Папки-передвижки

Конспект НОД «По страницам книжной истории»

Марина Рудакова
Конспект НОД «По страницам книжной истории»

Конспект НОД

Тема: «По страницам книжной истории»

Цель: познакомить детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире.

Задачи:

- стимулирование познавательно-исследовательской деятельности путем исследования свойств природных материалов;

- активизация диалогической речи, обогащение активного словаря;

- использование различных форм работы с детьми;

- развитие у детей творческого воображения путем использования активных форм обучения.

Ход НОД:

-Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть.

Публикация «Конспект НОД „По страницам книжной истории“» размещена в разделах

- Меня зовут Татьяна Николаевна. Посмотрите, что у меня есть. Как вы думаете, что это такое? (ответ детей).

Совершенно верно – это флешка, а как вы думаете для чего она нгужна? комната, в которую вы попали называется Центром хранения данных. Здесь хранятся данные обо всем!

-Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей)

Замечательно. Тогда разрешите пригласить вас в необычное путешествие - путешествие в ПРОШЛОЕ СОЗДАНИЯ КНИГИ. А на чем можно попасть в прошлое

-Ребята, давайте встанем в «машину времени», только смотрите, здесь идут потоки информации, старайтесь на них не наступать. Договорились?

(Свет выключается. Дети перемещаются в прошлое, стоя в кругу).

-Встаем в круг. (музыку выключают).

Прошлое книги началось со страны, Египет. Там открыли первую книгу. Туда мы и переместимся. Передаем друг другу нашу волшебную палочку-перемещалочку. (передают палочку по кругу)

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЕГИПЕТ)

Египет — это красивая страна, там много пустынь, моря с красивыми рыбками, даже горы, реки. Этой страной правили фараоны, а помогали им жрецы, они были умными, образованными людьми, умели читать, писать. Давайте мы с вами пройдём и присядем за столы. (дети садятся за столы, воспитатель — напротив детей).

- Для вас на столах приготовлены различные природные материалы, которые жрецы использовали для написания книг, на чем-то же им надо было писать, правда, ребята? Перечислите природные материалы, которые лежат перед вами. ( ответы детей : песок, глина, вода).

-Молодцы! Вы назвали все материалы. Давайте попробуем на них написать. Возьмите деревянные палочки острой стороной вниз и нарисуйте что- нибудь на песке. (Дети пишут, рисуют)

- Скажите, ваши изображения видны? (да)

-Положите ваши палочки. Представим, что мы свою надпись понесли кому- нибудь почитать. Мы несли и трясли по дороге, потрясите тарелочки.

- Что стало с вашей надписью? (ответы детей)

Она исчезла. А почему такое произошло? Почему надпись исчезла?

-Потому что песок какой? (сыпучий)

- Ой, какие вы молодцы! Песок сыпучий.

-Давайте попробуем нарисовать на воде, опускайте свою палочку в воду и нарисуйте там что-нибудь (дети рисуют).

- Что получается, ребята? (ничего)

- Как же так, а почему (дети отвечают)

-Вода какая, ребята? Вода жидкая, у воды нет формы, поэтому то, что вы рисуете- не видно!

-Давайте ваш поднос отодвинем в сторону и возьмем дощечку с глиной. Попробуем написать на глине.

- Так, молодцы, а теперь поставим пять точек, вдавливайте глину. Получилось?

-Проверим, можно ли эту информацию сохранить? Отложите в сторону палочки, возьмите свою доску для лепки, потрясите. Что стало с информацией? (сохранилась)

- Она осталась? (да)

- Подуйте на нее (дуют)

- Что с ней стало? (сохранилась)

- Значит, глина подходит для того, чтобы записывать что-то? (да)

- Вот к этому же выводу пришли и древние жрецы, (встает, обращает внимание на экран).

- Давайте посмотрим, как они это делали (фото).

- Для записи жрецы использовали почти такие же дощечки, на которых они писали, используя деревянные палочки, которые назывались клинки.

Палочкой надавливали, как вы сейчас на глину, и получалось изображение, а после эти пластины обжигали, складывали друг на друга, и получались такие книжные страницы из глины. Вот какой секрет был в древнем Египте.

- Ну что же, вытирайте руки влажной салфеткой, нам пора отправляться дальше, нас ждет другая страна.

(перемещаются в машине времени под музыку)

-Сейчас мы окажемся в древнем Китае. (передают палочку по кругу).

- Ребята, следующей страной, куда мы отправились, стал Китай, ведь Китай- родина многих открытий, давайте мы выйдем из машины времени (проходят к проектору, на котором показан Китай)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КИТАЙ»

- Вот перед нами китайская страна : это Великая китайская стена, это Дворец императора, а это храм Неба (слайды демонстрируются на экране).

В Китае люди всегда выращивали чай, рис, а это — китайский Новый Год (слайд, он считается самым главным праздником в Китае.

- А вы знаете, что китайцы много времени уделяли своему здоровью.

Поэтому я предлагаю вам сделать китайскую гимнастику.

- Давайте встанем вот здесь на ковре, чтоб друг другу не мешать, и ко мне повернемся лицом.

- Молодцы.

- Готовы?

ЗВУЧИТ МУЗЫКА

-Руки опустите вниз, ноги поставьте прямо. (звучит китайская музыка)

- Сначала поприветствуем солнце. Медленно руки поднимаем вверх, молодцы, - опускаем вниз.

- Китайцы очень любят зонтики, поэтому превратимся в зонтики, молодцы!

- Какие красивые зонтики!

- А теперь станем с вами деревьями, высокими и стройными! Руки соединили, взяли ногу и поставили стопу на колено, держим равновесие, подержали чуть-чуть, опустили. молодцы.

Наклонимся вниз, поднимаем руки вверх и говорим «х-ха!» (повторяем)

- А теперь предлагаю вам пройти в китайскую книжную мастерскую и присесть на ковер, на подушки, потому что в Древнем Китае было принято работать, сидя на полу. (садятся на ковер)

- История древней книги в Китае была очень интересной: сначала китайцы писали на шелке,- это такая нежная ткань, ее нарезали маленькими кусочками и потом эти странички сшивали, получались шелковые книги.

Я предлагаю вам стать создателями шелковых страниц, и написать на них специальные символы, которые называются иероглифы, а ну-ка, повторите за мной — иероглиф! Вот это — горы, этот иероглиф означает — человека, а это — рисовое поле.

Я предлагаю вам написать понравившийся иероглиф на ваших шелковых страницах.

-Берите кисточки и начинаем работать! (дети рисуют, попутно воспитатель уточняет, что пишут дети, хвалит их).

- Какие молодцы, ребята. Положите кисточку на подставку, возьмите влажные салфетки, вытрите свои руки.

-Я открою вам секрет: китайцы - очень изобретательный народ, и следующим, что они изобрели - была бумага. Но о ней мы поговорим в другой стране и в другом времени, договорились?

-Пойдемте в нашу машину времени!

(Перемещаются с палочкой в «машине времени» под музыку)

- Мы с вами перенеслись в современный мир. Флаг какого государства вы видите на экране? А город узнали?

Я приглашаю вас посетить книжную выставку, где мы с вами познакомимся с самыми разными книгами.

История книги на Руси начинается с этого предмета. Подскажите, что это такое? (береста) Именно бересту наши предки использовали в далёком прошлом. Позже появилась бумага и были созданы печатные книги. 777777777777777

-Ребята, я хочу вам задать очень важный вопрос: скажите, а как же сохраняют информацию в наше время?

(При затруднении воспитатель обращает внимание на атрибуты)

-А где еще можно? (на дисках, в компьютере, в письмах)

Сегодня как раз на адрес вашего детского сада пришло видео письмо.

(Дети подходят к экрану. Рефлексия.)

(Видео письмо из Центральной районной детской библиотеки)

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Алексеевна. Я живу в городе Строитель и работаю в Центральной районной детской библиотеке. В данный момент я нахожусь у себя на работе. А вы сейчас где? (ответы детей)

- Расскажите, что сегодня интересного было у вас в детском саду? (ответы детей)

-У вас очень интересно, вы все очень умные и хорошие ребята, но извините, мне пора идти работать дальше, так что всего вам хорошего, слушайте своих воспитателей! Ждем вас в нашей библиотеке. До скорой встречи! (ответы детей)

-Молодцы! Мне с вами было очень интересно! А вам понравилось наше путешествие в ПРОШЛОЕ СОЗДАНИЯ КНИГИ? (ответы детей)

Тогда давайте вместе с вами произнесём слова «Мы – молодцы!» (3 раза с разной силой голоса)

Спасибо вам большое! В память о нашей встрече хочу подарить книги, которые пополнят вашу групповую библиотеку. До новых встреч! До новых встреч! Наша «машина времени» работает круглосуточно!

Самоанализ.

Непосредственно-образовательная деятельность проведена с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Страницы книжной истории». Программное содержание. Познакомить детей с историей создания книги, путём расширения представлений о мире. Активизировать познавательно-исследовательскую деятельность путём исследования свойств материалов. Содействовать активизации диалогической речи, обогащение словаря. Учить работать самостоятельно в группе. Развивать у детей внимание, творческое воображение, используя активные формы обучения: групповые дискуссии, мозговой штурм. Стимулировать физическую активность детей путём выполнения физических упражнений. Задачи: - дать знания об основных моментах истории книги; -познакомить с первыми письменными материалами: глина, камень, береста, бумага. -затронуть историю книги; -вспомнить современные технические средства сохранения данных; -развивать умение анализировать, мыслить, делать выводы, находить причинно-следственные связи; -развивать познавательную инициативу, развивать творческие навыки, путём выполнения различные видов художественной деятельности. - в ходе педагогического процесса погрузить детей в колорит стран : Египта, Китая, России посредством музыки, видеоматериалов, оформления помещения. -поддерживать физическую активность детей. Во время образовательной деятельности были использованы различные виды деятельности: двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная, чтение художественной литературы, игровая, что позволило связать отдельные представления в целостную картину. Цели образовательной деятельности достигались путём расширения кругозора детей выведения за пределы непосредственного практического опыта освоением представления об элементарных географических и исторических представлений. Можно было наблюдать научность, логичность и доступность подачи материала, прослеживать историческую цепочку развития книги: первые книги Египта далее Китай- шёлковые книги, бумага. В целях патриотического воспитания была затронута Русь и далее современность. Считаю, что образовательная деятельность соответствовала познавательному уровню, интересам, темпераменту, уровню подготовки и развития детей группы. Все дети справились с предлагаемыми заданиями. самостоятельно. Мною были использованы различные методы: эксперимент, наблюдение, демонстрация видеоматериалов с использованием икт, рассказ, беседа, игра. Для повышения активности детей мною были использованы следующие приё мы: 1. Воображаемая ситуация, она позволила сделать процесс обучения естественным и раскрепостила детей. 2. Элемент новизны- необычное начало, которое сразу соединило, сосредоточило внимание детей. Далее сама форма образовательной деятельности заинтересовала детей и держала их интерес на высокой ноте в течении всего времени. Приемы активизации самостоятельного мышления детей использованные в образовательной деятельности : создание проблемной ситуации, мозговой штурм, сравнение материалов, обобщение, получение знаний. Результатом применения перечисленных методов считаю самостоятельность, сосредоточенность, целенаправленность действий и мыслей в течение занятия можно было отметить высокую активность, заинтересованность, позитивный настрой, желание принять участие в предлагаемых событиях со стороны детей. Общение носило диалогический характер, присутствовала речевая активность детей, она прослеживалась в ответах на вопросы. Преобладает партнёрская форма работы – взрослые рядом с детьми в кругу. В процессе деятельности детям было разрешено свободно передвигаться, общаться. Позиция взрослого- все дети в поле зрения, чтобы можно было общаться, задавать вопросы, помогать. Содержание деятельности носило интегрированный характер, где главенствующую позицию занимало познание и художественно-эстетическое развитие дополненные другими областями. Во время образовательной деятельности проводилась физкультминутка в виде корригирующей гимнастики. Организация рабочего пространства обеспечивало смену поз детей. Можно было наблюдать рациональное размещение материалов, при этом были соблюдены дидактические правила и санитарно-гигиенические требования. Во время привлечения детей к образовательной деятельности использовались видео и фотоматериалы, а также нетрадиционные материалы песок, глина, деревянные палочки, ткань.

Публикации по теме:

Классный час в 3 классе «По страницам истории школьной формы» Классный час в 3 классе «По страницам истории». Тема: «По страницам истории» Цель. Формировать представление о предназначении одежды в жизни.

Конспект НОД «Из истории народных музыкальных инструментов» Основные задачи: 1. Познакомить детей с различными музыкальными инструментами, историей их создания и использования в различные исторические.

Конспект НОД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Денежные истории» МАДОУ «Полазненский детский сад № 5» Конспект НОД по финансовой грамотности дошкольника в подготовительной группе на тему «Денежные.

Конспект НОД по истории Петербурга «Прогулка по самому первому саду» для подготовительной к школе группы Конспект НОД по истории Санкт-Петербурга. по теме: «Прогулка по самому первому саду». возраст: подготовительная группа. Задачи: 1. Расширить.

Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «По страницам Красной книги» Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе на тему: «По страницам Красной книги»Цель: Закрепить знание детей о.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Знакомство с книжной графикой» Интеграция образовательных областей: Образовательная область «Познавательное развитие»: дать представление о художниках – иллюстраторах.

Конспект открытого НОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «По страницам сказок К. И. Чуковского»Конспект открытого НОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «По страницам сказок К. И. Чуковского» Тема: «По страницам сказок К. И. Чуковского» Цель: Приобщение детей к словесному искусству посредством удивительного мира сказок К. И. Чуковского.

Конспект НОД по истории Омска для старшей группы «Город с детства нам знаком» Конспект занятия (НОД) для старшей группы «Город с детства нам знаком»Город с детства нам знаком. Цель: Продолжать знакомить детей с малой.

Рукописная книга «По страницам истории Храма Новомучеников и Исповедников Российских»Рукописная книга «По страницам истории Храма Новомучеников и Исповедников Российских» Жили братья в Салониках древних. Говорят, что болгары по крови. Но нет точных свидетельств об этом. Мы со временем тайну раскроем. Часто.

Сценарий краеведческих дозорных игр для детей старшего дошкольного возраста «По страницам истории»Сценарий краеведческих дозорных игр для детей старшего дошкольного возраста «По страницам истории» Цель: Сформировать знания детей о малой Родине, воспитать любовь к родному городу, научить работать в команде. Интеграция образовательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «По страницам книжной истории»
Опубликовано: 9 января 2019 в 13:15
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД