Наталья Ивановна Суханова
Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: пересказ хакасской народной сказки «Ленивый мальчик и синичка»
Цель: создание социальной ситуации развития детей посредством пересказа сказки
Задачи:
Образовательные: формировать у детей умение передавать содержание сказки последовательно, выразительно, с использованием слов и выражений из текста, совершенствовать грамматический строй речи.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивающие: совершенствовать навык пересказа, развивать монологическую и диалогическую речь, речевой слух, память, мышление, художественное восприятие и эстетический вкус, мелкую моторику руки.
Воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству, чувство взаимопомощи
Оборудование: книги-сказки, карточки с буквами, листы бумаги для оригами, пооперационные карты изготовления поделки синички в технике оригами.
Предварительная работа: чтение народных сказок, изготовление птиц в технике оригами
Словарь: наперсток, осока
Содержание непосредственно образовательной деятельности
1. Вводная часть /Организационный момент/
Дети делятся на две команды, у каждой набор букв (с к а з к а). Предлагается детям составить слово из них.
- Сколько букв в вашем слове? (5)
- Сколько слогов? (2)
- Сколько гласных букв? (2)
- Сколько согласных? (3)
- А какие вы знаете сказки?
- А кто может быть автором сказки? (писатель, поэт, народ)
- Очень много вы знаете сказок. Сегодня мы с вами познакомимся с новой сказкой – хакасской народной сказкой «Ленивый мальчик и синичка».
2. Основная часть
Чтение хакасской народной сказки
Ленивый мальчик и синичка
Ленивый мальчик сидел на берегу реки.
Мальчику было жарко. Его тянуло в воду. Но было лень раздеваться. Больше того, лень было двигаться с места.
— Ох, как жарко!— вздыхал мальчик. — Искупаться бы теперь. В воде, наверно, хорошо-хорошо.
Услышала это синичка, сидевшая на ветке, склонила голову и посмотрела вниз на мальчика.
— Искупайся, друг мой,— посоветовала она. — Ведь тебе никто и ничто не мешает.
— Да, хорошо тебе говорить «искупайся»,— обиделся мальчик. — А если я утону?
— Держись за осоку, что растет на берегу,— сказала синичка и спрыгнула на ветку пониже. — Вот за эту осоку.
— Да, хорошо тебе говорить «держись за осоку». А если я руку порежу?
— Надень кожаные рукавицы,— продолжала советовать синичка.
— Да, кожаные рукавицы. А если они промокнут?
— Ты их на солнце высушишь.
— Я высушу, а они порвутся.
— Ну, если порвутся, ты их починишь,— не унималась синичка.
— Ты научишь. — обиделся мальчик. — Начну починять да уколю себе палец.
— А ты надень наперсток.
Мальчик рассердился. Такая маленькая, совсем незаметная птичка, а смеется над ним! Он схватил камень.
— Сейчас я тебя проучу.
Но в это время ноги его поскользнулись, и он упал в реку.
Синичка улетела.
Мальчик вылез из воды и лег на солнечную полянку. Он лежал и долго ругал синичку за то, что ему приходится сушить на себе мокрую одежду.
А синичка летала по кустам и посмеивалась над ним.
Беседа по сказке
- На кого из героев этой сказки вы хотели бы походить? Почему?
- Как вы понимаете слово ленивый? Лень?
- А может быть вам какие-то слова показались незнакомыми? (осока, наперсток –объяснить)
- А почему мальчик не купался? (боялся утонуть)
- Что предлагала ему синичка? (держаться за осоку)
- Какие отговорки находил мальчик на предложения синички? (руку порежу, рукавицы промокнут, палец уколю)
-А как мальчик все-таки оказался в воде? (поскользнулся, когда кидал камень в птичку)
- Как еще можно назвать мальчика в этой сказке? Почему? (глупый)
- Можно сказать, что мальчик был наказан за свою лень и глупость?
- А какие вы еще знаете сказки, где герои были наказаны за свою лень?
Повторное чтение сказки с установкой на пересказ
* Пересказ сказки по ролям.
* Пересказ сказки одним ребенком.
Динамическая пауза
Скачет шустрая синица, Дети прыгают на двух ногах.
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок. кружатся
Вот присела на минутку, приседают
Почесала клювом грудку, наклоняют голову к груди
И с дорожки — на плетень, присаживаются на стульчики
Тири-тири, тень-тень-тень. взмахи кистями рук
3. Заключительная часть / Изготовление поделки «Синичка» в технике оригами/
- Раз многим из вас понравилась синичка – мы ее и сделаем. Но делать вы будете самостоятельно, ориентируясь на пооперационную карту.
- Мы уже делали подобные поделки (воробья, снегиря, так что в прочтении карт и изготовлении поделок, я думаю, затруднений не будет. (дети самостоятельно делают поделку)
- В конце занятия я хочу подарить вам хакасскую пословицу о труде.
«Без труда и шапку не снимешь».