Марина Трифонова
Конспект НОД по этнокультурному направлению в подготовительной группе «Что такое заповедник?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по этнокультурному направлению в подготовительной группе
«Что такое заповедник?»
Образовательная область: познавательно-исследовательское развитие.
Вид занятия: природный мир.
Цель: познакомить детей с понятием «Заповедник» (на примере заповедника Республики Мордовия им. П. Г. Смидовича).
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по этнокультурному направлению в подготовительной группе „Что такое заповедник?“» размещена в разделах
Обучающие: познакомить детей с понятием «Заповедник» и роли человека в жизни его обитателей; познакомить детей с географической картой Республики Мордовия, с местоположением заповедников и национальных парков края; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе.
Развивающие: развивать мышление, память; развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.
Воспитательные: воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Социально-коммуникативное развитие» : формирование знаний у детей о значении и сохранения заповедных уголков природы Мордовии. Развитие интереса к истории и культуре родной страны.
ОО «Речевое развитие» : продолжать работу по обогащению словаря детей за счет использования слов: заповедник, карта области. Развитие умения отвечать на вопросы, отгадывать загадки. Закрепление умения пользоваться краткой и полной формой ответа.
ОО «Физическое развитие» : совершенствовать физические качества в разных формах двигательной активности (физ. минутка). Формирование умения осознанно выполнять движения.
ОО «Познавательное развитие» : знакомство детей с понятием «Заповедник», заповедными местами на территории Мордовии и расположением их на карте.
Словарная работа:
Активизация существительных: заповедник, карта области.
Предварительная работа: рассматривание сери фотографий «Заповедник им. П. Г. Смидовича»; чтение художественной литературы о заповедниках с последующей беседой; заучивание стихотворений о природе.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: презентация «Заповедник им. П. Г. Смидовича», карта Республики Мордовия.
Оборудование: мультимедиа проектор.
Форма организации деятельности детей: групповая.
Методические приемы:
Словесный: организационный момент, беседа, дидактические игры, рассказ.
Наглядный: показ слайдов, объектов на карте.
Практический: самостоятельное выполнение детьми задания.
Мотив детской деятельности: проблемно-игровой.
Ход занятия
1. Организационная часть
- Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои!
С. Погорельский
2. Основная часть
В: Сегодня мы познакомимся с картой Республики Мордовия, узнаем, что такое заповедники, где они расположены, и какие животные нашли там свой дом.
В: Посмотрите, это карта нашего края. Маленькими точками на ней обозначены города и села.
В: А вы знаете, что обозначают голубые пятна и линии на этой карте? (это озера и реки)
В: А что обозначено на карте зеленым цветом? (Леса, луга, поля)
В: Коричневым обозначены холмы и возвышенности. Вы обратили внимание, какого цвета на карте больше? (зеленого).
В: Наша республика богата лесами, полями, лугами и цветами. В наших лесах много различных животных, удивительных растений. В реках и озерах много рыб редких пород. Природа имеет важное значение в жизни каждого человека.
В: Давайте вспомним, что дает природа человеку для жизни? (пищу, воздух, одежду, жилище и т. д.)
В: А как вы думаете может ли человек своими поступками губить природу? (загрязняет реки, воздух, вырубает лес, охотиться на животных)
В: Да, эти факты стали все чаще и чаще появляться в нашей жизни. Человек не учитывает законы развития природы, наносит огромный вред растительному и животному миру. И вот с лица земли стали исчезать многие виды живых существ и растений. Тогда люди стали задумываться как же сделать так, чтоб сохранить нашу природу, как исправить свои ошибки?
Проводится д/упражнение «Береги свою природу» (приложение 1)
В: Для того, что бы нам понять, что же придумали люди, разгадаем кроссворд и прочитаем ключевое слово.
З а я ц
Р ы б А
П ч е л а
О С т р О в
В е т к а
в Е т е р
В о з Д у х
П О д с Н е ж н и к
С Н е г И р ь
Х а т К а
1. зимой белый, летом серый.
2. блещет в речке чистой спинкой серебристой
3. домовитая хозяйка пролетает над лужайкой, похлопочет над цветком и поделится медком.
4. малая часть суши, окруженная со всех сторон водой.
5. часть дерева, на которой появляются листья.
6. перемещение большой массы воздуха.
7. через нос проходит в грудь и обратный держит путь. он невидимый и все же, без него мы жить не можем.
8. на проталинке в лесу первым встретил я в лесу. я мороза не боюсь, первым из земли пробьюсь.
9. северная птица с ярко красной грудкой.
10. домик бобра.
По вертикали образуется слово заповедник. Читающие дети называют это слово для всех.
В: Что такое заповедник? (ответы детей)
В: Заповедники играют исключительную роль в сохранении и восстановлении редких видов животных и растений, а также уникальных природных ланшафтов. Нельзя не сказать о роли заповедников в научных исследованиях – в них были добыты многие первичные данные о состоянии животного и растительного мира. Ну и, наконец, заповедники выполняют чисто эстетичную функцию – радуют глаз посетителей. Каждый заповедник – природный музей. При посещении заповедных территорий следует все оставлять нетронутым, и ничего с собой не брать. Заповедники – это участки территории, характерные для какой – то определенной зоны или пояса, либо чем – то особо отличающиеся, где сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс или его отдельные компоненты. Статус заповедника в нашей стране – самая строжайшая форма охраны природы.
В: Заповедники – это островки спасения природы от человека. Это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.
В: А в нашем крае есть заповедные места? (ответы детей)
В: Правильно, на территории Республики Мордовия есть несколько заповедников – Мордовский государственный природный заповедник имени Петра Гермогеновича Смидовича, национальный парк «Смольный».
Воспитатель называет их и показывает на карте их местоположение.
В: Об одном из них я хочу вам сегодня рассказать, а для этого я предлагаю отправиться в заповедник и получше познакомиться с его обитателями.
Физкультминутка:
Мы в заповеднике, друзья (шагаем)
И все мы дружная семья. (Шагаем, обнимаем себя)
Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)
И каждый встрече с нами рад. (Киваем головой)
Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)
А это – высится сурово, как солдат (руки вверх)
Одно – раскидистые ветви простирает, (руки в стороны)
Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверху, качаются, как ветви)
В: Время нашего путешествия закончилось.
3. Заключительная часть
- Скажите, как называются место, где мы сегодня встретили много интересных зверей, птиц, растений? (Мордовский национальный заповедник им. П. Г. Смидовича).
- Что нового вы узнали о жизни животных в этом заповеднике? (ответы детей).
- Для чего люди создают заповедник? (ответы детей).
- Наше путешествие получилось очень интересным, вы много знаете о жизни леса и его обитателей. Спасибо за интересные рассказы.
Дальнейшая разработка темы:
Использование полученных знаний в проектной деятельности
Литература:
1. Валдоня (Светлячок) Программа и методические рекомендации. Для дошкольных образовательных учреждений Республики Мордовия. / Министерство образования Республики Мордовия. - Саранск. Типография «Красный Октябрь» 2001
2. Хрестоматия к программе «Валдоня» Пособие для дошк. образов. учреждений Р М Авт- сост. Е. Н. Киркина- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004г
3. Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошк. образования О. В. Бурляева и др. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011