребенок: А весной ночь короткая.

Воспитатель: Зимой снег чистый.

Ребенок: А весной снег грязный.

Воспитатель: Зимой – грустно.

Ребенок: А весной – весело.

Воспитатель: Зимой на улице пасмурно.

Ребенок: А весной на улице ясно.

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте посмотрим, справились ли мы с заданием.

На экране появляется слайд с одной тучкой.

7. Дидактическая игра «Назови одним словом»

Воспитатель: Ребята, осталось выполнить нам последнее задание. Я вам буду читать предложение, а ваша задача заменить его одним словом.

Цветок, распускающийся сразу после таяния снега.

Ребенок: Подснежник.

Воспитатель: Место, где растаял снег, и открылась земля.

Ребенок: Проталина.

Воспитатель: Теплая погода с таянием снега, льда.

Ребенок: Оттепель.

Воспитатель: Падение капель оттаявшего снега.

Ребенок: Капель.

Воспитатель: Движение льда по реке весной.

Ребенок: Ледоход.

Воспитатель: Домик для скворцов.

Ребенок: Скворечник.

Итог занятия

Вот и выполнили мы все задание. Давайте посмотрим, прогнали ли мы последнюю тучку.

(Появляется слайд «Солнышко»)

Воспитатель: Молодцы! Освободили солнышко от проказ зимы. Теперь весна уж точно наступит. А кто хочет похвалить весну, расскажет красивое стихотворение?

Ребенок: Солнце радостно смеется,

Звон капели раздается.

Ручейки звенят, бегут.

Птицы весело поют.

Шагает по земле весна,

В гости к нам она пришла.

Ребята, весна вам очень благодарна за помощь. И хочет подарить вам хорошую погоду, весеннее настроение и небольшое угощение.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Поможем зайчику» Цель: развивать художественно-эстетический вкус, творческие способности. Задачи: • Образовательные: упражнять детей в рисовании традиционным.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в первой младшей группе на тему: «Поможем мышонку»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в первой младшей группе на тему: «Поможем мышонку» Программное содержание: Продолжать учить детей правильно держать кисть, набирать краску на ворс; рисовать округлые предметы. Учить понимать.

Конспект НОД по речевому развитию детей подготовительной группы на тему «Слово. Семья» Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе на тему «Слово. Семья» Цель: познакомить с понятием «слово»; ориентировка в.

Конспект НОД по речевому развитию на тему «Игрушки» в средней группе Программное содержание: Образовательные: • Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные; • Соотносить существительные.

Конспект НОД по речевому развитию в группе раннего возраста на тему: «Петушок и его семья» Цель: Познакомить детей с понятием «семья». Задачи приоритетной образовательной области: «Речевое развитие»: Развитие связной речи, интонационной.

Конспект по речевому развитию в группе раннего возраста на тему «В гости к Пертушке» Конспект по речевому развитию в группе раннего возраста на тему «В гости к Петрушке» Программные задачи: - развивать голосовой аппарат,.

Конспект по речевому развитию во второй младшей группе на тему: «Путешествие с Колобком»Конспект по речевому развитию во второй младшей группе на тему: «Путешествие с Колобком» Цель: 1. Способствовать развитию связной речи. Упражнять детей в умении составлять описательный рассказ при помощи мнемотаблицы. Обогащать.

Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе «Поможем солнышку» (с использованием здоровьесберегающих технологий) Программные задачи: формировать умение различать понятия «день- ночь», «утро- вечер»;.

План-конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы «Поможем весне» Интеграция: познавательное, социально – коммуникативное, физическое развитие. Формы организации: решение проблемной ситуации, беседа. Тема.

Занятие по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» Занятие по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» Задачи: О-Учить детей.

Библиотека изображений:
  • День мамы, 8 марта
  • День мамы, 8 марта
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Конспект НОД по речевому развитию «Поможем солнышку» в подготовительной группе
Опубликовано: 5 июня 2016 в 09:45
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 июня. День наблюдения за облаками

Белые, пушистые, легкие, мягкие, воздушные, кудрявые, нежные – вот сколько можно найти в нашем русском языке точных слов для описания облаков. Все они пригодятся нам с вами, если мы решим устроить для...

18 июня. День мыльных пузырей на МААМ

Яркому летнему развлечению, которое любят дети и взрослые, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми интересно провести день и...


Горячие темочки