Папки-передвижки

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе на тему: «Белая берёза — символ русской природы, символ Родины моей».

Елена Тишина
Конспект НОД по экологии в подготовительной группе на тему: «Белая берёза — символ русской природы, символ Родины моей».

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе на тему :

«Белая берёза – символ русской природы, символ Родины моей».

Воспитатель: Тишина Е. М.

Цель: Воспитывать любовь к родной природе, Родине.

Задачи:

Образовательные:

-закреплять знания детей о Родине и ее символике;

Познакомить детей с одним из символов нашей любимой Родины – березой, показать ее красоту;

- продолжать расширять представления детей о русской берёзе, о её полезных свойствах.

Публикация «Конспект НОД по экологии в подготовительной группе на тему: „Белая берёза — символ русской природы, символ Родины моей“,» размещена в разделах

- продолжать работу по обогащению словаря (спилы, чечевички, гриб-чага, берёзовый сок).

Развивающие:

-познакомить с произведениями искусства: работами известных художников, стихами лучших поэтов, а так же с русскими обычаями, обрядами, связанными с этим деревом

- продолжать развивать интерес к исследовательской деятельности;

Воспитательные:

-воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация, художественно-эстетическое воспитание.

Материал к непосредственно-образовательной деятельности:

Картины о природе И. Левитана, И. Грабаря, А. Саврасова, А. Куинджи. Дидактические игры «Вырасти дерево», «Найди лист берёзы», «От какого дерева кора, «Можно-нельзя», баночки с водой, кусочки коры от разных деревьев, спилы берёзы, изделия из бересты, атласные ленточки, магнитофон

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением леса. Беседы о природе леса. Чтение художественных произведений И. Соколова-Микитова, Н. Верзилина, Г. Скребицкого, стихи «Березка» И. Прокофьева, «Березка» В Рождественского, И. Бунина, А. С. Пушкина, «Береза – символ России» Г. Садовской, «Русская березка» А Прокофьева, Рассматривание репродукций картины И. Левитана «Берёзовая роща», И. Грабаря «Февральская лазурь», А. Куинджи «Березовая роща», А. Саврасова «Ранняя весна»

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Мотивация к деятельности:

Входит воспитатель русском сарафане).

-Здравствуйте, дети! Чтобы у всех было хорошее настроение – посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Садитесь.

Воспитатель : Предлагаю послушать мелодию.

-Что вы услышали? (шум леса)

-А кто из вас ответит на вопрос: что такое лес?

Дети: лес – это место где растет очень много разных деревьев.

Воспитатель: Кто отгадает загадку, тот и назовет тему нашего занятия.

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

Ствол белеет, шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежде, свесив серёжки. Что это? (Береза)

- А как можно сказать ласково?

Ответы детей: березка, березонька

Вот и вы отгадали тему занятия.

А если конкретно, то тема звучит так «Белая берёза – символ русской природы, символ Родины моей».

-Сегодня вы узнаете много интересного и познавательного о березоньке.

(слайд с изображением березки в разные времена года)

Стихотворение «Моя береза» читает ребенок

Каждый день я вижу

Березу у окна.

И нет подруги ближе,

Милей мне, чем она!

Зеленой легкой дымкой

Окуталась весной,

И ветер-невидимка

Колышет лист резной.

А летним днем струится

Она живым шатром.

В листве щебечут птицы,

Порхая за окном.

Лишь осень золотая

Лист опалит огнем,

Березка облетает,

Тоскует под дождем.

Укрытая снегами,

Стоит она зимой

В расшитой жемчугами

Накидке кружевной.

Воспитатель:

Дерево является символом силы, могущества, мудрости и плодородия. У каждой страны есть свой символ среди деревьев. В них отразилась душа народа, его история и традиции. Россию называют краем белоствольных берез. Она вдохновляет русских поэтов и художников на создание прекрасных произведений.

«Березка» В. Рождественский (читает ребенок)

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Они на опушке лесной.

Наряд ее легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И столько задумчивых песен

Поется в народе о ней!

Он делит с ней радость и слезы,

И так уж она хороша,

Что кажется – в шуме березы

Есть русская наша душа.

Воспитатель:

А сколько рек, сёл, деревень названо в честь нашей весёлой берёзки!

Река Березина, Берёзово, Березники и т. д.

Когда великий русский композитор М. И. Глинка (Портрет) возвращался на родину, то, переехав границу, он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой березке, как символу своей Родины.

Известно, что ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь березки. Мила она русскому человеку. Береза и в загадках, и в сказках, и в песнях.

-Сейчас, я предлагаею,всем вместе сводить хоровод, как это было раньше, под русскую народную песню : Во поле береза стояла

(русская народная песня)

Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли, стояла.

Некому березу заломати,

Некому кудряву заломати,

Люли, люли, заломати.

Как пойду я в лес, погуляю,

Белую березу заломаю,

Люли, люли, заломаю.

Срежу я с березы три пруточка,

Сделаю себе я три гудочка,

Люли, люли три гудочка.

Четвертую балалайку,

Пойду я на новые сени,

Люли, люли на сени.

Стану в балалаечку играти,

Стану я милого будити.

Люли, люли, будити:

Встань ты, мой милый, проснися,

Ты, душа моя, пробудися.

Люли, люли пробудися.

Пойдем в терем веселиться.

Пойдем в терем веселиться,

Люли, люли, веселиться.

Воспитатель: (слайд картины Левитана «Березовая роща, И. Грабаря «Февральская лазурь», А. Куинджи «Березовая роща», А. Саврасова «Ранняя весна»

Воспитатель:

Вокруг посажено много берез, я знаю, вы очень бережно относитесь к ним. Они, действительно, радуют нас своей красотой в разное время года.

- Посмотрите ребята картину И. Левитана «Берёзовая роща», с какой любовью изображали уголки своей природы. На картине изображена красавица – береза. За свою красоту береза стала символом России.

Воспитатель:

Ребята, что это?

Дети: (кора)

Воспитатель:

Правильно- это кора берёзы, которую называют берестой. Почему берёзу называют белоствольной. Береста - это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре - бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит. В древности люди писали на коре, она заменяла бумагу. В годы войны пекли из коры хлеб. Из березовой коры делали сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки, шкатулки (показ изделий).

- Посмотрите, перед вами лежат кусочки бересты.

(Дети рассматривают бересту).

Воспитатель: А сейчас поиграем.

Игра «Найди кору березы».

На подносе лежит кора осины, березы, клена дети с завязанными глазами на ощупь определяют кору березы.

Физкультминуткa : «Бeрёзка».

Мы бeрёзу пoсaдили, (выпрямиться)

Мы вoдoй её полили (руки согнуть к плечам, ладонями вперёд)

И бeрёзка подросла (потянуть руки вверх)

К солнцу ветки подняла,

А потом их наклонила (руки вниз, спина прямая)

И ребят благодарила (поклоны головой).

Воспитатель:

- Береза, не только красивое дерево, но и лечебное, еще в древности люди отметили многие полезные свойства. Весной собирают почки, из них делают лекарства. Сережки березы служат кормом для птиц. Летом готовят березовые веники, ими парятся в банях, так как в березовых листочках много полезных веществ.

Проводится игра «Найди лист березы».

Рассыпаны листья разных деревьев, дети под музыку собирают листья березы в большую корзинку, а листья других деревьев собирают в маленькую корзинку.

Игра «Вырасти дерево».

Сложить картинки последовательности прорастания дерева. Дерево растет, и у него растут все его части. Дети, называют и выкладывают картинки в последовательности семя березы, отросток, ствол, веточки с почками, листочки, сережки.

Игра «Сколько лет берёзе.

- Дерево растет, и у него растут все его части. Ствол становится толще. Недавно спилили берёзу в лесу. Хотите узнать, сколько ей лет? Вот это спилы с берёзы. Здесь видны кольца. (Показывает через увеличительное стекло).

Дети рассматривают спилы деревьев и называют свойства, признаки дерева (твердоё, шероховатое, коричневого цвета, не тонет в воде, имеет запах). Как вы, думаете, что может нам помочь сосчитать, сколько лет дереву? (количество колец, если кольцо широкое, то значит благоприятный год, а если кольцо узкое- то нет).

Воспитатель:

- Ребята, вы запомнили, как нужно определять, сколько лет дереву?

Дети: Нужно посчитать кольца. Сколько колец, столько и лет.

Воспитатель:

Попробуйте самостоятельно определить сколько лет дереву.

Дети самостоятельно определяют возраст березе по спилам.

Воспитатель:

Каждый день я вижу

Березку из окна,

И нет подружки ближе,

Милее, чем она!

Я думаю, мы убедились, что береза – очень красивое ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней.

Воспитатель: дети, а нужно заботиться о деревьях, которые растут на территории нашего детского сада?

Дети: да!

-На Руси с большим почтением относились к березе и даже считали, что Береза - богиня всех богатств на земле. Не зря ее называли - Берегиня.

У березки есть даже свой праздник – троицын день, который существует издавна и длится (в начале июня) 5 дней. Все эти дни девушки надевали самые нарядные одежды (примерно такие, как у меня: русский сарафан и кокошник) и шли в березовую рощу. Они чествовали березку, только что надевшую зеленый наряд; подарками ее оделяли. Девушки украшали ветки лоскутками, лентами; подвешивали сладости, водили хороводы, плели венки, пели песни и веселый пир устраивали. Пойдемте и мы сегодня в гости к Березке.

(выходим на улицу к березке).

