Вера Храпова
Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Путешествие в прошлое бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект Образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе
На тему: «Путешествие в прошлое бумаги»
Составила воспитатель МДОУ Цильнинского д/с общеразвивающего вида «Терем-Теремок» МО «Цильнинский район»
Храпова Вера Геннадьевна
Задачи:
Формировать умения детей называть свойства дерева (бересты, камня, глины, материала бумаги.
Познакомить детей с историей создания бумаги, с ее современными видами. Закрепить знания детей о том где используется бумага. Формировать познавательный интерес детей.
Публикация «Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе „Путешествие в прошлое бумаги“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Расширять представления о бумаге, ее свойствах. Продолжать развивать речь детей. Обогащать словарь (исследователи. береста, плотная. шероховатая)
Воспитывать бережное отношение к бумаге, умение слушать художественное произведение (стихотворение) .
Предшествующая работа:
Чтение книг, загадывание загадок, беседа.
Оборудование:
Стол для экспериментирования, (камень, глиняная дощечка, ткань, береста, лист бумаги низкого качества, современные (качественные) виды бумаги - по количеству детей.
Ход:
(Звучит медленная музыка, дети входят в зал садятся на стульчики)
Вос-ль: Ой ребята слышали сигнал, что это? Нам на садик на Зимний сад пришло видеосообщение, давайте посмотрим его. (Воспитатель включает проектор, идет видеосообщение.)
Дети другого д/с «Колобок» г. Ульяновска узнали, что в д/с «Терем-теремок» создана лаборатория «Почемучки», и они хотели бы задать вопрос «Мы очень любим рисовать, конструировать и делать аппликацию из бумаги, и мы хотели бы знать, нам очень интересно, как появилась бумага и что из нее можно делать? Узнайте и пришлите, пожалуйста нам ответ. Заранее спасибо, дети д/с «Колобок»
Вос-ль: Ребята, но чтобы ответить на этот вопрос, нам самим надо знать, что делают из бумаги, и заглянуть в прошлое бумаги.
Давайте поиграем в игру, игра называется «Аукцион». Давайте вспомним правила игры. На аукцион выставляется предмет, я задаю вопрос, за каждый правильный ответ я буду давать фишку, кто больше наберет фишек, тот и победил.
Сегодня на аукцион выставляется один предмет это бумага. 1 вопрос: «Что можно сделать из бумаги?»
Дети: Коробку, рыбку, султанчики и т. д., воспитатель за ответы раздает фишки.
2 вопрос: «Какие предметы сделанные из бумаги нас окружают?»
Дети: книги, тетради, игры…
Вос-ль: Молодцы ребята, а теперь давайте посчитаем сколько фишек у каждого. На аукционе победила Лиза. Воспитатель показывает все фишки, которые получили дети.
«Посмотрите сколько много предметов сделанные из бумаги окружают нас (идет перечисление)
Вос-ль: Ребята, но для того, что бы узнать как появилась бумага, нам надо самим заглянуть в прошлое, давай те закроем глаза (звучит громкая музыка, мелькают фонарики, в дали светится планета (глобус, музыка затихает, включается свет. «Ой ребята посмотрите кто это?»
Дети: Наши предки…
Вос-ль: А кто такие предки?
Дети: Древние люди которые жили в пещере.
Вос-ль: Правильно, это люди которые жили до нас.
(Сценка, в зале два первобытных человека. Один другому что то пытается объяснить, другой не понимает, и первый рисует на камне «пастелью» копье (охоту). Они оставляют камень и убегают) .
Вос-ль: Ребята а как вы думаете какое отношение к бумаге имеет камень?
Дети:…
Вос-ль: Раньше люди вместо бумаги использовали камень, они высекали на камне изображения животных, людей, сцены охоты. Говорить, как мы с вами они не могли, поэтому общались звуками и рисунками. А как вы думаете камень удобный материал для письма?
(ответы детей)
А что бы это узнать, нам с вами надо попасть в лабораторию «Почемучки», но что бы попасть нам надо перевоплотиться в исследователей. Давайте оденем наши халаты, треуголки.
Ребята а кто такие исследователи?
Дети…
Вос-ль: Это люди, которые получают знания путем опытов, они умные внимательные, сообразительные.
(Дети подходят к исследовательскому столу, экспериментируют с камнем, камень дети берут в руки)
Вос-ль: Камень какой? Попробуйте сжать его.
Дети: Твердый
Вос-ль: Попробуйте написать на камне маленьким камнем, как это делали наши предки (показывает картинку)
Дети: Неудобно он твердый, потому что не оставляет след.
Вос-ль: А какой камень на вес? (дети пробуют взвесить камень в руке) .
Дети: Тяжелый.
Вос-ль: Вывод: Значит камень неудобный материал для письма. И люди стали искать более удобный материал для письма и решили использовать глину. (Предлагает сравнить глину и камень и определить их свойства. Дети экспериментируют с камнем и глиной) .
Вос-ль: Что тяжелее камень или глина?
Дети: Камень, глина легче.
Вос-ль: Ребята а если глина сырая, то на ней можно, что нибудь написать. (Предлагает детям написать на глине палочками буквы, показывает глиняную дощечку с символами)
Писать на ней удобно (показывает картинку)
Дети: Да.
Вос-ль: А давайте проверим глину на прочность (в руках детей глиняные дощечки ломаются) .
Дети: Глина хрупкая.
Вос-ль: Правильно.
Вывод: Глина легче камня, и писать на ней можно, но она хрупкая из нее нельзя сделать книжку или тетрадь. (Предлагает поставить картинки в ленту времени и сесть на стульчики)
И стали люди дальше думать, какой материал использовать им для письма, давайте закроем глаза и перенесемся в прошлое, на несколько столетий назад. (Вбегает лакей «слуга» и сидит царь, издает указ: «Повелеваю… слуга пишет на бересте, затем еще один слуга окликает царя и они удаляются, оставляют свиток на столе)
Вос-ль: Наши предки, которые жили в Древней Руси, писали на бересте (показывает бересту, ребята, береста это наружная часть березовой коры. Писать на бересте удобно, но для книг она не годилась.
(Вос-ль предлагает пройти детям к столу и попробовать сложить бересту. Береста ломается и дети понимают, что она хрупкая)
Вос-ль: Вывод : Береста не годится для книги. А еще люди пытались использовать ткань. Давайте попробуем сложить, она легко складывается, из нее можно сделать книжку, а можно ли на ткани писать? Давайте поэкспериментируем (дети пытаются красками написать буквы) .
Вос-ль: Ребята трудно писать буквы.
Дети: Да, ткань растягивается, буквы расплываются.
Вос-ль: Вывод: Складывается ткань хорошо, но на ней трудно писать (Предлагает поставить картинку в ленту времени, и пройти на стульчики)
Предлагает детям закрыть глаза и мысленно перенестись в древние времена, в далекую восточную страну Китай. (Сценка два китайца) .
Вос-ль: именно в Китае впервые научились делать бумагу. Какая была по качеству первая бумага?
Дети: Желтая, темная, плотная, шероховатая (показывает картинку, ставит в ленту времени) .
Вос-ль: Со временем бумага стала хорошего качества, светлая, из нее стали изготавливать книги, тетради.
(Предлагает вспомнить и рассказать историю создания бумаги с помощью ленты времени.
Вос-ль: Читает стихотворение про бумагу. С. Маршака «Чистый лист»