Наталья Владимировна Бондаренко
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие связной речи и обобщение представлений об характерных признаках осени в подготовительной группе.
Задачи:
Образовательные: Совершенствование умение воспринимать предметы и явления окружающей действительности по средствам связанной речи, логического мышления.
Учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя.
Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе.
Развивающие:
Развивать внимание, память.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе „Золотая осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Продолжать работу над интонацией выразительностью речи.
Развивать интерес к выполнению заданий.
Активизировать словарь по теме «Осень».
Воспитательные:
Воспитывать у детей бережное отношение к природе;
Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Предварительная работа:
- Беседы об осени
- Чтение художественных произведений: «Лес осень» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, И. А. Бунина, Н. А. Некрасова, и. т. д.
Разучивание стихов
Пение песен об осени и слушание музыки.
Рассматривание репродукций картин И. Левитана «Золотая осень»
Ход НОД
Воспитатель: здравствуйте ребята! Послушайте загадку, и отгадайте кто я!
Жёлтой краской крашу я
Поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,
Назови ты меня! (Осень)
Воспитатель: Верно. Я сегодня Королева Осень.
Воспитатель: сегодня ребята нам пришло письмо в нашу подготовительную группу.
Уважаемые ребята!
Наступила осень в осеннем лесу и был сильный ветер и все листочки улетели с деревьев. И осенний лес просит вас их собрать в корзинку, но отвечая на задания. Поможем ребята? Отвечают дети: да.
Первый листочек
Дыхательные упражнения
«Осенние листочки»
Шаловливый ветерок в лесочек залетел:
Ш-ш-ш!
Тихо-тихо веточкам он песенку запел:
Ш-ш-ш!
Сильный ветер в наш лесочек тоже прилетел:
Ш-ш-ш!
Громко- громко веточкам он песенку запел:
Ш-ш-ш!
Ветерки по очереди листьям песни пели:
То тихую: Ш-ш-ш!
То громкую: Ш-ш-ш!
То тихую: Ш-ш-ш!
То громкую: Ш-ш-ш!
Воспитатель: Молодцы ребята!
Что же нам приготовил следующий листочек?
Второй листочек
1. Рассмотрите картину.
Какое время года нарисовано на картине? – Осень.
Какие осенние месяцы вы знаете? – Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: про яркую, красивую красоту осени написано много прекрасных стихотворений. Прекрасные – это какие стихи?
Чтение стихотворений на фоне музыки (П. И. Чайковский «Времена года» «Октябрь. Осенняя песнь».)
Воспитатель: Я люблю разные стихи об осени, я не раз читала вам их, но сегодня порадует чтением стихотворения про «Сентябрь» это Оленька.
Яркой краски принесла.
По густым деревьям,
Словно акварелью
Все покрасила листы,
Жёлтый, красный, посмотри.
Будто в сказке лес осенний,
Весь залитый янтарём.
И с берёзы лист последний
Попрощался с сентябрём.
Воспитатель: Как вы себе представляете осень в этом стихотворение? (листья на деревьях, с наступлением осени, поменяли окраску: стали красными, жёлтыми, оранжевыми; лес – это сказка.)
Воспитатель: Чем пахнет осенний лес? (дубом, берёзой)
Посмотрите на картину, и скажите, почему называется золотая осень? – Все жёлтое как золото.
Воспитатель: Какая осень? (Красивая, яркая, солнечная).
Воспитатель: На этой картине, какие краски вы видите? Какое небо? Много ли листьев на деревьях?
Дети: - Мы видим жёлтые, красные и оранжевые оттенки. Небо синее. Листьев на деревьях ещё много, но многие уже на земле.
Осенние месяцы назывались совсем по-другому.
У сентября в народном календаре есть несколько имён – рябинник, хмурень, листопадник.
В сентябре, с наступлением мороза, поспевает рябина. Есть даже такая народная примета: «В лесу много рябины – осень будет дождливая, если ж мало – сухая».
А почему хмурень? Да потому что небо в это время года чаще хмурится, идут дожди.
А листопадник, потому что в сентябре начинается листопад.
Воспитатель: - Скоро у нас какой месяц будет? октябрь. Середина осени. Посмотрите на картину и вспомните, какого цвета небо? (серое)
- Какой дует ветер: тёплый или холодный?
- Какую одежду носят люди?
- На деревья и кустах какого цвета листья?
- А на земле есть листья?
- В октябре листья падают с деревьев. Как это называется? (листопад)
- Молодцы все правильно заметили.
На экране поочередно включаются слайды с осенними месяцами.
Послушайте ещё одно стихотворение. Рассказывает Денис.
Осень плакать мастерица,
Каждый день всё кап, да кап.
