Лучший педагог года

Конспект НОД по экологии с детьми подготовительной группы «Зелёная аптека. Лекарственные растения»

Евгения Гасанова
Конспект НОД по экологии с детьми подготовительной группы «Зелёная аптека. Лекарственные растения»

Конспект НОД по экологии с детьми подготовительной группы

«Зелёная аптека».

Цель: развитие познавательной активности в процессе формирования представлений о лекарственных растениях.

Задачи:

Публикация «Конспект НОД по экологии с детьми подготовительной группы „Зелёная аптека, Лекарственные растения“» размещена в разделах

Образовательные: Закрепить с детьми знания о лекарственных растениях, об их целебных свойствах. упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

Развивающие: Развивать мышление, умение делать выводы, обогащать словарный запас путем выделения слов.

Воспитательные: Воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их. Воспитывать любовь к природе.

Речевые: пополнение словаря: настой, отвар, лекарственные растения Формировать у детей умение правильно называть лекарственные растения.

Оборудование: Игрушка Божьей коровки; стол с лекарственными растениями; засушенные лекарственные растения, зашитые в холщовые мешочки (мята, шалфей, душица). Лекарственные растения (подорожник, мята, ромашка, крапива, одуванчик) : карточки с изображением лекарственных растений.

Ход:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня утром я встретила Божью коровку и она сказала мне замечательную новость, хотите знать какую?

Воспитатель: Она приглашает нас в гости чтобы познакомить с лекарственными растениями. Вы знаете, что это такое? Пойдёмте скорее, сейчас Божья коровка нам всё расскажет. Она нас уже ждёт.

Дети проходят на веранду, где стоят три стола с иллюстрациями растений и игрушка Божьей коровки.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с Божьей коровкой, она очень рада нас снова видеть.

Дети: (здороваются)

Воспитатель: Дети, расскажите Божьей коровке, чем и как вас лечат, когда вы заболеваете?

Дети: Таблетками, микстурами.

Воспитатель: Божья корка хочет вас познакомить с разными лекарственными растениями. Вы знаете, почему растения называются лекарственными?

Дети: Потому что ими можно лечиться.

Воспитатель: Правильно! Лечение растениями зародилось в глубокой древности. Для того чтобы заниматься этим весьма непростым делом, нужно знать, как выглядят лекарственные растения. Как найти в природе нужное растение? Где его искать: в лесу, в поле, на болоте? Нужно знать, как и когда растения надо собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения. У одних растений ценные вещества находятся в листьях — значит, что нужно собирать?

Дети: Нужно собирать листья;

Воспитатель: У других — в корнях, что нужно собирать?

Дети: Коренья

Воспитатель: У некоторых — в цветках и плодах. И собирать мы будем что?

Дети: Цветы и ягоды.

Воспитатель: Особую помощь оказывают лекарственные растения в походе, на прогулке, вдали от дома, когда нет таблеток, нельзя сделать уколы.

И сегодня, на нашем занятии «Зеленая аптека открыта», Божья коровка познакомит нас с некоторыми лекарственными растениями, научит находить их в природе, расскажет об их использовании человеком.

Дети подходят к столу, где стоит картинка «Луг»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что изображено на этой картинке?

Дети: На картинке изображён луг.

Воспитатель: Правильно, и растения на столе Божья коровка положила те, что растут на лугу, значит, как они называются?

Дети: Луговые.

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте познакомимся с лекарственными растениями, которые растут на лугу.

Воспитатель показывает детям растение – Подорожник

Воспитатель: Ребята, посмотрите на это растение, кто знает, как оно называется?

Дети: Это растение называется подорожник. Кто расскажет стихотворение про него?

1 ребё нок:

По обочинам дорожки,

У реки, на берегу,

Распластался подорожник

На тропинках, на лугу.

Корешок короткий, прочный.

И к нему со всех сторон

Прилепились, как шнурочки,

Тонких «Нитей» батальон.

Сердцевидные листочки,

Шиты строчкой сверху вниз,

У корней растут пучочком-

Вкруг стебля все собрались.

2 ребё нок:

Стебелёк упругий, жёсткий,

Держит плотный колосок.

И невзрачный и неброский-

Подорожника цветок,

Но лечить бронхиты можно,

В ранке – кровь остановить:

Лист помыть и осторожно

К свежей ранке приложить.

Ты найдё шь его повсюду:

В поле, парке и в саду.

Из него готовят блюда.

Отведёт он и беду.

Это чудное лекарство.

И всегда он под рукой.

А здоровье – вот богатство.

Береги его, друг мой!

Воспитатель: Почему его так назвали?

Дети: Подорожник любит расти вдоль дорог, поэтому и получил свое название.

Воспитатель: У подорожника плотные, жесткие листья, а корень сильный, ветвистый, уходит глубоко в землю. Как распространяется подорожник?

Дети: (отвечают свои варианты)

Воспитатель: Семена подорожника опадают на влажную землю и разбухают. Потом они легко прилипают к обуви, колесам машин и разносятся по округе.

Подорожник незаменим в походе. Его прикладывают при ссадинах, укусах насекомых, ожогах. Настой листьев подорожника применяют как отхаркивающее средство при бронхите, пневмонии, коклюше, астме.

Отваром полощут полость рта при воспалении десен, зубной боли.

Воспитатель показывает Ромашку

Воспитатель: Ребята, посмотрите на это растение, кто его узнал?

Дети: Это ромашка.

Воспитатель: Правильно! При многих заболеваниях хорошо помогает ромашка. Расскажите стихотворение про ромашку

Ребё нок:

Меня желтоглазым цветком называют,

Сорвали цветок — лепестками гадают,

А чтобы счастливым поистине стать,

Не стоит, поверьте, ромашки срывать.

Воспитатель: Ребята, Божья коровка говорит, что Родина ромашки — Америка.

Чай из ромашки с медом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь — сон будет крепким и спокойным. Применяют ее от простуды и кашля.

Воспитатель: А сейчас, отгадайте загадку

Шел я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи. (Крапива)

Воспитатель показывает детям крапиву

Воспитатель: А вы знаете почему крапиву назвали крапивой? Название крапивы связано с главными признаками крапивы – обжигать, оставляя на коже красные крапины. Как ее называют в народе? Почему?

Дети: Ее называют «жгучка», потому что жжется.

Воспитатель: А, почему крапива жжется?

Дети: (отвечают свои варианты)

Воспитатель: Листья и стебли крапивы покрыты множеством жгучих волосков. Если посмотреть лист крапивы под лупой, то увидим очень маленькие волоски. Каждый волосок, полон едкой жидкостью. Когда мы касаемся листка, волосок прокалывает кожу. Верхняя часть волоска отламывается и в рану попадает едкая жидкость.

Ещё крапиву назвали двудомной, потому, что у нее два дома. Первый дом там, где на одних кустах созревает пыльца. Ветер переносит пыльцу на другой куст, где есть небольшие цветочки. Это второй дом крапивы. И здесь созревают семена крапивы.

Кто расскажет стихотворение про крапиву?

1 ребё нок:

Ей спасибо за здоровье

Все в народе говорят.

Нам вообразить порою

Трудно, сколько в ней добра!

Ну, а в недалёком прошлом

Волокном своим она

Службу в технике несла.

Сколько всяких дел хороших!

Пряжа, ткани и верёвки,

И шпагат, да и канат,

Снасти рыбакам, прелёгкие,. -

Вот изделий скромный ряд.

2 ребё нок:

О целебных свойствах листьев…

Двести лет тому назад

В Травнике, в том, в рукописном,

О крапиве говорят.

Любит очень нас крапива,

Дарит столько нам добра!

Мы б её сильней любили,

Воспитатель: Крапива как лекарственное растение известно очень давно. Одна крапива заменяет семерых врачей — гласит народная мудрость. Ее используют как кровоостанавливающее средство, настой из цветов применяют при заболеваниях кожи, употребляют как ранозаживляющее средство, на стой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления корней волос. Свойство крапивы «кусаться» издавна используют в медицине как отвлекающее средство при ревматизме и ломоте суставов. Стебель и листья крапивы усажены жгучими волокнами, острые концы которых очень хрупкие. Несмотря на жгучесть, листья крапивы съедобны после кулинарной обработки, годятся для щей и салатов.

Воспитатель: Вот еще про одно лекарственное растение Божья коровка приготовила вам загадку, слушайте внимательно.

Коль в ночи опять не спится,

Не сомкнуть никак ресницы

Простынь ерзаньем измята

Выпьем чай из листьев…. (мяты)

Воспитатель показывает мяту

Воспитатель: Правильно, это мята. Какое полезное вещество есть в мяте?

Дети: В мяте содержится ментол. Он успокаивает и уменьшает боль.