Воспитатель: Сейчас поиграем в игру «Завяжи ленточку на березке»

Игра «Завяжи ленточку на березке» (при этом нужно назвать пословицу или примету)

Дети по одному подходят в березке, повязывают ленточку и называют пословицы, приметы про березу.

Пословицы:Дети

Сломать берёзу – секунда, вырастить – года.

Кто с берёзы кору снимает, тот её убивает.

И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут

Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.

Береза ума дает (о розгах)

Не бывать ветке толще ствола.

Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова

- А какие приметы вы знаете, которые связаны с русской красавицей?

Иней на берёзах – к морозу.

Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.

Если листья на берёзе появятся раньше, чем у клёна, лето будет сухое.

Когда берёза станет распускаться – сей овёс.

Лопаются сережки - пора сеять хлеб

Игра «Можно-нельзя.» (Дети отвечают хором).

• Ломать ветки деревьев и кустарников - нельзя.

• Сажать больше деревьев – можно.

• Ходить и топтать на лугах цветы – нельзя.

• Ходить только по тропинкам – можно.

• Рвать большие букеты цветов – нельзя.

• Любоваться ими – можно.

• Оставлять мусор в лесу – нельзя.

• Собирать мусор в яму и закапывать его – можно.

• Разжигать костры в лесу – нельзя.

• Беречь лес от пожара – можно.

• В лесу шуметь – нельзя.

• Разорять птичьи гнёзда, муравейники и норы зверей – нельзя.

Быть другом животных – можно.

Воспитатель: (читает стихотворение «Будь человеком, человек!»

Если здорова природа, будет здоров человек

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге море и леса

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги.

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус –

Шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Сберегу!

Я сберегу вас, сберегу!

Мы должны беречь природу, чтобы быть здоровыми. Молодцы! Посмотрите, мы все собрались около березки! Поиграли.

Воспитатель:

Вот и подошел к концу наш разговор о русской березке. Пусть каждый из нас в душе хранит особое отношение к простому деревцу, русской березке символу нашей России.

Ребенок:

Благодатная Берёза –

России символ, красоты,

Неподвластная невзгодам,

Ты - кладезь сил и доброты!

Публикации по теме:

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка — символ России»Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка — символ России» Программные задачи: - Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству — деревянной игрушке, как символу России; - Развивать.

Конспект ОД в старшей группе (5–6 лет) «Русская берёза — символ Родины моей»Конспект ОД в старшей группе (5–6 лет) «Русская берёза — символ Родины моей» Конспект ОД в старшей группе (5-6 лет) «Русская берёза — символ Родины моей» Воспитатель IКК М. Э. Барсукова Программное содержание: Расширить.

Конспект открытого занятия в рамках педчтения в подготовительной группе «Берёза белая моя»Конспект открытого занятия в рамках педчтения в подготовительной группе «Берёза белая моя» Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме: «Берёза белая моя». Воспитатель Сайтакова Ильмира Искэндаровна. Доминирующая.

Конспект открытой НОД «Русская береза — символ Родины моей!» КОНСПЕКТ открытой НОД «Русская береза – символ Родины моей!» Воспитатель: Макаревич Л. А. г. Сосногорск Цель: Систематизация знаний детей.

Методическая разработка ко Дню защиты детей «Матрёшка — символ Родины».Методическая разработка ко Дню защиты детей «Матрёшка — символ Родины». «Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам С. В. Малютина лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным, была восьмиместная.

«Белокурая березка — символ Родины моей». Сценарий военно-патриотического праздника клуба «Современник»«Белокурая березка — символ Родины моей». Сценарий военно-патриотического праздника клуба «Современник» «На поляне, на пригорке, Под окном, среди полей, Белокурая берёзка – Символ Родины моей». /М. Ероха/ Тема: «Белокурая берёзка – символ.

Проект «Берёза-символ Березников» И. В. Ермакова, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 60» г. Березники, Пермского края Проект «Берёза-символ Березников» Тип Информационно-творческий.

Проект «Берёза-символ Росии» МАДОУ «Детский сад пос. им. Карла Маркса» ПРОЕКТ "Береза - символ России" В старшей группе № 6 «Теремок» Воспитатель : Ярош З. Н.

Сценарий развлечения для детей старшей группы. «Символ России-берёза!» Сценарий развлечения для детей старшей группы. «Символ России -берёза!» Подготовила старший воспитатель МБДОУ д/с № 9 Шурховецкая И. А.

Живой символ моей малой Родины. ФотоотчётЖивой символ моей малой Родины. Фотоотчёт Творческая группа «Ладушки» принимает участие в конкурсе на определение экологического символа Лысьвенского городского округа «Живой символ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по экологии в подготовительной группе на тему: «Белая берёза — символ русской природы, символ Родины моей».
Опубликовано: 16 июля 2017 в 19:58
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД