Соколова Валентина Федоровна
Конспект НОД «Удивительные свойства воды» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Удивительные свойства воды» в старшей группе.
Цель: прививать интерес к опытно- исследовательской деятельности
Задачи:
формировать у детей знания о свойствах воды через опытно-экспериментальную деятельность, уточнить значение воды для всего живого на земле.
Публикация «Конспект НОД „Удивительные свойства воды“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: бесцветная, безвкусная, фильтровать, лаборатория.
Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; воспитывать умение общаться со сверстниками во время проведения опытов, бережное отношение к воде.
Оборудование: стаканчики; стаканчики с питьевой водой, бутылочки, соломинки (на каждого ребенка) ; воронки, узкие высокие стаканы, округлые сосуды, широкие миски, ковшики, вода, подносы; мука, сахарный песок, речной песок, краски, кофе, ложки или палочки, лимон, лед.
Предварительная работа: беседы о воде, ее роли в жизни человека, рассматривание иллюстраций по теме «Вода» ,чтение художественной литературы по теме «Вода» ,наблюдение за водой во время прогулки.
Ход НОД.
1. Вступительная часть.
Воспитатель: Ребята, я сейчас встретила повара нашего детского сада. Она очень переживает, т. к надо готовить обед, а воду в детском саду отключили. Что же делать? Как мы можем помочь поварам? (ответы детей). Давайте отправимся в гости к фее Воды. Вот она нам поможет. И мы принесем воды нашим поварам, а они приготовят для вас обед. Ну, что готовы? Тогда в путь. Посмотрите, фея отправила за нами волшебное облачко. Возьмитесь все за него, закройте глаза и скажите : «1-2-3 Волшебное облачко, лети!» (звучит музыка -полет на облаке).Не открывайте глаза пока вас не встретит фея.
На волшебном облаке в небе поплывем.
И страну чудесную быстро мы найдем.
Пролетаем над горами и бескрайними полями.
Через море, через лес.
Да здравствует страна чудес.
(Воспитатель становится феей Воды).
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я – фея Воды и рада видеть вас у себя в гостях. А что вас привело ко мне? (ответы детей). Хорошо я дам вам воды, но прежде я хочу узнать, что вы знаете о воде, и сама расскажу вам много интересного. Вы, наверное, уже знаете, что царство мое огромное. Ведь большую часть нашей планеты Земля занимает вода. (Слайд 2).
Вода- это сила,
Вода—это слабость,
Вода-это жизнь для всех нас.
Вас покоряет,
Нас укрощает,
Всех она любит сила-Вода.
И осторожно, задев берега,
Нас убивает тайной_ Вода.
Вода-это сила,
Вода- это слабость,
Вода-это главная тайна для нас.
А кому на Земле нужна вода? (дети отвечают, - животным, растениям, рыбам, насекомым и, конечно же, человеку. (Слайд 4.) . А где человек использует воду? (дети отвечают- Слайд 5)
Водой мы умываемся, готовим из неё еду, моем фрукты, прежде чем съесть, стираем наши вещи, моем пол в доме и что очень важно, просто её пьём. А еще человек научился использовать энергию движущейся воды. На реках строятся гидроэлектростанции, где вырабатывается электрическая энергия. Одним словом, без воды жизнь была бы невозможна. А всегда ли человек бережно относится к воде? Как загрязняется вода? (ответы детей- заводы сбрасывают в реки свои отходы, человек в реках моет машины, нередко разливается в морях нефть. (Слайд 6).А ведь у нас в Крутой Горке тоже есть река. Какая? Как мы можем предотвратить загрязнение нашего Иртыша? (Ответы детей- не оставлять мусор на берегу, разъяснять нашим папам, что нельзя мыть машину в реке, и,конечно же, беречь пресную воду, следить, что бы не бежала вода из крана бесцельно.)
Вода- основа жизни на Земле.
Она необходима всем вокруг.
Растениям, животным, человеку.
Расходуй ее бережно, мой друг.
Воспитатель: А где в природе встречается вода. (реки, моря, океаны, ручьи)
Воспитатель: Игра:«Доскажи словечко»
вода в море как называется? … морская;
вода в океане – …океаническая;
в реках - … речная ;
в родниках -…родниковая;
в болотах -…болотная
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Сейчас мы отправимся в лабораторию. А что такое лаборатория, чем там занимаются? Слайд 7 (мы займемся исследованием воды, будем проводить опыты.).
Перед проведением опытов вспомним о технике безопасности во время работы с водой.
Правила при работе с водой.
1. Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
2. Пролил воду — не беда:
Тряпка под рукой всегда.
3. Фартук— друг: он нам поможет,
И никто здесь не промокнет.
Воспитатель: Оденьте фартуки.
1. Практическое экспериментирование.
Ребята, вспомните с помощью схем, какие свойства воды вам уже известны.
1. Вода не имеет вкуса, она безвкусная и оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
2. Чистая вода без запаха, но если в нее добавить что – либо добавить, она принимает тот запах.
3. Жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится.
А теперь будем экспериментировать.
Опыт 1.
Подойдем к столу. Перед вами стакан с водой и стакан с молоком. Какого цвета молоко? Кирилл, а имеет ли вода цвет? Верно, не имеет. Она бесцветная. Опустите ложечку в стакан с молоком, видите вы ложечку через молоко? А теперь опустите ложечку в стакан с водой. Видите вы ее через воду. Значит вода прозрачная. Возьмите кисточку, опустите в краску и теперь в стакан с водой. Что произошло. Витя?
Вывод : чистая вода не имеет цвета, она бесцветная и прозрачная, но ее можно окрасить.
Опыт 2.
Двигаемся дальше. Как ты, Настя, думаешь, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок. Давайте проверим. Добавьте сахар в воду, перемещайте ложечкой. Что произошло, Настя? (сахар растворился).В другой стакан добавим песок. Что произошло с песком, Ариша. (песок не растворился. Вода только помутнела).
А можно ли воду очистить от разных веществ? Как это сделать? Воду можно отфильтровать. Отфильтровать, значит очистить. С помощью чего очищают воду? Как сделать простой фильтр? (в воронку вложить ватный диск.). давайте вместе отфильтруем воду. Кирилл, возьми воронку,положи в нее ватный диск. Держи, А Витя аккуратно выливай воду с песком. Что мы видим в фильтре? (частички песка). Отфильтруем воду с сахаром. Что мы увидели в фильтре? (сахар не отфильтровался, потому что он растворился в воде)
Вывод: вода растворяет вещества, но не все. Не отфильтровываются вещества, которые хорошо растворяются в воде. А те, которые плохо растворяются, отфильтровываются.
Где в Крутой Горке применяется способ фильтрации воды? (На берегу Иртыша находится водозаборная станция. Там стоят огромные фильтры, которые отфильтровывают вредные вещесива, И к нам в квартиры попадает по трубам вода уже чистая).
Ребята, работа в лаборатории вредная и сложная. Давайте немного отдохнем.
Очень всем нужна вода
Делай – раз, делай – два.
Звери у ручья напились
Вправо влево наклонились.
Вместе на носочки встали,
Тучку лапками достали.
Дружно хлопнули в ладоши
До чего же день хороший.
Дождик вдруг полил с утра.
За работу нам пора!
Опыт 6.
Можно ли воду, Денис, перелить из одной емкости в другую? Перелейте воду из одного стакана в другой. Легко вы это сделали? Что вы скажете, какая вода? (жидкая).
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.
А в природе встречается вода в жидком состоянии? Где? (реки, озера, водопады, дождь, болота, рос? (Слайд 8).
Опыт 7.
Скажите, какое сейчас время года? Если мы посмотрим на улицу, увидим ли мы там жидкую воду? А почему? Во что превратилась вода (снег,лед, град) Слайд 9.
Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает? А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?
(Влажными.)
Вывод детей: Вода бывает не только в жидком, но еще и в твердом состоянии. Это снег, лед, град, иней.
Опыт 8.
Идем дальше. Здесь я вам расскажу еще об одном состоянии воды. Беру стакан с горячей водой и накрываю тарелкой. Горячая вода превращается в пар, он поднимается, и на тарелке мы что видим опять?
(Образовались капли воды.)
Вывод: вода может превратиться в пар. Правильно сказать- вода находится в газообразном состоянии.
А где в природе мы можем увидеть воду в газообразном состоянии? (туман, облака). Слайд 10.
Давайте повторим в каких 3 состояниях в природе бывает вода? Слайд 11.(жидком, твердом и газообразном).
В жидком состоянии вода в природе встречается? (реки, моря, озера, иней, дождь.) Слайд 12.
В твердом состоянии вода в природе встречается в виде чего? (снег, град, лед, иней.)
В газообразном состоянии вода в природе встречается в виде чего? (пар, туман, облака.)
Ребята, я сегодня вам много рассказала о нашем царстве воды. .А кто-нибудь может меня порадовать? Знаете ли вы стихотворения о воде?
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит
Паром чайника шипит,
Без неё вам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Спасибо, Настя, очень хорошее стихотворение. В нем ты рассказала и о пользе воды, и о тех состояниях, в которых бывает вода.
Ну, что ж, в лаборатории мы оставили за собой порядок.
Ты работу завершил?
Все на место положил?
Снимите халаты.
Я надеюсь вам понравилось у меня в гостях. Я приготовила для вас воду. Забирайте, пожалуйста. Пришло время прощаться. Я жду вас еще к себе в гости. Ведь о воде рассказывать можно очень много. А теперь держитесь за волшебное облачко. Говорите волшебные слова «1-2-3- облачко, лети.» До свидания.
На волшебном облаке в детский сад летим.
Все, о чем узнали рассказать хотим.
Пролетаем море и волшебный лес, горы, реки и поля.
Вот мы и в саду, друзья.
Воспитатель: Вот мы и дома. Какие вы молодцы, принесли воды для нашего сада. И теперь нам смогут приготовить обед.
Я тоже научилась у феи волшебству и хочу показать вам фокус. (Фокус с перевернутым стаканом). А почему так происходит вы узнаете в школе, когда будете изучать физику.
Ребята, дома с родителями поэкспериментируйте: создайте «цветную ледяную мозаику». Для этого вам необходимо выполнить задание, изложенное на этом листе. Детям раздаются листы с инструкциями.
Инструкция по изготовлению «Цветной ледяной мозаики».
1. Налить в стакан воды.
2. Красками покрасить воду (выбираем количество по желанию).
3. Залить формочки цветной водой
4. Поставить в холодильник.
5. Утром принести в детский сад.
Примечание: Не забудьте, что ваша «Цветная ледяная мозаика» может превратиться в обычную цветную воду.
Скажите,какие свойства воды вы запомнили? В каких трех состояниях бывает воды? А от чего зависит различное состояние воды?
Вы все замечательно справлялись с заданиями, я очень вами горжусь, всем спасибо за участие в опытно – экспериментальной деятельности.
Я вижу у многих из вас стало хорошее настроение. Тогда поделимся им друг с другом. (Дети сдувают с ладошек хорошее настроение)