Елена Бурмистрова
Конспект НОД по экологическому воспитанию старших дошкольников «Знакомство с птицей Горихвосткой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
-обобщить знание детей о птицах;
-познакомить с новой птицей;
-воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете и бережное отношение к окружающей нас природе;
-учить понимать образный смысл загадок;
-упражнять в составлении описательного рассказа.
Материалы:
-демонстрационные картины с изображением птиц;
-кроссворд с ключевым словом "Горихвостка";
-демонстрационный материал с изображением птицы – горихвостки;
-аудиозапись с пением горихвостки.
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию старших дошкольников „Знакомство с птицей Горихвосткой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ход занятия:
На мольберте вывешены изображения птиц.
-Кому посвящена наша встреча, догадались? (Птицам.)
-Да, каких только птиц нет на свете. В какое время года птиц больше? (Летом.)
-Почему? (Потому, что есть птицы, которые улетают от нас на зиму.)
-Как называют птиц, которые улетают в тёплые края? (Перелётные.)
-А тех, которые остаются с нами? (Зимующие, оседлые.)
-Правильно. Молодцы!
-Сегодня мы познакомимся с необычайно-красивой по внешности перелётной птицей. А её название вы узнаете, если разгадаете кроссворд о птицах. Слушайте внимательно.
1. Каждый год я к вам
лечу, Зимовать у вас хочу, И ещё красней зимой Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)
2. Непоседа пёстрая Птица длиннохвостая. Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока.)
3. Длинные ноги, длинный нос, По болоту ходит. (Журавль.)
4. Эта птица Жёлтого цвета, Ярким солнцем она согрета. Песнь красива её и долга- Флейтой свищет в лесу… (Иволга.)
5. У него хороший слух, Но когда токует - глух. Можно даже, говорят, Взять руками… (Глухарь.)
6. Кто без нот и без свирели Лучше всех заводит трели? (Соловей.)
7. На шесте дворец, во дворце – певец. (Скворец.)
8. Прилетает к нам с теплом, Путь, проделав, длинный. Лепит домик под окном, Из травы и глины. (Ласточка.)
9. Всё время стучит, Деревья долбит. Но их не колечит, А только лечит. (Дятел.)
10. Жить чужим птенцам мешают, А своих, они бросают. И в лесу возле опушки Счёт годам ведут… (Кукушки.)
11. Окраской- сероватая, Повадкой- вороватая, Крикунья хрипловатая, Известная персона, По имени… (Ворона.)
-Молодцы! Правильно отгадали все загадки. Ключевое слово у нас получилось - горихвостка.
-А сейчас немного отдохнём.
Хвостик рыженький – тут и там, Часто кланяется нам, Приседает, вертится. Съест вредителей садов, И споёт про пауков, По такому случаю Песенку скрипучую. (Дети выполняют соответствующие движения.)
-А теперь послушайте, как описывает автор горихвостку.
Горихвостка - птица, хвост у которой как будто горит. Потому и заметить ее несложно: сидит на зеленой ветке и помахивает ярким рыжим хвостиком с черными полосками. Такая яркая отличительная окраска - особый сигнал: «Я здесь! Я здесь!»
Горихвостки селятся в дуплах или в других закрытых местах смешанных и лиственных лесов, в парках и садах. Зимуют в Африке, на Британских островах, в Европе и в Сибири, на Кавказе и на территории Ирана и Ирака. Места зимовок покидают только в конце марта, но летят довольно быстро и уже в конце апреля появляются в районах своего гнездования в лиственных и хвойных лесах.
Для устройства гнезда занимают всевозможные дупла в стволах деревьев, под кучами валежника, пустоты под корнями деревьев или кустарников, неглубокие пещерки по обрывам, места за камнями. За появившимися птенцами ухаживают оба родителя.
С наступлением осени - в сентябре - горихвостки начинают отлетать в теплые края. Пролет происходит ночью. В начале октября многие горихвостки уже достигают Африки. Питаются горихвостки весьма разнообразно : жуками, комарами-долгоножками, мухами, личинками, бабочками и их гусеницами, клопами, пауками, а в конце лета - ягодами и семенами растений. Их песня – звонкая трель, крик – звонкое «фьить-ти-тик». Во время песни самец иногда вылетает на макушку дерева.
-Сейчас послушаем запись с пением горихвостки.
-Игра «Попробуй, опиши». Нужно рассказать о птице, используя вопросы схемы описательного рассказа.
Схема описательного рассказа:
1. Как называется птица?
2. Характерные признаки (внешний вид).
3. Зимующая это птица или перелётная?
4. Место обитания и гнездования.
5. Чем питается птица?
6. В каком месяце отлетают на юг?
7. Где зимуют?
Дети составляют описательный рассказ про горихвостку, опираясь на схему.
-Молодцы! Хорошо поработали. О ком сегодня шла речь? (О птицах.)
-С какой новой птицей мы сегодня познакомились? (С горихвосткой.)
-Правильно. Молодцы!