Лучший педагог года

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Как лесные звери готовятся к зиме»

Ирина Антонова
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Как лесные звери готовятся к зиме»

Цель: Расширять и обогащать представления детей о зимовье зверей.

Образовательные задачи:

•пополнять и закреплять знания детей об условиях жизни и поведении зверей (изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму);

•активизировать словарь за счет слов: дупло, нора, логово, берлога;

• формировать умение излагать свои мысли понятно для окружающих анализировать, обобщать, делать простейшие выводы;

Развивающие задачи:

•развивать умение самостоятельно выдвигать гипотезы и предположения, объясняя явления природы;

• развивать глазомер, слаженность обеих рук;

Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе „Как лесные звери готовятся к зиме“» размещена в разделах

•развивать умение равномерно покрывать водой лист бумаги;

• развивать уверенность в себе, опираясь на собственные знания.

Воспитательные задачи:

• проявлять умение до конца выслушивать собеседника;

• воспитывать аккуратность в работе с бумагой и кистью.

Предварительная работа:

1. Чтение художественной литературы: А. Усачев «Жили-были ежики», М. Пришвин «Еж».

2. Загадки о животных.

3. Рассматривание картин из серии «Дикие животные».

4. Беседа «Кто как зимует?»

5. Проведение опытов: «Волшебные превращения воды» или рисуем лимоном.

Материал и оборудование:

1. кисточки и листы бумаги по количеству детей;

2. баночки-непроливайки с заранее разведенным слабым йодным раствором;

3. лимонный сок и ватные палочки для нанесения невидимого контурного силуэта рисунка.

4. видео обращение от имени героя (ежика);

5. презентация «Дикие животные»;

6.«иголки» (короткие зубочистки,окрашенные под окрас иголок ежа) для игры «Собери иголочки».

Ход занятия:

I. Создание мотивационного поля (организационный момент).

Задача этапа: 1 - мотивировать детей на включение в речевую деятельность, предполагает возникновение желания работать («хочу») и уверенности в том, что всё получится («могу»).

2 - введение в игровую ситуацию с использованием игр и упражнений.

Воспитатель обращает внимание детей на «иголочки», лежащие на полу, и спрашивает: Чтобы это могло быть? Предполагаемые ответы детей: иголки швейные, иголки хвойного дерева, иголки кактуса, иголки ежика. Как только дети дали правильный ответ- предположение, что возможно эти «иголочки» обронил ежик, воспитатель предлагает поиграть в игру «Собери иголочки». Цель игры: развитие мелкой моторики пальцев рук. Задача игры: захватить за один раз как можно большее количество «иголочек» (зубочисток) в пальцы. Выигрывает тот, у кого оказалось наибольшее количество «иголочек».

Включается мультимедийный экран и детям предлагается просмотреть видеообращение от имени ежика:

Здравствуйте Дети! Сегодня рано - рано утром я был у вас в детском саду, но детей еще не было, поэтому я оставил вам это видео обращение. В лесу случилась беда! Мне очень нужна ваша помощь. В лесу прошли дожди, листья с деревьев все облетели, на рябине не осталось ни одной ягоды. Как же теперь зимовать зверям? Что же кушать? Ребята, вы можете мне помочь? Воспитатель: Как вы думаете, у вас получится помочь нашему гостю? (ответы детей).Вы действительно, сможете это сделать? (ответы детей).

II. Актуализация знаний. Воспитатель использует систему вопросов и подводит детей к осмыслению проблемы, темы занятия. Во время беседы используются слайды мультимедийной презентации.

Давайте вспомним, кто из зверей, что запасает на зиму и где зимует. Проводится беседа с детьми на тему: «Кто как в лесу готовится к зиме», о способах зимовки диких зверей, их приспособлении и питании в зимний период, (на основе иллюстративного ряда примеров диких животных: белка, медведь, заяц, еж,лиса). Дети рассказывают про места обитания животных, способы зимовки, смену окраса, способы заготовки зимних запасов, используя имеющиеся знания.

Вводятся слова: дупло, нора, логово, берлога.

Воспитатель: А какому животному трудно зимовать без помощи человека?

Для ответа на вопрос необходимо отгадать загадку. Отгадаете? (ответы детей).

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

Воспитатель: Расскажите, как это большое, сильное животное проводит зиму? (ответы детей).(Лось питается ветками деревьев, кустарников, корой. Спит на снегу или в глубоком снегу, ноги прячет под брюхо, чтобы не замёрзли).