С неба падает водица,
Я совсем уже прозяб.
Посижу ка дома лучше,
Полюбуюсь из окна,
Как из этих серых тучек
Проливается слеза.
Воспитатель: Ребята, а каком месяце это стихотворение? Об октябре. Посмотрите на картину. Какая осень в октябре?
Дети: стало прохладно. Небо серое, покрыто облаками. Дует холодный ветер. Часто идут дожди. Листья на деревьях стали жёлтые, красные, коричневые. Начался листопад. Птицы улетают в тёплые края. Люди надели тёплую одежду.
Воспитатель: Второй месяц осени значит это октябрь в народном календаре называется листобой, мокрохвост, грязник.
Листобоем называли его потому, что к концу октября уже все деревья оголялись, стояли без листьев, октябрь словно сбивал листву с растений).
В народе говорили: «Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы».
Смешное название «мокрохвост» напоминает о частых дождях. И «грязник» также.
- А как называется третий месяц осени? (ноябрь)
Послушайте от Лены стихотворение.
Скоро краски все цветные
И листочки расписные
Под пушистый белый снег
Осень спрячет на ночлег.
Засыпать начнёт земля
И покроется река
Тонкой коркой изо льда
В день осенний ноября.
Воспитатель: Ребята, а каком месяце это стихотворение? Об ноябре. Посмотрите на картину. Какая осень в ноябре?
Дети: Осень в ноябре какая? (Поздняя, холодная, сырая, морозная).
Ноябрь называли подзимник, грудень. В народе говорили ноябрь за окном, месяц студеный, очень холодный, с долгими тёмными вечерами, да грудами замерзшей земли.
Подзимник, потому что ноябрь последний месяц осени, последний перед зимой, ворота зимы.
А название «грудень» пошло от того, что смерзшаяся земля, еще не покрытая снегом, лежит грудами, кучами.
Интересные названия у месяцев были в старину? Вы запомнили их названия и почему они так назывались?
Воспитатель: А теперь вам нужно решить не простые задачки.
Третий листочек
Задача «Разноцветные кораблика»
Пришла я на реку. Сколько разноцветных корабликов сегодня на реке: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, спустится на воду и тотчас поплывет. Много еще прилетит их сегодня, и завтра, и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать, и река замерзнет. Расскажите, что это за кораблики и в какое время года они появляются.
Задача «Книжка про осень»
Мама купила Саше новую книжку. В ней было три картинки. На первой деревья стояли с желтыми листьями. Такие же листья покрывали землю. Светило солнце, и деревья казались золотыми.
На второй картинке листьев на деревьях было меньше, небо затянули тучи, шел дождь.
На третьей картинке почти все деревья стояли голые, только дуб не сбросил свою листву. Опавших листьев много на дорожках, под деревьями. В воздухе кружится и медленно падает на землю первый снег.
«Как называется первая картинка?» - спросил Саша маму и показал на первую. «Осень» – прочитала мама. «А это?» - показал Саша на вторую картинку. «Осень» – опять прочла мама.
- Почему про осень нарисовано три разных картинки?
- Как разложить их по порядку: что раньше, что потом?
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы справились и с этим заданием. А теперь давайте немножко отдохнем.
Физминутка «Осенние листики».
Четвёртый листочек
Воспитатель: предлагаю поиграть в игру «Да или Нет», проверим, как вы знаете приметы осени.
Игра «Да или Нет».
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Цветочки осенью цветут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать –
Куртки-шапки одевать?
Пятый листочек
Игра «Осенний шарик».
«Шарик осенний и волшебный будет в руки к нам скакать и вопросы задавать!»
Воспитатель: Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос.
Листья осенью (что делают) – Листья осенью желтеют и опадают.
Дождь осенью (что делает) – Дождь осенью моросит, идет.
Урожай осенью (что делают) – Урожай осенью убирают, собирают.
Деревья осенью (что делаю) – Деревья осенью теряют, роняют листья.
Звери осенью (что делают) – Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Птицы осенью (что делают) – Птицы осенью улетают в теплые края.
Вода в реке осенью (что делает) – Вода осенью замерзает.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Поиграем в игру «Соберём листочки в корзинку». Дети идут по кругу и поют песенку: Мы идём, идём, идём, листики мы соберём. Вот листочек, выбирай! И в корзинку отправляй! Вот сколько мы листочков набрали для
Заключительная часть:
Ребята мы с вами сегодня говорили про осень, вспомнили очень много примет. Перечислили много признаков осени. Поиграли в игры. Решали речевые логические задачи. Что вам понравилось больше всего? Что давалось с трудом?
Осень дарит вам листочки красного, жёлтого и оранжевого цвета.