Татьяна Адурян
Конспект НОД по речевому развитию с детьми старшей группы «Москва — столица нашей Родины»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшей группы общеобразовательной направленности с использованием интерактивной доски (SMART)
Тема: «Москва - столица нашей родины»
Цель: закрепить у детей представление о Москве – столице нашей Родины, об истории её возникновения.
Задачи:
Образовательные:• расширять и систематизировать знания детей о городе Москве;
• закрепление названия достопримечательностей города;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию с детьми старшей группы „Москва — столица нашей Родины“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Московская область, город Москва
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2017
• активизировать словарный запас детей по данной теме;
• активизация самостоятельной деятельности детей.
Развивающие:
• развивать речевую активность, фонематическое восприятие, словарный запас детей;
• развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память;
• развитие личностных качеств: активность, любознательность, желание помочь;
• развивать предпосылки учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Воспитательные:• воспитывать устойчивый интерес к занятиям, стремление к активной деятельности и самостоятельности в принятии решений.
• воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине.
План занятия:1. Организационный момент (прослушивание стихотворения Ф. М. Глинки «Москва»…. ….….…. 2 минуты
2. Беседа «О Москве»…. …. …. 7 минут
3. Упражнение «Найди символику Москвы»…. …. 3 минуты
4. Упражнение «Достопримечательности Москвы» .…. 3 минуты
5. Физкультминутка «До Москвы доедем»… …. 3 минуты
6. Упражнение «Какая она – Москва?». …2 минуты
7. Упражнение «Пословицы и поговорки о Москве»….2 минуты
8. Прослушивание песни о Москве….….3 минуты
Оборудование: • компьютер;
• интерактивная доска «Smart notebook»;
Содержание:
1. Организационный момент (прослушивание стихотворения
Ф. М. Глинки «Москва»)
Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение поэта Фёдора Михайловича Глинки:
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах.
Исполинскою рукою
Ты, как хартия, развит,
И над малою рекою
Стал велик и знаменит!
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных.
Это матушка Москва!
Ребята, как вы думаете, о чём это стихотворение?
Дети: О городе Москве!
Воспитатель: Правильно! Это стихотворение называется «Москва» и сегодня мы поговорим с вами о столице нашей Родины – Москве.
2. Беседа «О Москве»Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где находиться Москва? Давайте найдём её на карте (1 слайд). Это самый большой город России. В нем живет более 11миллионов человек. Москве - 850 лет, основал ее князь Юрий Долгорукий (2 слайд). Князь – это главный, старейшина. Князь Долгорукий - это не фамилия, а прозвище князя. Долгорукий – это долгая, или длинная рука. А дали ему такое прозвище потому, что он старался к своим землям присоединить другие земли. Много лет тому назад на месте Москвы были дремучие леса, где водились звери; реки, в которых было много рыбы. Здесь стали селиться люди, и образовалось много деревень. И именно князь Юрий Долгорукий решил объединить деревни в один большой город – так появилась Москва. Сначала дома в городе были деревянные, и поэтому называлась Москва - деревянной. На Москву часто нападали враги, стараясь её захватить,, разрушить, а так как стены были деревянные, то они часто сгорали. Тогда горожане заменили деревянные стены, на стены из белого камня. И Москву стали называть белокаменной. В Москву приезжают люди со всех концов света. Они стремятся в Москву, чтобы полюбоваться её красотами. Вот и мы с вами можем совершить небольшую экскурсию по Москве и познакомиться с её достопримечательностями.
Ребята, а кто из вас был в Москве?
Дети: Я!
Воспитатель: Вам понравилась Москва?
Дети: Да!
Воспитатель: В каких интересных местах вы побывали? Какие достопримечательности видели?
Дети: Мы видели в Москве Красную площадь, Собор Василия Блаженного и т. д.
3. Упражнение «Найди символику Москвы»Воспитатель: У каждого города есть своя символика. Какие символы города вы знаете?
Дети: Флаг города, герб и гимн.
Воспитатель: Сейчас мы с вами посмотрим, знаете ли вы главные символы Москвы. Посмотрите, пожалуйста, на доску, на ней изображены герб нашего города – Санкт – Петербурга и герб Москвы? Определите, де здесь герб Москвы? (3 слайд)
Дети: На гербе Москвы изображён двуглавый орёл.
Воспитатель: Молодцы! Правильно! А вы знаете, что орёл на гербе не обычный. В лапах орла скипетр и держава. Скипетр – это жезл – символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр, держава – знак царской власти. У орла две головы, он смотрит одновременно на Запад и на Восток. А поднятые крылья показывают силу и мощь. На груди у орла красный щит. На щите всадник на белом коне. Воин вонзает копьё в страшного дракона. Это смелый герой - святой Георгий Победоносец – небесный покровитель, помощник всех отважных воинов.
Герб можно увидеть на специальных пограничных столбах, на монетах, на печатях для важных документов.
Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение Степанова Владимира Александровича «Герб России»:
У России величавой на гербе орёл двуглавый.
Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.
4. Упражнение «Найди достопримечательности Москвы»Воспитатель: Ребята, кто знает, что такое достопримечательности?
Дети: Это то, что отличает один город от другого, красивые памятники, храмы, сады, театры, музеи.
Воспитатель: Вы хотите побывать на экскурсии в Москве. Давайте начнём наше путешествие, а начнём мы его с Красной площади (4 слайд). Как вы думаете, почему она так называется?
Дети: Потому что она построена из красного кирпича!
Воспитатель Правильно, а ещё, потому что она красивая. Потому что на Руси всегда было - что красиво, то «красно». Главной достопримечательностью Красной площади является Кремль. В композиции Кремля много башен, каждая имеет своё название, одну из них вы знаете. Это Спасская башня. Спасская башня – самая красивая башня Кремля. На ней располагаются главные часы нашей страны – куранты (слайд 5). Спасские ворота - главные ворота Кремля. В дни военных парадов из них выезжает командующий парадом (6 слайд).
Послушайте, пожалуйста, стихотворение М. Вожана «Куранты»
Звучать куранты. Ветер флаг полощет.
Над ним звезда кремлёвская горит.
От имени народа эта площадь.
Со всей землёй сердечно говорит.
В Кремле работает правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны. Кто является главой нашего государства? Президент нашего государства - В. В. Путин (7 слайд).
Ребята, а теперь посмотрите, на доску внимательно (8 слайд). На доске множество изображений достопримечательностей со всего мира, давайте с вами выберем те, которые находятся в Москве. Вова, подойди, пожалуйста, к доске и нажимая карандашом, выбери достопримечательность Москвы.
Дети: Я знаю, что Царь – колокол находится в Москве!
Воспитатель: Правильно! Все туристы обязательно спешат увидеть два великолепных памятника - Царь – пушку и Царь – колокол. Царь-колокол был изготовлен по приказу русской императрицы Анны Иоановны. Отлили его русские мастера Иван и Михаил Моторины (9 слайд)
Дети: А ещё Царь – Пушка находится в Москве!
Воспитатель: Молодцы, ребята! На этом слайде изображена Царь – пушка. Отлил Царь – пушку из чугуна замечательный русский мастер Андрей Чохов. Названа она так потому, что имеет огромный размер и вес. Так уж повелось на Руси – все самое большое и удивительное называлось словом Царь! Царь - пушка предназначалось для обороны Кремля, но из неё никогда не стреляли (10 слайд).
А ещё какие достопримечательности Москвы вы знаете?
Дети: Памятник Минину и Пожарскому!
Воспитатель: Правильно! В те времена, когда жили эти люди, умер русский царь, и не осталось у него наследников. Этим воспользовались поляки. Они хотели захватить Москву. Но русский народ, во главе с Мининым и Пожарским, встал на борьбу против поляков. Народ их подвиг не забыл. Люди собрали деньги и воздвигли им памятник, который теперь стоит на Красной площади (11 слайд).
В Москве огромное количество различных памятников, церквей и других достопримечательностей. Посмотрите, пожалуйста, на доску – это Собор Василия Блаженного, он находится в сердце Красной площади (12 слайд); Усадьба в Измайлово (13 слайд); – «Памятник Маме – утке и утятам» (14 слайд); памятник «Коту Василию» (15 слайд).
5. Физкультминутка «До Москвы доедем»… Воспитатель: Ребята, а теперь мы с вами немножко отдохнём. Повторяйте за мной слова и движения.
Едем, едем, долго едем (ходьба на месте)
Очень длинен этот путь
Скоро до Москвы доедем (приседания)
Там мы сможем отдохнуть.
Тук– тук- тук! Дети имитируют стук в дверь
Кто там, проверь (Дети имитируют бинокль)
Открывай пошире дверь (раскрытые ладони, большой палец вверх)
Здравствуй, друг дорогой (рукопожатие)
Приходи ко мне домой! (По раскрытой ладони одной руки имитируют ходьбу пальцами другой руки)
6. Упражнение «Какая она – Москва?»Воспитатель: Ребята, давайте представим с вами, что мы поэты и подберём эпитеты, т. е красивые слова, прилагательные к слову Москва.
Дети: Белокаменная, хлебосольная, златоглавая, красивая, многоликая, дорогая, любимая, деревянная, величавая, могучая, родная, сильная.
Воспитатель: Молодцы! Вы подобрали очень красивые слова!
7. Упражнение «Пословицы и поговорки о Москве»Воспитатель: Ребята, а какие пословицы и поговорки о Москве вы знаете?
Дети: Москва - всем городам мать!
Воспитатель Послушайте, пожалуйста, какие я знаю пословицы и поговорки о Москве:
Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
Москва славится колоколами, калачами, да невестами.
За Москву – мать не страшно умирать.
Москвой – столицей народ гордится.
Москва, что гранит, - никто не победит.
8. Прослушивание песни о МосквеВоспитатель: Ребята, давайте мы с вами послушаем красивуй гимн Москвы
Дети: Давайте!
9. Подведение итогов занятияВоспитатель: Ребята, вы большие молодцы. Сегодня мы узнали много нового и познавательного о Москве, впереди нас ждёт ещё много интересных путешествий.