Еремина Ольга Ивановна
Конспект НОД по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков [з] и [с]» с детьми в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по звуковой культуре речи.
Тема: Дифференциация звуков [з] и [с] с детьми в старшей группе. Еремина О. И.
Задачи:
Образовательные:
Учить дифференцировать звуки [з] и [с] в произношении и на слух.
Упражнять в звуковом анализе слов, продолжать учить делить слова на слоги.
Развивающие:
Развивать фонематический слух детей.
Публикация «Конспект НОД по звуковой культуре речи „Дифференциация звуков [з] и [с]“ с детьми в старшей группе» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивать слуховое и зрительное внимание, память.
Воспитательные:
Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Воспитывать умение работать в коллективе.
Материалы: Картинки: Заяц, лиса, зебра, рысь, гусь, слон, сорока, собака, коза, обезьяна; магнитная доска, зеркала, плоскостной домик с окошками, поезд, две вазы, картинка к игре «Четвертый лишний», картинка гномик Знайка.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Ребята, наш знакомый гномик Знайка снова нас приглашает к себе в гости. Вы не забыли, где он живёт? Правильно в лесу. Пойдём к нему в гости? А чтобы быстрее дойти, скажем волшебную чистоговорку:
Ом-ом-ом – ждёт на в гости гном, Ома-ома-ома – мы в гостях у гнома.
-Дети, вот мы и пришли в гости к гномику, что-то он грустный, давайте его развеселим, сделаем весё лую гимнастику для язычка:
2. Весёлая артикуляционная гимнастика
Этот маленький дружок – твой веселый язычок.
Чтоб он ловким был, умелым, чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай перед зеркалом, шутя!
Наша сказка – вам подсказка, ведь зарядку каждый день
Должен делать непослушный Язычок забыв про лень.
1. Вот проснулся язычок, выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула розовая кошка.
(Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счет 5-7.)
2. Расстелил половичок на крылечке язычок.
Взял он клещи, взял топор и пошел чинить забор.
(Улыбнуться, приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет от 1 до 5-10.)
3. Д-д-д-д-д-д-д-д – стучит молоточек,
Т-т-т-т-т-т-т-т-т – вот забит гвоздочек.
Светит солнышко с утра – в гости к тетушке пора!
(Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетания звуков «ддд», «ттт».)
4. На лошадке, по дороге скачет Язычок,
И копытами лошадка – цок, цок, цок, цок, цок.
А с горы стрелой несется: цок, цок, цок, цок, цок.
(Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Сначала медленнее, затем быстрее.)
5. Ну-ка, детки, с язычком вместе покатаемся!
Поиграем в паровозик и поулыбаемся: «И-у! И-у! И-у!»
(Губы в широкой улыбке, затем вытянуть губы в трубочку. Чередовать 6-7 раз.)
6. Тетушка племянничка весело встречает.
Чай ему с вареньем тут же предлагает.
Ах, какое вкусное, сладкое варенье,
Да и каша манная – просто объеденье – ням-ням-ням-ням.
(Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком слева направо и сверху вниз.)
7. Дети давайте сделаем из язычка чашечку
«Чашечка»- кончик и стороны языка подняты вверх. Улыбаюсь, рот открыт: там язык уже стоит. К зубкам подняты края —Вот и «чашечка» моя.
8. Ох, устал наш язычок, лег в кроватку на бочок:
Пя-пя-пя-пя-пя-пя… Отдыхаем все, друзья!
(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…» Выполнять упражнение в течение 10 сек.)
3. Ребята, гномик гулял по лесу, подошёл к реке и услышал такие песенки – звуки : з-з-з – песня комара, с-с-с – песня воды (так течет в реке вода).
- Давайте пропоём эти песенки-звуки : з-з-з – песня комара, с-с-с – песня воды (так течет вода).
А что вам ещё напоминает звук с-с-с (Это свистит воздух, когда выходит из насоса.)
Воспитатель показывает картинку с насосом и комаром.
-А какой звук вы слышали, когда засвистел насос? (С-С-С)
- А какой звук вы слышали, когда увидели комарика? (З-З-З)
-Сегодня мы будем учиться различать звуки С-З.
4. Теперь мы с вами разберемся, что же это за звуки такие. (Сравнение [С] и [З] по артикуляционным и акустическим признакам)
[С] - Губы в улыбке, язык – за нижними зубками (резцами). Звук [С] - согласный, глухой.
Вдыхаем через носик, а затем растягиваем губы в улыбке, язычок прячем за нижними зубами и медленно и выразительно выдыхаем, произнося звук [С] - засвистел насос.
А сейчас давайте повторим скороговорку «Сеня вёз сена воз». (Сначала тихо и медленно, потом громче и быстрее).
[З] – положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке (С). Но этот звук – звонкий, произносится с голосом.
-А сейчас поиграем: вдыхаем через носик, а затем растягиваем губы в улыбке, язычок прячем за нижними зубами и медленно и выразительно выдыхаем, произнося звук [З] – зазвенел комарик.
- Теперь повторим скороговорку «Пошла Зина в лес с корзиной» (Сначала тихо и медленно, потом громче и быстрее).
-Итак, уточним основные различия в положении языка и губ при произношении этих звуков.
- Что общего у звуков З-С? – согласные, язык расположен за нижними зубами.
- В чем разница? (З – звонкий, С – глухой).
- Почувствуем звонкость согласного З, руку положим на горлышко и произнесем з-з-з. Если горлышко дрожит – это звонкий звук, если дрожания нет (горлышко спит) – глухой.
5. Физкультминутка :
Считалка: Вот со звуком С считалка : сани, сад, сова, скакалка.
Выходи на слово: «Стук», назови в нём первый звук!
Игра: «Комары».
6. А теперь будьте внимательны! Игра «Насос-комарик». Если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны сказать: «С-С-С», а если с изображением комарика: «З-З-З»
7. Игра «Домики для животных».
-Дети, посмотрите, Гномик построил для своих друзей два домика, помогите ему расселить животных. В первый домик гномик предлагает поселить животных, в названии которых есть звук «З», а во второй – звук «С»
8. Игра «Поезд».
-Ребята друзья гномика ни разу не ездили на поезде, давайте поиграем с ними, прокатим их на поезде. В первом вагоне поедут зверята в названии один слог, во втором два слога, в третьем – три, приготовились!
9. Музыкальная физкультминутка : «Прокатимся на поезде».
10. Игра «Четвертый лишний».
Материал: сова, сосулька, замок, собака
Ребятам предлагается найти лишнюю картинку и объяснить почему.
11. Игра «Составь букет»
Ребята, вам понравилось в гостях у гномика? А давайте ему сделаем подарок. Вот у меня есть две вазы и цветы. Давайте составим из цветов букеты, в одну вазу мы поместим цветы в названии которых есть звук З, а во вторую со звуком С.
Какие красивые у нас получились букеты, теперь нам пора возвращаться в детский сад. Ребята встаньте в круг и повторяйте за мной: «Крутись, вертись, крутись, вертись и в детский садик возвратись».
-Итог занятия.
- Какие звуки мы сегодня сравнивали? У кого побывали в гостях?
- Какое задание вам понравилось больше всего?