Конспект НОД по речевому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «В гостях у сказки»

Минера Ахтямовна Гатауллина
Конспект НОД по речевому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «В гостях у сказки»

Цель: Расширить знания детей о жанре устного народного творчества -

русских народных сказках.

Задачи:

Образовательные:

- Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;

- Продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением.

-Учить подбирать слова антонимы, определяющие героев; пословицы к сказкам, родственные слова

Развивающие:

- Развивать слуховое и зрительное внимание.

- Способствовать развитию речевой активности детей.

- Развивать у детей память, мышление, внимание.

- Развивать пространственно-временную ориентировку и координацию движений.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к родному языку, через чтение и знание русских народных сказок, и интерес к русскому народному творчеству.

- Воспитывать самостоятельность, терпение и выдержку.

- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, дружелюбие, бережное отношение к книгам.

- Вызвать положительный эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки, желание принимать участие в соревновательных играх развивающего характера.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Задачи по образовательным областям:

В области «Речевое развитие»:

Развивать связную речь (умение выразительно отвечать на вопросы полным предложением, речевое творчество (придумать другой конец к сказке). Расширить словарный запас: подобрать родственные слова к слову снег, слова – антонимы; объяснить значение слова: зимовье; назвать пословицы, подходящие к сказке.

В области «Познавательное развитие»:

Развивать логическое мышление: «Найди отличия и сходства в картинах», «Выбери правильный ответ с помощью схематических картинок», «Реши задачу». Развивать память, наблюдательность, зрительное внимание и восприятие, конструктивные навыки (складывать разрезную картинку). Воспитывать бережное отношение к книге, как результату человеческого труда.

В области «Социализации – коммуникативное развитие»:

Формировать умение и желание активно участвовать в командных соревновательных играх развивающего характера; отвечать, прислушиваться к мнению других, обосновывать свой ответ. Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, справедливости и честности в игре. Развивать способность определять эмоциональные состояния, умение называть и передавать их. Вызвать положительный эмоциональный отклик. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

В области «Физическое развитие»:

Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением. Способствовать снятию у детей физического и эмоционального напряжения.

Материал и оборудование:

Видеоролик “Песенки о сказке», презентация «Назови сказку», музыкальная заставка из передачи «Что? Где? Когда?», эмблемы команд «Льдинки» и «Снежинки», настольные театры к сказкам, иллюстрации к книгам, книги со сказками для оформления, барабан с волчком, фишки, медали, разрезные картинки по сказке «Морозко», картинки-схемы, игрушечные рыбки, пиктограммы с эмоциями, тарелочки с глиной, мукой, снегом, пластилином.

Предварительная работа:

Чтение и слушание в аудиозаписи русских народных сказок "Два Мороза", "Снегурочка", "Лисичка-сестричка и Серый Волк", "Морозко". "Зимовье зверей". Просмотр мультфильмов. Беседы по их содержанию. Оформление выставки иллюстраций и книг с русскими народными сказками. Совместные и самостоятельные игры с настольным театром.

Форма организации: подгрупповое занятие

Категория возраста: 5 - 6 лет

Ход непосредственно-образовательной деятельности

1. Вступительный этап

Дети заходят в группу, их внимание привлекает видеоролик “Песенки о сказке».

Воспитатель:

- Вы догадались, о чем будем говорить сегодня? (Ответы детей)

- А что еще изменилось в группе? (Ответы детей)

Конспект НОД по речевому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «В гостях у сказки»

- Ребята, посмотрите, какие красивые, нарядные книги. В каждой из них живут герои ваших любимых сказок. А вы любите сказки? (Ответы детей)

- Что вам нравится в сказках? (Ответы детей)

Сказки пришли к нам из глубокой древности, это древнейший жанр устного народного творчества.

- А почему сказки называют народными? (Ответы детей)

Правильно, народные сказки придумал народ и передавал их из поколения в поколение. Так они дошли до наших дней.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок. Вы согласны? (Ответы детей)

Я предлагаю вам поучаствовать в литературной викторине «В гостях у сказки».

Присядьте на стульчики.

В гостях у каких именно сказок мы будем, вы сейчас угадаете.

Просмотр презентации «Назови сказку»

1. Сказка о созданной из снега доброй и красивой девушке с грустным концом. («Снегурочка»)

2. .История, в которой битый небитого везет. («Лис. -сестр. и Сер. Волк»)

3. История, как злая мачеха и ее злая дочка получают по заслугам, а добрая и кроткая Настенька от зимнего волшебника получает богатое приданое. («Морозко»)

4. Сказка, в которой два брата спорят («Два мороза»)

5. История, в которой дружба помогла спастись от врагов. («Зимовье зверей»)

- Ребята, а вы не догадались, что объединяет все эти сказки? (Ответы детей)

- В какое время года происходят все события в этих сказках? (Ответы детей)

Викторина у нас будет по этим зимним русским народным сказкам.

А для этого наши участники разделятся на 2 команды следующим образом:

Найди вторую часть картинки и составь эмблему своей команды.

(«Льдинки» и «Снежинки»)

Необходимо соблюдать определенные правила викторины:

1. Вопрос выбирается путем вращения барабана каждой командой по очереди.

2. Если игроки этой команды не дают ответа, то право отвечать передается команде-сопернице.

3. За правильный ответ дается фишка

4. В конце викторины выявляется команда-победитель, набравшая большее количество фишек.

Итак, начнём нашу викторину.

Крутится волчок, играет музыка – заставка из передачи «Что? Где? Когда?»

2. Основной этап

Конкурсы викторины:

Сказка "Морозко"

1. Посмотри, где в группе настольный театр к сказке «Морозко», подойди к нему и возьми персонажи падчерицы Настеньки и старухиной дочери. Определи, какие из следующих слов можно отнести к падчерице, а какие к старухиной дочери? Скажи наоборот.

Добрая – злая; грубая – вежливая; трудолюбивая – ленивая; ласковая – вредная.

2. Собери целую картинку из частей. Расскажи, какой эпизод изображен.

Какова работа – такова и награда.

Сказка "Лисичка-сестричка и Серый Волк"

1. Сколько раз лисичка обманывала в сказке и как она это делала?

2. Сколько рыбок утащила лиса у деда, если две рыбки она съела, и осталось еще три?

Сказка "Снегурочка"

1. Из какого материала дед с бабой слепили дочку Снегурочку? Выбери правильный ответ:

а) Из глины

б) Из муки

в) Из снега

г) Из пластилина

Подбери родственные слова к слову снег (снежинка, снегопад, Снегурочка, снеговик, снегирь, подснежник)

2. Почему Снегурочка не хотела идти в лес?

Выбери правильный ответ и обоснуй его.

а) Боялась волка

б) Боялась холода

в) Боялась детей

г) Боялась жары

3. Разложи картинки по содержанию сказки "Снегурочка".

Какое настроение вызывает конец сказки и почему? Найди подходящую эмоцию. (Грусть) Как бы ты изменил конец сказки, чтобы появилась другая эмоция – радость.

Сказка "Два Мороза"

1. Найди иллюстрации к сказкам с одинаковым названием «Два Мороза» и скажи, чем отличаются сказки.

2. Назови пословицу, подходящую к сказке

(Мороз не велик, да стоять не велит. Семеро одного не ждут. Береги нос в большой мороз. В гостях хорошо, а дома лучше. Нет друга - ищи, а нашел, береги. Зима не лето - в шубу одета)

Сказка «Зимовье зверей»

1. Выбери среди зверей тех, которые в сказке зимовье строили?

(Бык, баран, свинья, кот, петух) Что объединяет этих животных.

Объясни значение слова: зимовье (место, где зимуют звери)

Каждый раз после трех заданий проводится физминутка по выбору воспитателя.

Динамическая пауза

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем и снова в путь

Нам советует Мальвина:

«Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево – вправо 10 раз».

Вот Снегурочки слова:

«Чтоб была спина прямая,

Поднимайся на носочки,

Словно тянешься к снежинкам

1 – 2 – 3 – 4 – 5»

От Мороза вот совет:

«Если будешь бегать, прыгать,

Проживешь ты много лет».

Дала нам сказка отдохнуть

И пойдем мы дальше в путь!

Видео - гимнастика для глаз «Зима»

Физминутка «Снегопад»

Ребята, посмотрите на небо (на потолок тоже можно! Вы видите, какие тучи нависли над нами! Сейчас пойдет снег! Вот уже упала. Одна снежинка (все хлопают по ладони одним пальцем). Две снежинки (все хлопают по ладони двумя пальцами). Три снежинки (все хлопают по ладони тремя пальцами). Четыре снежинки (все хлопают по ладони четырьмя пальцами). Началась метель (все хлопают в ладоши).

Затем все повторяется в обратном порядке и наступает тишина (снег прекращается)

Физминутка «Мороз»

Я – Мороз Красный Нос.

Я – Мороз Синий Нос. (Показали на себя)

Братья меж собой родные, (Поклонились)

Мы Морозы удалые. (Приседают вприсядку)

Землю снегом мы укроем, (Имитируют движения)

Через речку мост построим.

Берегите щеки, нос, (Показывают)

Коль на улице мороз. (Растирают ладони)

3. Заключительный этап

Воспитатель:

Наша викторина подошла к завершению. А сейчас мы подсчитаем количество заработанных фишек и узнаем, чья команда победила. (После подсчета и объявления победителей команды награждаются).

- Вам понравилось наше путешествие в мир русских народных сказок?

- Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей)

Ребята, вы молодцы, вы настоящие знатоки сказок. Я вам хочу подарить еще одну книгу с русскими народными сказками.

Ребята, а знаете ли вы правила обращения с книгами? Назовите их. Где в группе можно их увидеть.

Звучит музыка песни “В гостях у сказки”,

Ребята,

В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло.

Пусть добро навеки побеждает зло!

(Дети прощаются и уходят).

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР КОНСПЕКТ подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей.

Конспект НОД по развитию фонематического слуха в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 лет «Терем-теремок» Цели: -закрепить знания о гласных звуках -закрепить умение определять позицию звука в слове: начало, середина и конец -закрепить умение.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Домашние животные и их детеныши» Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Домашние животные и их детеныши» Образовательная область.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей раннего возраста «В гостях у сказки» Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей раннего возраста Цель: - выявить уровень речевого развития детей Задачи:.

Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе «В гостях у сказки» Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе на тему: «В гостях у сказки» Воспитатель: МКДОУ д/с.

Конспект занятия по речевому развитию в группе компенсирующей направленности с детьми старшего возраста Цель: подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, оценке поступков героев. Задачи: познакомить детей со сказкой В. Г. Сутеева.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «В гостях у сказки» Образовательная область: речевое развитие Вид деятельности: непосредственно - образовательная Тема: «В гостях у сказки» Задачи: закрепить.

НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Сказка цвета радуги».НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Сказка цвета радуги». Тема. «Сказка цвета радуги». Цели: Коррекционно-образовательные: 1. Закрепить знание основных цветов спектра и умение их дифференцировать.

Обобщающее занятие по речевому развитию для детей группы компенсирующей направленности 3–4 лет «Сказки — добрые друзья» Задачи. 1. Закреплять и расширять представление детей о знакомых сказках. 2. Развивать память, связную речь, мелкую моторику пальцев рук,.

Сценарий осеннего праздника для подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «В гостях у осенней сказки». Сценарий осеннего праздника для подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. Действующие лица: Ведущая 1 Ведущая 2 взрослые.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект НОД по речевому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «В гостях у сказки»
Опубликовано: 22 января 2017 в 17:33
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День алфавита на МААМ

24 мая славянский мир чествует своих просветителей — братьев Кирилла и Мефодия. Эти святые подарили славянам алфавит, благодаря чему свет христианского учения озарил и славянские народы, говорившие до 12...

23 мая. День Белого короля на МААМ

Многие шахматисты, получив небольшой перевес, с энтузиазмом бросаются в атаку и нередко не только не достигают победы, но и оказываются побеждены сами. Но не такой манерой игры отличается Анатолий Карпов....

Исследовательский проект по выращиванию гороха из семян «Экспериментальный стаканчик»
Исследовательский проект « Экспериментальный стаканчик». ( Экологическое развитие с элементами экспериментирования в старшей группе) Введение Однажды на...
Мастер-класс по аппликации в нетрадиционной технике «Путешествие в Африку» в старшей...
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию интересный мастер-класс по аппликации с использованием нетрадиционных материалов для детей старшей...
Консультация «Их не любить невозможно! Воспитание любви к домашним животным»
Цель: Воспитание милосердия, доброты к животным. Всегда ли мы правильно поступаем? Учим детей быть добрыми, гуманными, жалостливыми, но только на словах,...