Получи документы

Конспект НОД подготовительной группе 6–7 лет «Путешествие по озеру Байкал»

Трушкина Кристина Игоревна
Конспект НОД подготовительной группе 6–7 лет «Путешествие по озеру Байкал»

Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура».

Цель: Способствовать развитию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой и животным миром Прибайкалья, помочь усвоению словаря по теме.

Задачи:

Образовательные;

• Систематизировать и закрепить знания детей о природе Байкала; дать представление об озере Байкал;

Публикация «Конспект НОД подготовительной группе 6–7 лет „Путешествие по озеру Байкал“» размещена в разделах

• Обратить внимание детей на красоту природы, вызвать желание бережно относится к ней и ее богатствам;

• Познакомить с разнообразием животного и растительного мира Прибайкалья;

• Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях; закрепить понятие взаимосвязи растительного мира и человека.

Развивающие;

• Развивать способность детей анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи,

• Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие природы, способность замечать красоту природы;

• Развивать умение отгадывать загадки;

• Развивать умение согласовывать слова и действия, общую моторику;

• Развивать, память, внимание, обоняние, конструктивные способности, умение логически мыслить;

• Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка;

Воспитательные:

• Воспитывать бережное отношение к природе,

• Обеспечение атмосферы доверия, партнерства.

Методы:

• Словесные – художественные средства - чтение стихотворения, загадывание загадок, беседы.

• Наглядные – рассматривание слайдов, показ образца действия.

• Практические – движения в соответствии с текстом, конструирование по образцу, определение запаха, составление целого изображения из частей по образцу.

Материалы и оборудование: стулья, столы, шар, мультимедийная установка, цифры на стулья, карточки с точками, мяч, разрезанные на части изображения, образцы изображений, поддоны для раздаточного материала, лукошко с грибами, палочки счетные, схема оленя, макет «Заселим Байкал», магнитная доска.

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

На чем можно путешествовать?

Вы хотите отправиться в путешествие? Сегодня я вам предлагаю отправиться не просо в путешествие, а в экспедицию на воздушном шаре. Вы готовы. Нам понадобиться бортовой журнал, куда мы будем записывать наше исследование.

Воспитатель. Отправляемся в путь.

Чтобы в небо нам взлететь,

Нужно правильно нам сесть.

На билет свой посмотри,

Место нужное займи!

Воспитатель: Возьмите билеты. Посчитайте на нем количество точек и найдите на стульчике соответствующую цифру на нужном вам фоне. Занимайте свои места. Садитесь поудобнее.

Шар поднимается,

Путешествие начинается.

II. часть

Воспитатель: Чтобы узнать, куда мы летим, послушайте стихотворение. Но слушать его я предлагаю с закрытыми глазами. Закройте глазки и представляйте, что я говорю.

А что это такое, такое голубое,

Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо за сосны зацепилось,

По скалам покатилось и на землю стекло?

А что это такое, такое золотое,

Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?

Быть может, это солнце легло поспать под скалы,

Оно лежит устало, закрыв свои глаза?

А что это такое, все время в непокое,

Быть может, это туча застряла среди скал?

А это и не туча, а это и не небо,

А это и не солнце, а озеро Байкал!

(М. Сергеев)

Открывайте глаза и посмотрите, какая красота открылась перед нами

(слайд о. Байкал)

Воспитатель. Мы с вами прилетели на озеро Байкал. Это самое глубокое и большое озеро на всей планете. Байкал находится на территории России, в Сибири. Край, где расположен Байкал, называют Прибайкальем. Байкал – озеро с самым большим на Земле запасом пресной воды. Это озеро очень красиво.

Опыт: Исследование пресной и соленой воды. (Дети результат исследования заносят в бортовой журнал)

Воспитатель. Давайте попробуем описать озеро Байкал. Для этого поиграем в игру «Опиши озеро». Я буду бросать вам мяч, а вы отвечать на вопрос: Какое озеро?

Проводится игра с мячом.

Воспитатель. Как вы думаете, кто главные обитатели этого озера? Действительно, рыбы. Давайте посмотрим и узнаем, какие именно рыбы живут в о. Байкал (Просмотр видео жители озера Байкал). Делаем записи в журнал с какими рыбами познакомились.

Воспитатель. В озере Байкал насчитывается 52 вида рыб. Самые популярные: сибирский осетр, таймень, даватчан (красная рыба, сиг, хариус (черный и белый, сорога (сибирская плотва, окунь, щука, елец, сом, сазан, налим, голомянка и омуль.

Воспитатель. Посмотрите-ка, кто это там греется на солнышке, единственный представитель млекопитающих Байкала - тюлень или нерпа байкальская, имеющая общего предка с северным тюленем (просмотр видео нерпа, тюлень). Не забываем делать записи в бортовой журнал.

Воспитатель. Ученые предполагают, что нерпа проникла в Байкал из Ледовитого океана по Енисею и Ангаре в ледниковый период. В настоящее время ее численность около 60 тыс. голов. Живет нерпа более 50 лет, за жизнь самка может принести до двух десятков детенышей.

- А кто знает, чем ловят рыбу?

- А вы знаете, как правильно ловить рыбу? (только удочкой, не брать мелкую рыбу, отпускать ее обязательно.) А почему? (ответы детей)

Воспитатель. Давайте поиграем с вами в игру: «Поймай рыбку». ( Слайд: рыбы с вопросами)

• Может ли рыба жить без воды?

• Чем дышит рыба?

• Что есть у рыбы? (хвост, плавники, голова, тело и т. д.)

• Чем покрыто тело рыб?

Воспитатель. А теперь, ребята давайте совершим небольшую экспедицию по берегу озера. ( слайд: Звучит шум воды, крик чаек, рассматриваем иллюстрации растительный мир Байкала). Что вы видите вокруг? Назовите, какие деревья, вы узнали? (ответы детей). Растительный мир Байкала богат различными экзотическими растениями: необыкновенными мхами и лишайниками, душистыми тополями зонтичной формы, настоящей кедровой тайгой, ходячими деревьями с обнаженными корнями. Здесь в основном преобладают хвойные леса.

Воспитатель. Из их представителей в особом ряду стоит разновидность сибирской ели - ель сибирская голубая. ( слайд: ель голубая) От обычной сибирской ели отличается голубой окраской хвои, которая создана наличием сизого воскового налета. Дерево до 30 м высотой, с узкопирамидальной кроной. Так же к хвойным распространенным растениям Байкальского региона относится сосна. ( слайд: сосна)

Воспитатель. Ребята, а как по-другому можно назвать лес? ( слайд:тайга).

А чем отличается лес от тайги? Правильно. Тайга – это хвойный лес ( слайд: ель, пихта, кедр, сосна). Деревья в тайге растут густо, сплошной стеной.

- Посмотрите, что это за красавиц стоит на нашем пути? Да это Кедр – вечнозеленое могучее и поистине бесценное дерево. Ствол у него толстый ветки пушистые, зеленые и зимой и летом. Живет кедр долго 800 лет. ( слайд: кедр)

Воспитатель. А как мы назовем лес, где будут расти одни кедры? (ответы детей) Если в кедровом лесу подольше походить, то можно вылечиться от простуды. Аромат хвои очень целебен. Ребята посмотрите, что лежит под деревом – да это кедровые шишки, а внутри у нее много маленьких орешков. ( слайд: кедровая шишка)

Кедровые орехи очень вкусные и полезные. Осенью, когда поспевают орехи. Люди идут в тайгу за орехами, но не только люди, но и лесные жители любят орехи.

Воспитатель. Как вы думаете, кто самый большой любитель кедровых орешков? (ответы детей).

-А еще кто? Большой любитель кедровых орешков, птица кедровка. (Звучит пение кедровки, рассматриваем ее на слайде). Кедровка величиной с голубя, грудка у нее пятнистая, а клюв очень крепкий. Шелушит кедровка своим крепким клювом шишки, а орехи под язык кладет. Наберет кедровка орехов и спрячет их в укромном месте, на зиму, на черный день. Бывает, забудет кедровка, где спрятала, а орехи прорастут и вырастут из них новые кедры.

Воспитатель. По берегам Байкала встречаются еще такие сказочные странные деревья. ( слайд: ходульные деревья) Стволы их находятся очень высоко от поверхности земли. Эти деревья стоят на своих корнях как на ходулях, поэтому называются они ходульными. Эти деревья – один из символов Байкала. Их корни оголили дожди и ветра. Кажется, будто великаны шли куда-то, остановились отдохнуть и скоро двинуться в путь (По окончании экспедиции дети заносят результаты в журнал).

Физкультминутка. (слайд)

Воспитатель. Устали немного, давайте присядем на мягкую зеленую травку. Трава в Прибайкалье не только мягкая, но и полезная. Тут встречается много лекарственных трав. Что значит лекарственные травы? Какие вы знаете? Как ими можно лечиться? А сейчас я вам предлагаю познакомиться с лекарственными травами Прибайкалья. Некоторые вам, возможно, знакомы и вы определите их название.

Воспитатель. Кто знает что это? Это мята. ( слайд: мята) Чай с мятой улучшает аппетит, помогает от головной боли, обладает бодрящим действием.

Воспитатель. А это знакома вам трава? Ребята, это чабрец. ( слайд: чабрец) Его используют для лечения ран, воспалений, а также насморка и кашля.

Воспитатель. Вот эта трава пахнет не очень приятно. Узнаете? Это полынь. ( слайд: полынь) Несмотря на такой запах, она тоже полезна. Отвары из полыни убивают болезнетворные микробы, улучшают аппетит.

Воспитатель. Вот еще одна трава. Она, скорее всего, вам незнакома. Это тысячелистник. ( слайд: тысячелистни) Его растение помогает остановить кровотечение, применяют при укусах насекомыми, ушибах, опухолях.

А какие из этих растений встречаются в нашей местности? Где вы их встречали?

Воспитатель. Озеро Байкал со всех сторон окружено горами, покрытыми тайгой, где произрастают различные растения, некоторых из них больше нет нигде на планете. Богаты окрестности ягодами.

Воспитатель. Давайте выйдем, погуляем и соберем вкусных и спелых ягод. Чтобы собрать ягоды предлагаю разделиться на группы по четыре человека. Каждая группа подойдет к своему столу и соберет разрезанную на части картинку. Когда вы соберете ее, то увидите, какие ягоды растут около Байкала. Что у вас получилось?

( слайды: голубика, ежевика, морошка, малина, брусника)

Воспитатель. Проходим дальше, стоит лукошко с грибами, назовите ребята, какие вы знаете грибы? Достаем из лукошка по грибочку и называем их белый гриб, маслята, подберезовик, подосиновик, грузди, рыжики, а также мухомор, бледную поганку. Какие грибы можно употреблять в пищу, какие нет? (ответы детей). ( слайд: грибы)

Воспитатель. А вы знаете, как правильно собирать грибы? А почему? (ответы детей)

Воспитатель.. Рядом с озером Байкал живут разные животные. Отгадайте, какие.

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.

(Медведь) (слайд)

У него в полосках спинка,

Хвостик легкий, как пушинка.

Все запасы, как в сундук,

Прячет в дупла…

(Бурундук) (слайд)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной.

И стоит среди травы –

Уши больше головы?

(Заяц) (слайд)

Посмотрите-ка, какая –

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

(Лиса) (слайд)

Зверёк бурый, неуклюжий,

Он не любит зимней стужи.

До весны в норе глубокой

Посреди степи широкой

Сладко спит себе зверёк.

Как зовут его?

(Сурок) (слайд)

Воспитатель. Мы не назвали еще одного обитателя Прибайкалья. Чтобы узнать, кто это, предлагаю вам выложить его изображение по схеме из цветных палочек. Проходите за столы, присаживайтесь. У вас на поддонах лежат палочки, рядом схема. Выложите изображение, используя схему. Кто у вас получился? ( Слайд: изображение оленя)

III. Рефлексия

Игра «Заселим Байкал».

Воспитатель. Перед вами макет Байкала. Какой он простой и безжизненный. Что мы можем сделать, чтобы он не был таким пустым (заселить животными и растениями).

-Каких байкальских рыб вы помните, можете подсмотреть в бортовой журнал? (омуль, карась, осетр, голомянка, таймень, налим).

-Каких животных помните, посмотрите в бортовой журнал? (сурок, лиса, заяц, бурундук, медведь, олень).

Какие деревья и растения? (полынь, кедр, сосна, ель голубая, грибы, ягоды, чабрец, мята и др.).

Воспитатель. Вот и подходит к концу наша экспедиция. Садимся в воздушный шар и возвращаемся домой ( слайд: воздушный шар). Дети рассматривают записи, которые сделали во время экспедиции. Делятся впечатлениями.

Публикации по теме:

Фоторепортаж «Прогулка к озеру»Фоторепортаж «Прогулка к озеру» Как-то быстро осень наступила: казалось бы еще на прошлой неделе температура была 26-28 градусов тепла, светило солнце, а с понедельника.

Фотоэтюд о поездке к Мраморному (Марсианскому) озеру в КрымуФотоэтюд о поездке к Мраморному (Марсианскому) озеру в Крыму У села Скалистое между Симферополем и Бахчисараем находится необычное озеро с интригующим названием Мраморное или Марсианское. Оно образовалось.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Республика Бурятия. Озеро Байкал»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Республика Бурятия. Озеро Байкал» Интеграция образовательных областей: познание, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Конспект НОД по познавательному развитию «Байкал — жемчужина России» в средней группеКонспект НОД по познавательному развитию «Байкал — жемчужина России» в средней группе Цель: создание условий для развития познавательного интереса к уникальному озеру Байкал; формирование экологической культуры дошкольников.

Конспект НОД «Путешествие в Арктику (путешествие по карте)» для детей подготовительной группы Путешествие в Арктику (путешествие по карте). Интеграция образовательных областей: познавательная деятельность, речевая деятельность, коммуникативная.

Конспект НОД в подготовительной группе «Космическое путешествие»Конспект НОД в подготовительной группе «Космическое путешествие» Конспект НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Космическое путешествие».Задачи: - Познакомить детей со строением Солнечной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД подготовительной группе 6–7 лет «Путешествие по озеру Байкал»
Опубликовано: 20 января 2024 в 16:53
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД