Мартынова Татьяна Олеговна
Конспект НОД по экологии с использованием интеллект-карты «Балтийский самоцвет»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
-раскрыть тайну происхождения янтаря, узнать секреты его добычи, изучить свойства камня, выяснить где применяется янтарь;
-развивать познавательный интерес через исследовательскую деятельность, развивать логическое мышление, умение наблюдать, сопоставлять, делать выводы, продолжать развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться.
-воспитывать любознательность, уважение к родному краю.
Предварительная работа:
организация мини-музея Янтаря, просмотр слайдов с изображением янтаря, просмотр видеофильма «Как добывают янтарь», изготовление интеллект –карт по другим темам.
Публикация «Конспект НОД по экологии с использованием интеллект-карты „Балтийский самоцвет“» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Материалы: кусочки янтаря обработанного и необработанного, лупы на всех детей, шерстяной шарф, емкости с водой, мешочек, бумага, ватман, карточки со словами-понятиями, двусторонний скотч, фломастеры, мешковина, бечевка, компьютер, телевизор, мольберт, презентация.
Ход НОД:
Дети входят в группу, воспитатель показывает небольшой мешочек.
Воспитатель: Ребята сегодня утром к нам в сад пришла посылка, и в ней был этот мешочек. Как вы думаете, что в нем? (Дети предполагают) А давайте узнаем вместе, пощупаем пальцами прямо через ткань. (Дети щупают и предполагают, что это камни.)
А какие камни?
Дети: Это янтарь! (Воспитатель открывает мешочек) Молодцы, верно- это янтарь. Воспитатель: Дети, а что такое янтарь, что это за камень? (Ответы детей.)
Воспитатель: Да, действительно, янтарь- это застывшая смола древних реликтовых сосен. А если янтарь произошел из Древности, как он к нам попал? (Ответы детей). Эти камни сохранили для нас море и почва. Ребята, посмотрите, сколько всего мы знаем о балтийском самоцвете. Хотите узнать еще больше о нем? (Да)
Воспитатель: Давайте познакомимся со свойствами янтаря проверим их на опытах. Пожалуйста, проходите в нашу лабораторию чудес. Занимайте места.
(Дети садятся за столы)
Опыты:
Рассматривание янтаря в лупу (песок, пузырьки воздуха и т. д.)
Опыт 1.
Воспитатель: Постучите ногтем по янтарику, попробуйте его сломать. (Не получается).
Вывод: Янтарь твердый камень.
(Дети находят и прикрепляют картинку-схему с соответствующим свойством, проговаривая его, рисуют стрелки фломастерами).
Опыт 2.
Воспитатель: Посмотрите через камень на свет, видите что-нибудь? (Часть детей видит свет, часть-нет)
Вывод: Янтарь бывает прозрачным и непрозрачным.
(Дети находят и прикрепляют картинку-схему с соответствующим свойством, проговаривая его, рисуют стрелки фломастерами).
Опыт 3.
Воспитатель: Опустите в стакан с водой из-под крана кусочки янтаря. Что произошло с янтарем? (Они утонули). Опустите янтарики в стакан с соленой водой. Что произошло с ними (Они всплыли).
Вывод: Янтарь легче соленой морской воды, но тяжелее пресной.
(Дети находят и прикрепляют картинку-схему с соответствующим свойством, проговаривая его, рисуют стрелки фломастерами).
Опыт 4.
Воспитатель: Натрите кусочки янтаря шерстяной тканью и положите рядом с ним мелко нарезанную бумагу. Что произошло? (Бумага прилипает к янтарю).
Вывод: Янтарь – «электрический камень».
(Дети находят и прикрепляют картинку-схему с соответствующим свойством, проговаривая его, рисуют стрелки фломастерами).
Воспитатель: Потрите о ладонь кусочек янтаря и понюхайте его (запах смолы и сосен.)
Вывод: Янтарь имеет запах.
(Дети находят и прикрепляют картинку-схему с соответствующим свойством, проговаривая его, рисуют стрелки фломастерами).
Физминутка «Море»
Детский сад наш изменился,
В море чудом превратился.
Мы отправимся гулять.
Дно морское изучать!
Сколько водорослей разных,
Звезд, медуз и рыб прекрасных.
Ламинарии, ежи
И ракушки хороши!
А открой ракушку там-
Желтый сказочный янтарь.
Просмотр презентации
Воспитатель: Кто знает, как в ракушку попал янтарь. (Ответы детей) Конечно, случайно.
Воспитатель: Ребята, как Вы думаете, где прячется янтарь, откуда его добывают? (Из моря и земли).
Воспитатель: Возьмите соответствующие карточки-обозначения и разместите на интеллект –карте.
Воспитатель: А как Вы думаете, как добывается янтарь из моря? (Ответы детей). Из моря добывается водолазами и выбрасывает волна.
(Дети находят и прикрепляют картинку-схему)
Из почвы- лопатой и экскаватором.
(Дети находят и прикрепляют картинку-схему.)
Воспитатель: Затем янтарь обрабатывают-промывают, сортируют, шлифуют. (Дети приклеивают соответствующие карточки).
Воспитатель: А дальше что делают с янтарем? Что означает эта карточка (Показывает карточку с молоточком и гвоздями). (Ответы детей) Изготовление янтарных изделий.
(Дети находят и прикрепляют картинку-схему.)
Воспитатель: У нас осталась большая карточка со знаком вопроса и плюсом. Это польза янтаря. Какую пользу имеет янтарь для человека? (Лечит легкие, сердце и нервную систему). Дети прикрепляют карточки.
Воспитатель: Осталась еще одна карточка с изображением щита. Как вы думаете, что она обозначает? (Защита). Древние люди использовали янтарь, как оберег от нечистой силы. (Дети приклеивают соответствующие карточки).
Воспитатель: А вы хотите, чтобы янтарь оберегал вас и ваших близких? (Да.) Проходите в нашу янтарную мастерскую, мы изготовим с вами янтарные обереги.
Изготовление оберегов.
- Мы сделали обереги из янтаря, молодцы ребята. Наше занятие подошло к концу. А давайте по нашей интеллект- карте вспомним, о чем мы сегодня говорили.