Воспитатель: Правильно, ребята. Ещё ментол помогает в лечении сердца, насморка, ангины. В мяте есть фитонциды. Они убивают микробов.

Отваром мяты полощут рот, ее добавляют в зубную пасту, так как она придает свежеть дыханию и уничтожает бактерии. Она помогает при простуде, головной боли, бессоннице. Если человека укачивает в машине или на корабле, то надо подышать ароматом масла мяты и все пройдет. Если на тряпочку капнуть несколько капель мятного масла, то комары не будут подлетать - они боятся запаха мяты. А давайте спросим у Божьей коровки, кто еще и для чего использует мяту?

- Мяту используют кулинары (повара). Свежие листья добавляют в салаты, супы, рыбные и мясные блюда. Используют мяту для приготовления напитков и сладостей. Ее добавляют в конфеты и жвачку.

Воспитатель: Следующая загадка будет такая.

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый

Потом померк, потух

И превратился в пух (одуванчик)

Воспитатель показывает одуванчик

Воспитатель: Какие же болезни лечит одуванчик?

Дети: (отвечают свои варианты)

Воспитатель: Одуванчик применяют для улучшения аппетита. Его молодые листья используют в качестве салата. Если сломать стебелёк одуванчика, то на месте разрыва всегда появляются млечный сок. Млечным соком смазывают мозоли, и бородавки. Из него варят варенье. Лекарства из одуванчика используют от бессоницы, от зубной боли и глазных болезней.

Воспитатель: Дети, кто расскажет нам стихотворение об одуванчике.

Ребё нок:

Округлился одуванчик,

Одуванчик распушился!

Был зеленый сарафанчик

За ночь в шубку перешился!

Очень жарко летом в шубке,

Ветерок помог цветочку:

Налетел, оставив в юбке –

Будет зябко только ночкой.

Физкультминутка: «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик! (приседают, потом медленно встают)

Стебель тоненький, как пальчик (поднимают руки вверх)

Если ветер быстрый, быстрый - (разбегаются в разные стороны)

На полянку налетит

Всё вокруг зашелестит (говорят –ш-ш-ш-)

Одуванчика тычинки,

Разлетятся хороводом (берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.

Воспитатель: Ребята, а сейчас Божья коровка приглашает вас подойти ко второму столу.

Дети подходят к столу с картинкой «Лес»

Воспитатель: Ребята, скажите, почему на этом столе стоит картинка «Лес»

Дети: Потому что здесь находятся лесные лекарственные растения.

Воспитатель: Правильно, А вот какие это растения, мы сейчас узнаем.

На зеленом шнурочке

Белые звоночки.

Белые горошки на зеленой ножке. (ландыш)

Дети: Это ландыш

Воспитатель показывает ландыш

Воспитатель: Ландыш - самый ароматный и самый изящный цветок. Из семян ландыша делают капли, которые успокаивают сильное сердцебиение, а также добавляют в одеколон и мыло.

Ребё нок:

Родился ландыш в майский день

И лес его хранит.

Мне кажется, его задень, и весь он зазвенит.

И этот звон услышит луг,

И птицы, и цветы.

Давай послушаем, а вдруг

Услышим я и ты.

Воспитатель: Ну а теперь поговорим о ягодах.

Красненька Матрешка, беленько сердечко. Что это?

Дети: Малина

Воспитатель показывает малину

Воспитатель: Малина растет в лесу. Любят ее насекомые, звери и птицы, малину заваривают в чай при простуде. Расскажите мне, что вы знаете о малине.

Ребё нок:

Малина нынче уродилась

Не где-нибудь – у нас в саду!

И нам с сестрёнкой приходилось

Забыть про всякую еду.

Мы рвали ягодки, смотрели,

Как бы не съесть нам червяка.

Но червяков, на самом деле,

У нас в малине нет пока.

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с Божьей коровкой познакомим вас с мать-и-мачехой.

Воспитатель показывает мать-и-мачеху

Воспитатель: Это яркий желтый цветок на мохнатом стебельке. Появляется он весной вместе с подснежниками. Он так торопится, что не успевает выпустить листья.

Люди варят из этих цветов отвары и лечатся от кашля. Понюхав его, вы почувствуете запах мела. Поэтому пчелы, бабочки спешат к ним напиться сладкого нектара. Листья заваривают кипятком и пьют отвар при кашле.

Кто знает стихотворение про мать-и-мачеху?

Ребё нок:

Мать-и-мачехи цветки

Словно солнца огоньки.

На пригорочке растут,

Прям из снега — и цветут!

Воспитатель: Ну и последнее лекарственное растение, о котором поговорим, — тысячелистник обыкновенный.

Воспитатель показывает детям тысячелистник

Воспитатель: Это растение применяется как кровоостанавливающее, используют его отвар для полоскания полости рта.

Некоторые садоводы используют отвары из тысячелистника для уничтожения тли.

Ребё нок:

Не играю, не мечтаю,

Сижу – листики считаю…

И не тысяча здесь вовсе,

А всего лишь триста восемь.

Кто-то был давно неправ:

Лепестки не сосчитав,

Без особого призвания

Дал неверное название.

Не считали, но напрасно:

Почемучка я ужасный,

Я в ботанике – отличник,

Почему тысячелистник -O-

Пальчиковая гимнастика «На полянке»

Здравствуй, полянка большая! Пальцы правой руки по очереди

Здравствуй, трава-мурава! «здороваются» с пальцами левой,

Здравствуй, ягодка лесная! похлопывая друг друга кончиками.

Ты поспела и вкусна.

Мы лукошечко несем,

Всю тебя мы соберем. Одновременное соединение одноименных

пальцев.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас подойти к третьему столу, где лежат мешочки с лекарственными растениями. В каждом мешочке - цветочек,понюхайте, подержите, названье скажите.

Дети угадывают растения. Если не угадывают, воспитатель подсказывает.

Дидактическое упражнение "Чудесный мешочек"

Действия: Дети подносят к носу по одному разные мешочки и по запаху определяют какое растение находится в мешочке, затем показывают его карточке-картинке или на предыдущих столах.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше знакомство с лекарственными растениями, но все же я и Божья коровка хотим узнать, что вы поняли и какой для себя сделали вывод?

Дети: Нужно беречь и любить природу.

Воспитатель: И все вместе давайте скажем самые важные слова, которые должны помнить и взрослые и дети:

Дети: (хором)

Природу друг мой охраняй!

Никого не обижай!

Не губи деревья ты!

Сохрани в лугу цветы.

Публикации по теме:

Беседа с детьми подготовительной группы «Лекарственные растения на Дону»Беседа с детьми подготовительной группы «Лекарственные растения на Дону» Цель: формировать представления о лекарственных травах Ростовской области. Задачи: Расширять знания детей о лекарственных дикорастущих.

Конспект НОД для старшей группы «Комнатные лекарственные растения» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Лекарственные комнатные растения». Задачи. Закрепить и расширить знания.

Конспект НОД «Лекарственные растения — наши доктора»Конспект НОД «Лекарственные растения — наши доктора» Тема: «Лекарственные растения-наши доктора» Цель: Продолжать знакомить и закреплять знания о лекарственных растениях. Задачи: Развивать.

Конспект НОД по формированию целостности картины мира в старшей группе «Лекарственные растения Донской земли» .

Конспект прогулки на тему «Лекарственные растения» для старшего дошкольного возрастаКонспект прогулки на тему «Лекарственные растения» для старшего дошкольного возраста Цель: Закрепить знания детей о лекарственных растениях. Ход прогулкиВоспитатель: Без растений жизнь на земле не существовала бы. Растения.

Конспект занятия «Лекарственные растения Донского края» в старшей группеКонспект занятия «Лекарственные растения Донского края» в старшей группе Задачи: Образовательная: 1. Познакомить детей с лекарственными растениями Донского края 2. Дать представление о пользе лекарственных.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Лекарственные растения» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 1 «ЛАСТОЧКА» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим.

Конспект занятия по экологии «Растения» в подготовительной группеКонспект занятия по экологии «Растения» в подготовительной группе Задачи. Дать детям представления о растениях Земли, их взаимосвязи с окружающей средой и между собой. Показать этажность леса зависимость.

Конспект занятия «Лекарственные растения» Цель: закрепить представления детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья человека. Задачи: уточнить и расширить представления.

Мастер-класс «Приготовление клюквенного морса» в рамках проекта «Зелёная аптека» с детьми старшего дошкольного возрастаМастер-класс «Приготовление клюквенного морса» в рамках проекта «Зелёная аптека» с детьми старшего дошкольного возраста В сентябре 2020 года в нашей группе стартовал проект «Зелёная аптека». Цель проекта: формирование у детей представлений о лекарственных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по экологии с детьми подготовительной группы «Зелёная аптека. Лекарственные растения»
Опубликовано: 24 февраля 2023 в 14:56
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД