МААМ-картинки

Конспект НОД «Путешествие в царство снега и льда» для детей подготовительной к школе группы

Афонькина Л В
Конспект НОД «Путешествие в царство снега и льда» для детей подготовительной к школе группы

Цель: обогащать представления дошкольников об особенностях географического положения Арктики, ее природных условиях и обитателях.

Задачи:

-систематизировать знания об арктических животных, знакомить с животными, занесенными в Красную книгу (познавательное развитие);

-обогащать и активизировать словарь, развивать связную речь (речевое развитие);

-развивать эмпатию (социально-коммуникативное развитие);

-формировать эстетическое отношение к миру природы (художественно-эстетическое развитие);

Публикация «Конспект НОД „Путешествие в царство снега и льда“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах

-применять современные здоровьесберегающие технологии: самомассаж, динамические паузы (физическое развитие).

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Предварительная работа:

- занятия и беседы по теме «Животный мир Арктики»;

-рассмотривание иллюстрации, посмотр презентации, видеофильмы, чтение статьи о животных в детских энциклопедиях, книгах; занятия по оригами, рисованию, лепке, аппликации на тему «Животные полярных пустынь»; дидактические и подвижные игры; экспериментирование.

Рассматривание картинок из альбома «Животные Севера»;

Чтение: В. Катаев «Цветик – Семицветик», Просмотр мультфильмов «Умка»;

Д/и «Кто чем питается», «Кто где живет?», «Четвертый лишний» «Угадай животное», «Назови правильно»;

Посещение виртуального зоопарка.

Оборудование: аудио- и видеоаппаратура; иллюстративный материал; энциклопедическая литература; игрушки «Животные Арктики»; презентация «Север», «Климатические зоны» ; рюкзаки, картинки с изображением предметов одежды; емкость с водой, кусочек меха. Фигурка тюлень, льдина-пенопласт, письмо, презентация с записями шума ветра, вьюги. Полоски белой бумаги, клей, страница Красной книги с нарисованным медведем, интерактивная доска.

Ход:

Воспитатель:

Все ребята здесь собрались,

Дружно за работу взялись,

Будем думать, рассуждать,

Правильный ответ давать.

В: Я хочу подарить вам свою улыбку, чтобы всем стало тепло. Давайте улыбнемся друг другу, глубоко вдохнем свежесть морозного утра, почувствуем красоту и доброту, которые нас окружают, а на выдохе скажем: "Хорошо!" Подарим улыбку нашим гостям, чтобы хорошее настроение на целый день осталось с нами.

В: Ой, а что это за звуки? (включается запись шума ветра)

Дети: ветер.

В: Оказывается зимний ветер и писать умеет снежными ледяными узорами. Он написал нам письмо. (Воспитатель читает письмо). «Здравствуйте, дети, Я решил пригласить вас в гости на север и заодно проверить, какие вы смышленые и смекалистые.

В: Ребята, а вы хотите совершить путешествие на север?

Дети: Да.

В: Однажды художникам, живущим в разных странах, предложили нарисовать портрет Земли. Когда они справились с заданием, то все пейзажи поместили на выставке. И все люди увидели, что они получились совсем разные. На одном мы увидели суровую тундру, на другом пышные джунгли, на третьем – пустыню, томящуюся от зноя…

И если все эти картины собрать на одной выставке, мы удивимся: сколько лиц у нашей планеты! (рассматривание картин природных зон)

Воспитатель: Как вы думаете, почему у Земли разные лица?

Дети: Потому что условия жизни организмов на Земле очень разнообразны, и в разных уголках планеты сложились разные природные зоны

В: А давайте отправимся в путешествие, в настоящую экспедицию в Арктику - в царство снега и льда, где проведем небольшие исследования. Хотите? Да! Вы знаете, что такое Арктика? Где она расположена?

Дети отвечают. Воспитатель обобщает их ответы.

- Как вы думаете, какой климат на севере? Почему?

Дети: Холодный.

В: В путешествие в Арктику необходимо взять теплые вещи. Давайте соберем их.

Дидактическая игра «Соберем вещи в дорогу»

Дети выбирают картинки с изображением теплых вещей, складывают их в рюкзак.

В: Чтобы отправиться в путешествие нам необходимо выбрать вид транспорта. Как вы думаете, на каком транспорте нам лучше всего добраться в такую даль?

- На чём отправимся в путешествие?

Дети: На самолёте.

В: Давайте на самолёте, чтобы быстрее долететь.

Занимайте свои посадочные места (садятся).

- Ну, что ж отправляемся в путешествие…

Давайте вспомним правила безопасности в полете:

-Надо пристегнуть ремни, не вставать с мест, не открывать иллюминаторы, выключить мобильные телефоны.

А сейчас произнесем волшебные слова: «Летим туда, где круглый год снег и лед, снег и лед». (Дети повторяют.) Взлетаем. Летим над облаками. Чтобы взлететь посчитали от 1 до 10 .

Звук двигателя самолёта…

В:- Ребята, если мы выглянем в иллюминаторы, то увидим, как под нами проплывают леса, видно много зелени. Это тайга.

- А сейчас мы пролетаем вдоль берегов Северного Ледовитого океана, здесь на тысячи километров тянется тундра.

Картинка (Облака)

Посмотрите в иллюминатор, какие они красивые, легкие, воздушные.

Динамическая пауза «Облака»

Беленькое облако (Округленные руки держат перед собой, пальцы в замок.)

Поднялось над крышей, (Не расцепляя пальцев, поднимают их над головой.)

Устремилось облако (Выпрямляют руки.)

Выше, выше, выше! (Тянутся за руками вверх.)

Ветер это облако (Плавно покачивают руки над головой из стороны в сторону.)

Зацепил за кручу, (Сцепляют руки кончиками пальцев над головой.)

Превратилось облако- в дождевую тучу (Описывают руками через стороны вниз большой круг и приседают.)

А пока мы летим давайте поиграем в игру

Игра: «Закончить предложения»

Зимой на Севере очень холодно, дни стоят (какие). (холодные).

На Севере морозно, погода всегда (какая). (морозная).

Полярной ночью на Севере темно; и ночи, и дни на Севере (какие). (темные).

Собаки везут нарты быстро, собачьи упряжки (какие). (быстрые).

Лиса заметает следы очень хитро, лиса (какая). (хитрая).

Охотник поймал оленя ловко, охотник (какой). (ловкий).

На экране появляется картинка с изображением Арктики

В: Будьте внимательны! Самолет идет на посадку. Мы приземляемся.

Покидаем борт самолета. Здесь так холодно. Кругом царство снега и льда.

- Вот мы и в Арктике очень холодно. Чтобы не заболеть, нужно сделать самомассаж.

Самомассаж «Неболейка»

Чтобы горло не болело,

мы его погладим смело Поглаживают ладонями шею сверху вниз

Чтоб не кашлять, не чихать,

надо носик растирать Указательным пальцем растирать крылья носа

Лоб мы тоже разотрём,

Ладошку держим козырьком Прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями «в стороны – вместе»

«Вилку» пальчиками сделай,

массируй ушки ты и шею. Раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки впереди и сзади за ушами

Знаем, знаем, мы всегда,

нам простуда не страшна! Потирают обе ладони

Дети сидя смотрят презентацию.

Арктика -это Северный Ледовитый океан и земли, которые к нему прилегают. Это белоснежное царство холода, снега и льда. Арктика — северная полярная область Земли. В переводе с греческого языка означает «медведица».

В: Вот, ребята, мы оказались в царстве льда и снега, это снега и льды Арктики Слово «артос», от которого произошло слово «Арктика» в переводе с греческого языка означает «медведь». Как вы думаете, почему так назвали этот край?

Дети: Арктика – это владение белого полярного медведя.

В: Можно сказать и так, но также Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой Медведицы. ( Показ рисунка: на небесном фоне - созвездие Большой Медведицы.)

Климат в Арктике очень суровый. Зимой температура опускается до -50 °С. Зимой несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается над горизонтом. Такой период называется полярная ночь. Только луна освещает зимние, снежные просторы. Летом в Арктике наступает полярный день. Солнце светит круглые сутки. Но солнце не поднимается высоко и не греет землю. Поэтому в Арктике холодно в течение всего года, зимой и летом. Посмотрите на небо. Какое прекрасное зрелище! Это северное сияние. Северное сияние иногда называют полярным сиянием. Это проявление магнитных сил земли. Магнитные силы задерживают солнечный ветер. Частицы его движутся к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся на небе. Появляются полоски разного цвета: красные, синие, желтые, зеленые.

Физкультминутка

Дуют ветры ледяные

(Дети машут руками вверху)

Горы снежные, крутые.

(руки поднять вверх, встать на носочки)

Там о лете не слыхали

(ладонь прижать к уху, наклоны в стороны)

Там согреешься едва ли

(обнять себя руками)

Он не мал и не велик

(Руки свести и развести в стороны)

Этот снежный материк.

(хлопнуть в ладоши на уровне груди) .

В: «Северный ветер» еще прислал фотографии животных севера, но они были напечатаны на льдинках и поэтому раскололись, давайте их соберем. Раздать разрезные картинки. Дети собирают. Потом рассматривают животных.

Поговорим о морже.

Грозный морж

Реб: На льдине – грозный морж,

И каждый клык – как нож.

Верней, как пика клык,

А может быть, как штык.

Попробуй-ка медведь,

Такого одолеть.

И потому медведь,

Чем дело с ним иметь,

Обходит стороной

Тот угол ледяной.

- Чем покрыто тело моржа? (Жиром).

- Зачем моржу столько много жира? (чтоб не замерзнуть в холодной воде).

- Как называются ноги моржа? (ласты).

- Морж какой? (клыкастый, неуклюжий).

- Что есть у моржа на мордочке? (Клыки).

- Для чего они нужны моржу? (Длинные клыки нужны, чтобы защищаться от врагов, помогать при движении).

2. это… тюлень

Реб: Может плавать целый день

В ледяной воде тюлень!

На холодном льду лежит,

И не мёрзнет, не дрожит.

- Чем покрыто тело тюленя? (Шерстью).

- Что делает с помощью ласт? (Передвигается в воде, на суше).

3. Песец

- Какой у него мех? (белый, пушистый, теплый).

4. Пингвин.

В: Правильно, пингвины – это морские хищные птицы, которые не летают, зато отлично плавают и ныряют. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. При необходимости пингвин может провести под водой до 20 минут. Гнёзда пингвины не делают, мама пингвиниха снесёт единственное яйцо, а пингвину-папе приходится высиживать его и согревать собственным пухом. Мама же отправляется к морю в поисках еды.

Родители-пингвины никогда не перепутают своего ребенка с чужим, даже среди сотен других птенцов они по голосовому сигналу узнают своего птенца и накормят только его. Пингвины взрослые и дети любят кататься с горки, только не на санках, а на брюшке. Людей они совсем не боятся. Смело приходят к морякам и полярникам в гости.

5. Ребята, а какое самое главное животное Севера? (Белый медведь).

Реб: Этот мишка снежно-белый –

Самый крупный, самый смелый!

Он всю жизнь живёт в снегу,

На холодном берегу.

Мы – ваши добрые соседи,

Мы – … ( дети: «Белые медведи»).

- Какой он? (Большой, сильный).

- Чем покрыто тело? (Шерстью).

- Какая шерсть у белого медведя? (Густая, теплая, поэтому в самый лютый мороз ему не холодно).

- На кого охотиться белый медведь? (На рыбу, тюленей, моржей).

- Зачем медведю мех на лапах? (Чтоб не скользить по льду).

- Зачем медведь закрывает нос лапой, когда идет на охоту? (Чтоб его не заметили).

-Зачем белому медведю белая шкура? (Чтоб не заметно охотиться).

Живут белые медведи среди льдов в океане, вылезет из воды на льдину, отряхнется – и опять сухой.

Питается медведь рыбой, мелкими морскими животными, тюленями. Подплывет к льдине, на которой лежит тюлень, высунется из воды и передними лапами навалится на край льдины. Льдина наклоняется и добыча попадает прямо в лапы медведя. Хотите посмотреть как это происходит?

Экспериментальная деятельность.

Опыт1: В таз налить воды и положить пласт пенопласта (это льдина). На середине льдины лежит тюлень (игрушка). Представим, что ваши руки это лапы медведя, наклоните «льдину». Что происходит? Почему это происходит? (льдина скользкая). Когда медведь вылез на льдину из воды он встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги.

- А почему медведь не покрывается льдом, ведь там сильный мороз?

- А чтобы понять как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт.

Опыт2: В таз с водой кусочек меха и тут же выньте ее. Посмотрите она мокрая, т. е. покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас был мороз, то эта вода бы превратилась в корочку льда. Теперь слегка смажем этот кусочек меха (дет. крем)

Снова опустим в воду и выньте ее. Что вы заметили? Она собралась капельками. И если встряхнуть, эти капельки слетят. Воды не будет, в мороз нечему будет превращаться в лед. Теперь попробуйте объяснить случай с медведем

Опыт 3:

В: Ребята, а как вы думаете, для чего медведю нужна белая шкура?

Дети: Медведь маскируется на снегу.

Она ему нужна, чтобы быть незаметным во льдах и снегах, чтобы лучше охотиться, белый мех маскирует медведей на фоне снега и льда. Позволяет незаметно подкрадываться к добыче.

Экспериментальная деятельность.

В: Ребята, перед вами лежат два листа бумаги. Один лист белый, другой зеленый. Возьмем белых медведей, вырезанных из белой бумаги. Одних поместим на зеленый лист. Других на белый лист.

- Где медведей лучше видно, на белом листе или на зеленом?

Дети: На белом листе их не видно, они сливаются с бумагой.

В: Вот поэтому на крайнем Севере (Арктике) медведи белые.

Дидактическая игра «Назови правильно»

У моржа толстая кожа (морж какой? толстокожий)

У тюленя ноги – ласты (тюлень какой? ластоногий)

У медведя черный нос (медведь какой? черноносый)

У песца длинный хвост (песец какой? длиннохвостый)

У песца острая мордочка (песец какой? остромордый)

У полярного волка острые зубы (волк какой? острозубый)

Все животные севера приспособились к жизни в холоде.

Итак, что же помогает выжить животным в Арктике?

• Толстый слой жира.

• Густая тёплая шерсть.

• Широкие лапы.

• Окраска меха.

В: Ребята, а вы заметили, что некоторые картинки в красной рамке? как вы думаете, животные севера нуждаются в защите?

В: Да конечно? А куда помещают животных нуждающихся в защите?

Дети: В красную книгу.

В: Кто может рассказать о ней?

-А как вы думаете, в красную книгу занесены животные Арктики? Давайте узнаем. Северный ветер прислал нам фотографии животных которые нуждаются в защите. Давайте создадим свою Красную книгу и поместим на первую страницу главного животного севера - белого медведя. Выполним его в технике квиллинга.

Коллективная работа на заготовленном листе Красной книги. Воспитатель помогает приклеить детали, название животного. Совместно создается первая страница красной книги.

Ну а нам пора возвращаться в наш детский сад, садимся в самолёт.

В: Наш самолет совершил посадку в аэропорту города нашего города. Мы вернулись в любимый детский сад.

-Давайте ещё раз вспомним Арктику.

-А вам понравилось наше путешествие? А что вам понравилась? Было ли вам трудно путешествовать?

Мы узнали сегодня много нового о севере, его обитателях. Все эти животные - белый медведь, северный олень, тюлень и пингвин занесены в Красную книгу, на них запрещено охотиться. К сожалению, из-за ценного меха и беззащитности они часто уничтожаются браконьерами. Сейчас специальные службы выслеживают преступников и предотвращают опасность. Задача людей – сохранить жизнь этим удивительным животным и птицам.

-Ребята мне сегодня понравилось, как вы внимательно слушали, отвечали на вопросы, у нас теперь есть своя красная книга, которую мы дополнили. И вы можете поделиться своими знаниями со всеми.

На следующем занятии мы с вами узнаем, какие ещё животные занесены в красную книгу.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении ООД по познавательному развитию «Царство льда и снега» в подготовительной группе детей с ЗПРФотоотчёт о проведении ООД по познавательному развитию «Царство льда и снега» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область Фотоотчёт.

Комплексно-тематическое планирование «Арктика и Антарктика — царство льда и снега» для детей старшего дошкольного возрастаКомплексно-тематическое планирование «Арктика и Антарктика — царство льда и снега» для детей старшего дошкольного возраста Мир, который окружает человека, удивителен, прекрасен и разнообразен и, конечно, каждому хочется познать неизведанное. Особенно нас поражает.

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Царство растений — деревья»Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Царство растений — деревья» Тема непосредственно образовательной деятельности «Царство растений: деревья» Цель: обобщение представлений детей о деревьях; формирование.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Волшебные превращения воды. Свойства снега и льда»Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Волшебные превращения воды. Свойства снега и льда» Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Волшебные превращения воды. Свойства снега и льда» Цель: Расширить представления детей о.

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Как появляются сосульки? Изучаем свойства снега и льда» Задачи: • формирование представлений об изменениях в природе, об образовании сосулек, формирование любознательности; • формирование представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Путешествие в царство снега и льда» для детей подготовительной к школе группы
Опубликовано: 10 февраля 2024 в 21:26
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД