Татьяна Безменова
Конспект НОД с детьми разновозрастной группы «Пироги отличные — яблочные, клубничные»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
Цель: Знакомство с историей пирогов на Руси. Формирование познавательного интереса
Задачи:
- Обогащать знания детей о русских народных обычаях и традициях
-Формировать чувство патриотизма и любви к Родине, уважительное бережное отношение к пирогам, как символу русского гостеприимства, семейного уюта и тепла
Публикация «Конспект НОД с детьми разновозрастной группы „Пироги отличные — яблочные, клубничные“» размещена в разделах
- Клубника, земляника
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Яблоко, яблоня. Всё по теме яблок
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
- Развивать диалогическую и монологическую речь детей, художественно-творческие способности, мелкую моторику, пространственные ориентиры (верх – низ; лево – право)
- Воспитывать любознательность, желание познавать культуру своего народа
Материалы: Ингредиенты и посуда для приготовления дрожжевого теста, картинки с изображением начинки для пирогов, готовые коржи для пирога, настольно-печатная игра «Подбери начинку», фартуки и колпаки, доска, скалка, заготовки для поделок, ножницы, гофрированный картон, мелкие цветы из бумаги, пластилин, клей-карандаш, ножницы, салфетки для рук.
Словарная работа: хлебосольство, благосостояние, ягодная
Предварительная работа: беседы - «Главные кушанья на все времена», «Традиции русского чаепития», «Русское гостеприимство», чтение пословиц, поговорок, рассматривание картинок с изображением пирогов, кухонной утвари.
Ход НОД
Воспитатель:
-Ребята, у меня для вас есть сюрприз.
Педагог показывает коржи для пирога.
Художественное слово:
Ах, какой приятный запах.
Как нам душу теребит.
Мы не видели, но запах,
Очень много говорит.
Он о том, что есть начинка.
Что поднялось тесто в срок.
Что сегодня день чудесный.
Что печем большой пирог.
Правый бок и левый тоже.
Подрумянился уже.
Я сижу сейчас на стуле.
А как будто на еже.
С ароматным мятным чаем.
Мне дадут сейчас кусок.
Приглашаю всех вас в гости.
Очень вкусный наш пирог!
-Ребята, сегодня я хочу рассказать вам о пирогах, о том, как они появились на Руси, и какое значение имеют для русского человека. Но сначала давайте вспомним, какие пироги мы делали раньше, какие пироги есть у нас в группе.
Дети рассматривают пироги, которые есть в группе.
Воспитатель:
-Ребята, а теперь послушайте историю пирогов на Руси.
История пирогов на Руси
Точная дата появления первых пирогов на Руси историкам, к сожалению, неизвестна. Но абсолютно достоверно то, что в Древней Руси на всех праздниках важным гостем на столе всегда был большой и ароматный пирог. Ни одно застолье не могло обойтись без этого символа домовитости, домашнего уюта и тепла, запах пирогов означал обжитый дом и дружную семью. Пирог заменял собой полноценный обед. Брали пироги с собой в дорогу, на пашню, в поле. Само слово «пирог», происшедшее от древнерусского слова «пир», указывает на то, что ни одно торжественное застолье не могло обходиться без пирогов. При этом каждому празднеству соответствовал особый вид пирогов. Очень любимы были кулебяки, расстегаи, курники, пироги с мясом и сыром, блины всех возможных родов, кривые пирожки и оладьи и много других, всех не перечислить. Русская кухня знает массу рецептов самых разных пирогов, печеных и жареных. Они отличаются по составу и способу приготовления теста: дрожжевое, слоеное, пресное, по виду: открытые, закрытые, маленькие и большие, круглые и квадратные, по начинкам: с мясом, с рыбой, грибами, ягодами, овощами, кашами, творогом. Вот какое разнообразие!
Русские ритуальные кушанья немыслимы без пирогов. Особенно если речь идет о семейных праздниках и обрядах. В крещенские праздники пекли пироги-кресты из кислого теста. Некоторые хозяйки клали в них монетку или пуговку «на счастье». Особые традиции касаются пирогов, которые пеклись на именины. В день именин принято было печь пироги и рассылать их родным и близким как своеобразное приглашение на праздник. Отсылали ровно столько пирогов, сколько планировалось позвать гостей. Принесшие пироги, ставил их на стол со словами: «Именинник приказал кланяться пирогами и просил хлеба кушать». Что касается дома самого именинника, то здесь пекли особый именинный пирог – «каравай», который разламывали в разгар празднества над головой виновника торжества. Тогда начинка, обычно изюм и орехи, сыпалась на голову именинника, а гости в это время приговаривали: «Чтобы на тебя так сыпалось золото и серебро». Наличие пирога на русском столе говорило, прежде всего, о благосостоянии семьи, о ее достатке. Пироги почитались в России порой выше хлеба. Недаром русские пословицы гласят: «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Красно гумно стогами, а стол – пирогами». Наличие пирога на домашнем столе считалось в ту пору залогом благополучия. Молодых девочек учили печь пироги смолоду. Любая девица на выданье должна была уметь печь пироги в совершенстве, потому как, по древнерусской традиции, на следующий день после свадьбы молодая невеста угощала пирогом собственного приготовления гостей, которые судили о домовитости будущей хозяйки. Изначально пироги пеклись из пшеничной муки. Это было дорого, поэтому они ставились на стол редко и только по большим праздникам: на свадьбу, именины и другие знаменательные события. Спустя некоторое время хозяйки стали использовать ржаную муку, что сделало кушанье не таким дорогим и, следовательно, общедоступным. Нередко пирог подавали вместо похлебки или супа на обед для всей семьи. Разнообразие начинки давало свободу любым желаниям и фантазиям хозяек и их домочадцев. Одним из необычных видов кушанья являлся хлебальный пирог - очень оригинальное блюдо. Особенность хлебального пирога заключалась в том, что начинка представляла собой похлебку, которую ели ложкой, как суп. Векошник - сборный пирог. Готовили из того, что осталось от обеда или ужина. Калинник - пирог, начинка которого находилась не внутри, как это обычно бывает, а входила в состав теста. Для приготовления калинника ягоду высушивали и размалывали в порошок. Потом заваривали этот порошок кипятком и замешивали тесто. Далее делали из теста небольшие лепешки и выпекали.
-Ребята, а какие пироги вы знаете, какие любите, с какой начинкой нравятся больше всего? Посмотрите, какую бы начинку вы сделали?
Рассматривание картинок с изображением фруктов, ягод.
Ответы детей.
Воспитатель:
-Ребята, я поняла, что вам нравятся больше сладкие пироги, с фруктовой или ягодной начинкой. Давайте с вами попробуем подобрать начинку для пирогов.
Дидактическая игра «Подбери начинку».
Воспитатель:
-Ребята, начинку мы с вами подобрали. А что же самое главное, без чего не получится никакой пирог?
(Мука)
Воспитатель:
-Правильно, пирог нельзя приготовить без муки. А что ещё нужно добавить к муке?
(Воду, молоко, соль, сахар, яйца)
-Ребята, а кто-нибудь дома помогал маме делать пироги? Расскажите, как вы это делали.
Рассказы детей.
Воспитатель:
-Ребята, а хотите попробовать замесить тесто.
Дети приготавливают тесто.
Воспитатель:
-Оказывается, это не совсем просто, и для того, чтобы испечь пирог, нужно приложить массу усилий. Но есть способ, который у нас отлично поучается – мы можем сделать пирог из бумаги и угостить наших игрушечных мишек, зайчиков, кукол.
Дети моют руки и проходят за столы.
Педагог объясняет алгоритм работы, показывает образец, напоминает о правилах работы с клеем.
Продуктивная деятельность детей.
Рефлексия:
-Символом чего являются пироги?
-Как относились к пирогам на Руси?
-Какие разновидности пирогов бывают?
-Какие пироги пекли на именины?
В конце НОД дети угощают игрушечных зверей, кукол пирогами.