Елена Горошилова
Конспект НОД «Мои права»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Защита прав — это особая проблема государства и общества в целом. Все права и свободы могут быть осуществлены и гарантированы только в гражданском обществе. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка.
Публикация «Конспект НОД „Мои права“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Поэтому огромную важность приобретают вопросы формирования у детей знаний и представлений об основных демократических ценностях, воспитание их в духе гуманизма. Особое значение приобретает вопрос осознания ценности человека, как личности, воспитания толерантности, терпимости к интересам других людей. Самоуважение и уважение к другим – вот чего так остро не хватает как взрослым, так и детям.
Цели:
• Формирование представления детей о международных правовых документах : «Декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребёнка».
• Развитие у детей основ социального и правового сознания.
• Воспитание осознанного отношения к нормам и правилам.
Задачи:
• Формировать правовое мировоззрение и представления о нравственности.
• Способствовать пониманию детьми необходимости соблюдения прав и обязанностей человека.
• Учить детей рассуждать, сравнивать, делать выводы.
• Развивать способность детей к оценке поступков.
• Воспитывать осознанное отношение к нормам и правилам.
Предварительная работа:
• Чтение художественной литературы, русских народных сказок.
• Беседы по теме «Права ребёнка».
• Рассматривание иллюстраций к литературным произведениям.
• Разучивание пословиц.
• Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Вызов врача», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.
Материал: Картинки на тему «Права», игрушка волк.
Ход:
Восп-ль: Дети, сегодня я расскажу вам о книге, которая имеет важное значение в нашей с вами жизни. Называется она - «Декларации прав человека».
Что такое права человека? Права человека – это то, что присуще человеку от рождения и является естественным для человека: право на жизнь, на достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, на управление страной, на свободу мысли, на неприкосновенность частной жизни, на благоприятную окружающую среду, на образование и т. д.
Декларации прав человека была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Декларация это не закон. Декларация (в переводе с латинского – объявление, провозглашение) – это документ, который содержит самые общие нормы и правила. Декларирование указывает на обязанности каждого человека перед обществом, на необходимость соблюдения этих правил и норм каждым человеком.
Восп. : Дети, скажите мне, что же такое «Декларация прав человека»?
Дети: Декларация – это документ.
Восп. : Что в этом документе?
Дети: В этом документе – правила поведения. В этом документе обязанности человека.
Воспитатель: Правильно. А скажите мне, что самое дорогое на нашей планете?
Дети: Мир.
Восп. : Нет! Самое дорогое, что есть в любом обществе – это ДЕТИ! Наше будущее и будущее планеты Земля зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире.
ВЫ — такие же граждане, как и взрослые. И, как у каждого гражданина, у ВАС есть права, которые нужно соблюдать и защищать.
В 1989 году была принята «Конвенция о правах ребёнка», Конвенция о правах ребенка – это международный свод правил, определяющий защиту несовершеннолетних людей, их развитие и свободу.
Восп. : Посмотрите на столах у вас лежат картинки, на которых изображены права детей. Какие права есть у детей?
Дети показывают картинки и называют права детей.
Дети: Право на имя.
Дети: Право на воспитание в семье.
Дети: Право на лечение.
Восп. : Вы все правильно назвали. Взрослые не только приняли «Конвенцию о правах ребёнка», но ещё придумали праздник «День защиты детей». Это международный праздник. Он проходит каждый год 1 июня.
День защиты детей — это не только веселый праздник для самих детей, это и напоминание обществу о необходимости защищать права ребенка, чтобы все дети росли счастливыми, учились, занимались любимым делом и в будущем стали замечательными родителями и гражданами своей страны.
Восп. : А теперь я предлагаю поиграть в русскую народную игру «Ручеёк». Возьмите за руку своего друга и встаньте в строй.
Ход игры:
Дети берут друг друга за руки и парами встают в строй, Руки поднимают вверх, образуя арку. Один ребёнок без пары проходит под аркой из рук. По ходу он разбивает пару, выбирая ребенка, к которому испытывает симпатию. Вновь образованная пара проходит под аркой из рук и становятся первыми. Игру продолжает ребёнок, оставшийся без пары.
Восп. : Дети: к нам пришёл гость.
Воспитатель показывает игрушку волка.
Восп. : Дети, волк говорит вам «Здравствуйте!»
Дети отвечают волку.
Восп. : Давайте сядем и узнаем, почему волк пришел к нам?
Дети садятся на стулья.
Восп. : Дети, волк пришел попросить защитить его. Его хотят посадить в тюрьму за нарушение прав героев сказок. На волка подали жалобу три поросенка, козаи Красная Шапочка. Кто скажет, какие права нарушил волк?
Дети: Волк нарушил права на отдых.
Восп. : Как?
Дети: Поросята играли в лесу, а он набросился на них.
Дети: Волк нарушил право на жилье. Он разрушил дома поросят.
Восп. : А в сказке про козу и семерых козлят?
Дети: Волк нарушил право на жизнь. Он съел козлят.
Дети: Волк нарушил право козлят на свободу и личную неприкосновенность.
Восп. : А в сказке «Красная шапочка»?
Дети: Волк нарушил право на семью. Оставил Красную шапочку без бабушки.
Дети: Волк нарушил право на охрану здоровья. Больную бабушку съел, а её надо было лечить.
Восп. Да, волк придется тебе идти в тюрьму.
Восп. : Дети, а волк просит вспомнить сказку «Колобок». Как в ней себя вел волк? Нарушил он права колобка?
Дети: Волк не нарушил права колобка.
Восп. : Значит, волк соблюдал права колобка. Какие права он соблюдал?
Дети: Волк соблюдал право колобка на свободу и неприкосновенность, на отдых.
Восп. : Молодец, волк. Умеешь себя вести.
Восп. : Дети, волк просит вспомнить сказку «Маугли».
Дети: Волк соблюдал право Маугли на свободу, безопасность, неприкосновенность. Он спас его от тигра. Тигр хотел его съесть.
Дети: Волк соблюдал право Маугли на обучение. Волк учил Маугли правилам поведения в джунглях.
Дети: Волк соблюдал право Маугли на воспитание в семье. Маугли рос в семье волка.
Восп. : А в сказке «Волк и лиса»?
Дети: Волк соблюдал право лисы на охрану здоровья. Он больную лису отвёз на себе в лисью нору.
Воспитатель: Так виноват волк или нет?
Дети: Виноват!
Дети: Нет!
Воспитатель: Дети, я предлагаю волка простить сегодня. Но с условием, чтобы он не нарушал больше прав сказочных героев. Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Ну что ж волк, дети тебя оправдали тебя. Можешь возвратиться к себе в лес, но не забывай о том, что необходимо соблюдать правили поведения в лесу. Не нарушай больше права сказочных жителей и помни про свои обязанности.
Дети: До свидания волк!