Воспитатель: Чем питается лось (ответы детей) (Основная пища лося — это молодые побеги дуба, осины, березы, рябины, кустарников).

Воспитатель: Как человек помогает лосям перезимовать в лесу, особенно когда земля покрывается снегом? (ответы детей). (Лесники обустраивают кормушки, раскладывают сено, соль, сухие ветки с листьями).

Воспитатель: Ежик, вот ребята тебе помогли и напомнили, что тебе нужно спать в зимнее время, а не гулять, и не искать себе пропитание.

Физкультминутка. (Дети выполняют движения по тексту).

Только в лес мы зашли

Появились комары.

Руки вверх над головой

Руки вниз, хлопок-другой.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладем

И вразвалочку идем.

Вдруг мы видим у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад в гнездо кладем.

Кто-то зайку напугал,

Зайка быстро ускакал.

Скачем быстро мы за ним

И домой скорей спешим.

Прыг-скок, прыг-скок,

Очень радостный денек. (М. Мышковская)

III.Открытие детьми нового знания.Этап предполагает вовлечение детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний.

Ежик продолжает обращение к детям с экрана:

Дети, когда я шел к вам, на улице был дождь, и везде лужи, их так много и они не высыхают. Вот летом я ходил в гости к зайцу, там после дождя лужи быстро высыхали. Почему я никак не пойму?

Дети выдвигают гипотезы, почему так происходит.

Воспитатель: Ежик, мы тебе сейчас объясним. Ребята, кто сможет рассказать ежику, почему летом лужи высыхают быстро, а зимой нет? (Ответы детей в форме обобщения: летом солнце сильно греет и поэтому идет быстрое испарение воды из луж; зимой солнце светит, но совсем не греет, поэтому вода испаряется очень медленно).

Воспитатель: Теперь я расскажу вам, как ежи готовятся к зиме.

Поздней осенью обладатели колючей одежды готовятся к зиме. Перво-наперво перестают есть, чтобы очистить кишечник перед долгим прозябанием. Добровольная голодовка, возможно, так «удивляет» бывших обжор, что нарушается координация движений — ежей качает из стороны в сторону. А может,

у них кружится голова от воспоминаний о том, как они летом истово запасались жирком, а также аскорбиновой кислотой и витамином Е? Зимой витамины нужны отнюдь не меньше жира, помогают ежам при впадении в спячку и при выходе из нее.

Осенью ежи любят покататься в опавшей листве, чтобы нанизать ее на иглы. Они это делают для того, чтобы постель в их норе была мягче и теплее.

Представьте, что зверек с самым коротким именем благополучно спит. Дыхание ослабло, сердечко бьется еле-еле. Температура тела упала с 34 градусов до двух. Еж стал холоднокровным. Скрючившись, насекомоядный зверь коротает зиму. Таких зим у него может быть до шести.

Вопрос к детям: Если еж перезимовал шесть зим, сколько лет по вашему этому ежику? (ответы детей). Иногда молодые ежата — ежата-первогодки часто замерзают.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, от чего так происходит? (дети высказывают свои гипотезы и предположения).

Воспитатель: Действительно, оказавшись без родительской помощи, еще не умея, как следует устроиться на зиму, молодые ежата не в силах пережить долгую, холодную зиму. Опытные же, познавшие на своей колючей шкуре, что такое зимняя стужа, успешно переносят зиму и просыпаются с первым повышением температуры воздуха и окончанием ночных заморозков.

Весной еж, спустивший жирок, похож на тряпку. Тело уплощено, колючая шкура болтается, как на вешалке. И если летом он шарил в поисках съестного в темноте, то весной жует почти круглосуточно. Зимовка ежей – это удивительное свойство природы, о котором вы сегодня узнали.

Игра с мячом на ковре: «Подскажи словечко»

- Осенью еж сытый, а весной… (голодный)

- У зайца хвост короткий, а уши ….(длинные)

- У белки задние лапы длинные, а передние ….(короткие)

- Ёж маленький, а медведь ….(большой)

- Заяц пушистый, а ёж ….(колючий)

- У белки хвост длинный, а у зайца ….(короткий)

- У лисы шерсть мягкая, а у волка ….(жёсткая)

- Ёж зимой спит в норе, а медведь … (в берлоге)

- Заяц летом серый, а зимой ….(белый)

- Еж летом бодрствует, а зимой….(спит).

Воспитатель: Ежик, теперь ты много знаешь и про зимовку зверей и про то, как звери готовятся к зиме, как делают заготовки припасов и меняют свои шубки.

IV. Самостоятельное применение нового знания на практике. На данном этапе происходит вовлечение детей в процесс самостоятельного применения ранее полученных знаний в ходе опытно-экспериментальной деятельности.

Мы, с ребятами хотим показать тебе еще одно удивительное свойство природы. Мы хотим подарить тебе твои любимые лакомства. Это будет нашим подарком для тебя.

Ребята, давайте начнем превращение. Дети проводят эксперимент с проявлением рисунка, нарисованным лимоном.

Воспитатель предлагает детям при помощи ватной палочки, смоченной в соке лимона, контуром изобразить любимое лакомство ежей на листе бумаги. Затем, кисточкой нанести на нее «волшебную» воду, заготовленную заранее.

Воспитатель: Смочите свои кисти, и проведи ими по листу бумаги. Ежик, смотри, что происходит у ребят с их листочками. На листах у детей проявляется изображение, нарисованное ранее лимоном. Происходит химическая реакция при смешении воды с легким йодным раствором, который налит в банки- непроливайки.

Воспитатель: Смотрите ребята, у всех вас проявились любимыелакомства ежей. Ежик, мы правильно угадали все то, что ты любишь?

Ежик: Да, спасибо, вам, ребята! Хорошо у вас в гостях. Пора мне домой в лес возвращаться на зимовку.

Воспитатель: Подожди, Ежик!Ребята, как быть с вашими рисунками? Что нам, с ними делать? (Предположения детей о том, как отправить рисунки ежику).

Воспитатель: Давайте скажем Ежику до свидания! Приходи к нам еще на следующий год, как проснешься.

V. Рефлексия (итог). На этом этапе подводится итог занятия в эмоциональном и смысловом аспекте, определяется результат образовательной деятельности с детьми.

Ребята, как думаете, вы помогли сегодня ежику?

Вы справились с этой задачей?

Какое у вас сейчас настроение, после помощи лесному зверю?

Что было для вас самым сложным, когда вы помогали ежику?

Какое новое свойство природы вы сегодня узнали?

С чем вы справились быстрее всего?

Публикации по теме:

Проект «Как звери готовятся к зиме?» в разновозрастной группе Актуальность проекта: Суть проекта заключается в том, чтобы во время занятий, бесед, чтения художественных произведений, экскурсии в библиотеку,.

Фотоотчёт о театрализованной игре «Как звери готовятся к зиме» в средней группе ДОУФотоотчёт о театрализованной игре «Как звери готовятся к зиме» в средней группе ДОУ 09 октября 2019 года прошла театрализованная игра «Как звери готовятся к зиме» для дошкольников средней группы МБДОУ "Детский сад комбинированного.

Конспект интегрированной беседы «Как дикие звери готовятся к зиме» .

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Лесные обитатели — звери» Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе. Тема: «Лесные обитатели – звери». Цель занятия: расширять.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Как звери готовятся к зиме» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. Тема "Как звери готовятся к зиме". Власова И. В. Цель: Систематизировать знания.

Конспект ООД по экологии «Как звери в лесу к зиме готовятся?» во второй младшей группе Цель: Формирование умения устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей (изменение окраски шерсти,.

Конспект занятия по речевому развитию «Лесные животные готовятся к зиме» в средней группе Конспект занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Лесные животные готовятся к зиме» Цель: Работать над формирование умения.

НОД по развитию речи средней группы «Как звери готовятся к зиме» Тема: Как звери готовятся к зиме. Цель: Составление описательных рассказов о животных. Задачи: формировать умения составлять.

Конспект занятия «Как звери к зиме готовятся» Цель: создание условий для развития познавательной активности детей в процессе знакомства с жизнью зверей в осенний период Задачи: Образовательные:.

Открытое занятие по экологии в средней группе «Как звери готовятся к зиме» Открытое занятие по экологии в средней группе Тема: «Как звери готовятся к зиме». Интегрированная образовательная область: Познание (ознакомление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Как лесные звери готовятся к зиме»
Опубликовано: 13 октября 2019 в 08:36
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД