Артемьева Татьяна
Конспект НОД «Удивительный воздушный шар» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
е персонажи «Воздушный шар» и «Резиновая перчатка»; столы. Ход НОД (Воспитатель заводит детей в группу, а там повсюду воздушные шары обычные и гелиевые). Воспитатель: Ой, посмотрите, ребята, сколько здесь воздушных шаров! Что же нам с ними сделать, чтобы они не лежали без всякой цели, а принесли нам пользу? Для чего они могут пригодиться? Что с ними можно сделать? Дети: украсить группу, кому-нибудь подарить и т. д. Воспитатель: А я вам предлагаю отправиться сегодня в путешествие на необычном виде транспорта – на воздушных шарах! Воспитатель: Давайте соберём все шары в один большой «букет». (Дети с воспитателем собирают гелиевые шары, воспитатель связывает их длинной лентой с геометрическими фигурами, а обычные шары (они должны быть маленькими)кладут в корзину.) Воспитатель: Наш необычный вид транспорта готов! Чтобы попасть на борт нужны… Дети: Билеты!
Публикация «Конспект НОД „Удивительный воздушный шар“ для детей средней группы» размещена в разделах
Воспитатель: Ваши билеты приколоты к вашей одежде (цветные наклейки в форме геометрических фигур, расшифруйте их (найдите такую же геометрическую фигуру, какая нарисована на вашем билете)и займите соответствующие места. Воспитатель: Все нашли свои места? Молодцы! Итак, в путь! Взлетаем. (Клип или песня (+) театра Талисман «Воздушные шары»(куплет и припев, дети вслед за воспитателем, держась за ленту, перемещаются по группе). Внезапно раздается громкая зловещая музыка: «Ночь на Лысой горе» Модеста Мусоргского. Воспитатель: наш воздушный шар теряет высоту, и скоро мы окажемся на земле! Крепче держитесь! Вот мы и приземлились. (Воспитатель собирает детей возле себя, шары отпускает к потолку) Воспитатель: ну-ка, посмотрите, друг на друга, все ли у вас в порядке? Все целы? Куда же мы с вами приземлились, и что произошло с нашими шарами? (Все осматриваются, стараясь понять, куда мы приземлились) Воспитатель:Я узнаю это место!Мы оказались в лаборатории профессора «Почемучкина»! Но его здесь, похоже, нет…. (В это время появляются «помощники профессора» - воздушный шар, резиновая перчатка) Воспитатель: Здравствуйте, мы…. Воздушный шар : Можете ничего нам не рассказывать… видели! Резиновая перчатка:А всё потому, что вы не знаете, сколько всего интересного и неожиданного скрывает самый обычный воздушный шар! Воспитатель (шутя) : Интересного и необычного? Да это же просто воздушные шары! Правда, ребята? Резиновая перчатка (с иронией) : ну не знаю, не знаю…. Стоит заняться исследованием воздушного шара и тогда станет всё понятно! Воздушный шар (радостно, обращаясь к детям) : Начнём наши исследования с опытов и экспериментов? Воспитатель: Ну что ребята, соглашаемся? Дети: Да! Резиновая перчатка: для начала вспомните правила поведения в лаборатории: Правило№1. Чтобы войти в лабораторию нужно надеть специальную одежду… (Воспитатель одевает детям нарукавники и фартуки) Воспитатель: ребята как вы думаете, зачем нам специальная одежда? Дети: чтобы рукава не намочить, не испачкать, чтобы чистыми оставаться и не огорчать мам, ведь они заботятся о нас. Правило№2. На столах ничего не трогать без разрешения. Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим. Правило №3. Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал – аккуратно положи на место. Резиновая перчатка: Я смотрю, все готовы, можете пройти в лабораторию!И не забывайте, вы всё будете делать сами, а мы понаблюдаем за вами. (дети проходят к столам и становятся парами)
Воспитатель: Как вы думаете, из какого материала может быть сделан воздушный шар? Ответы детей. (если скажут из резины, то воспитатель: А это надо ещё проверить) Опыт № 1 Воспитатель: Возьмите в руки по одному шарику из корзины, сожмите его в руке, потрогайте. Какой он на ощупь? Дети: Мягкий, гладкий. Воспитатель: Попробуйте его разорвать. Получилось? Дети: Нет. Воспитатель:Почему? Дети: Он прочный. Воспитатель: Возьмите шарик, который лежит у вас на столе (не надутый).Сожмите его в руке, потрогайте. Какой он на ощупь? Дети: Тоже мягкий и гладкий. Резиновая перчатка: ну тогда эти шары одинаковые! Воспитатель:ребята они одинаковые?Или разные? Дети: один надутый, а другой нет…. Один большой, а другой нет…. Воспитатель:А почему один шар стал большим? Дети: его надули… Воспитатель: Молодцы! Резиновая перчатка: конечно молодцы, это правильный ответ. Когда мы надуваем шар, то в него попадает воздух, шар растягивается и становится большим! Воспитатель (к детям) : А когда сдуваем, что происходит? Дети: Он становится маленьким. Воспитатель:Значит, он может растягиваться! Воспитатель: Давайте вспомним, какие свойства шара мы узнали Дети: Воздушный шар мягкий, гладкий, прочный, может растягиваться. Воспитатель (обращаясь к перчатке) : вот видишь, сколько мы свойств шара узнали! Резиновая перчатка: Молодцы! Опыт № 2 Воспитатель: А теперь перейдём к другому столу. (на столе лежат предметы сделанные из резины, дети их называют и могут трогать руками, рассматривать, сгибать и растягивать) Воспитатель: Какие предметы из резины вы видите на столе? Дети: Резиновые сапоги, перчатки и т. д. Воздушный шар : Все предметы, сделанные из резины, называются резиновыми. Воспитатель:Для чего нужны резиновые сапоги? Дети: Чтобы ходить в дождливую погоду. Воспитатель: А почему в дождливую погоду? Дети: Потому что они не промокают. Воспитатель:А для чего нужны резиновые перчатки?
Дети: Чтобы не промокли руки. Воздушный шар : Резиновые перчатки надевают на руки, когда моют посуду, и руки остаются сухими. Воспитатель:Правильно, вот мы сейчас и проверим, пропускают ли воду резиновые перчатки. Наденьте перчатку на руку и опустите руку в воду. Выньте руку из воды и снимите перчатку. Ну, что промокли ваши руки в перчатках? Дети: Нет. Воспитатель: Почему? Дети: Потому что они резиновые и воду не пропускают. Воспитатель: Делать научные открытия нелегко, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Давайте и мы сделаем перерыв для отдыха. Физкультминутка: «На воздушном шаре» Исходное положение: дети стоят полукругом Мы летим над облаками, (развести руки в стороны, слегка покачаться вправо-влево) Мы хватаем их руками, (выполнять хватательные движения четыре раза) Задеваем головой. Ой! (наклонить голову и накрыть ее двумя руками) Если дома не сидится, (поманить к себе три раза одной рукой) Приглашаем прокатиться (три раза - другой) По дорожке голубой. (вытянуть обе руки вперед и развести в стороны, ладошками вверх) Радуга цветная (нарисовать радугу правой рукой слева направо) Спинку выгибает. (нарисовать радугу левой рукой слева направо) Это нам от солнышка (руки согнуты в локтях (локти внизу, ладони повернуты на зрителя, пальцы растопырены, поднять руки вверх и опустить) теплого привет (руки в том же положении, поднять их и опустить) Звездочки мигают (обеими руками одновременно жать и разжать кулачки на уровне глаз 4 раза) Нам добра желают (скрестить руки на груди, покачаться вправо-влево) Мы им улыбнемся (улыбнуться, развести руки в стороны) И споем в ответ. (положить руки на колени) Ля-ля-ля (пропеть короткую мелодию, легко похлопывая руками по коленям) Опыт №3 (показывает воспитатель) Воспитатель:Итак, мы узнали, что резина не пропускает воду. А что случится с воздушным шаром, если мы его опустим в воду? Он промокнет? Резиновая перчатка: давайте проверим! (Воспитатель проводит опыт.) Резиновая перчатка (удивленно) : Он не промок и воду не пропустил! Почему? Дети: потому что он резиновый! Воспитатель:Давайте вспомним все свойства воздушного шара. Дети: Мягкий, гладкий, прочный, может растягиваться, не пропускает воду. Воспитатель (обращаясь к Резиновой перчатке) : Все эти свойства относятся к такому материалу как резина.
Воспитатель (к детям) : Значит, из чего сделан шар? Дети: Из резины. Опыт № 4 Воспитатель: А может ли воздушный шар быть бумажным? (листок бумаги вырезан в форме воздушного шара) Воспитатель: Возьмите «бумажный» шар у вас на столе и потяните за края в разные стороны. Бумага рвётся? Дети: Да. Она не прочная. Воспитатель:А теперь опустите бумагу в воду. И понаблюдайте. Что с ней происходит? Дети: Она намокает. Воздушный шар :Бумага рвётся, намокает. Опыт № 5 Воспитатель:Аможет ли воздушный шар быть из ткани (ткань вырезана в форме воздушного шара, хорошо бы которая тянется, например трикотаж) Воспитатель: Возьмите «шар» из ткани и потяните за два противоположных края (можно сделать в паре) Дети: Тянется, не рвётся. Воспитатель:А теперь опустите тканевый шарик в воду. И понаблюдайте. Что с ним происходит? Дети: Он намокает. Воздушный шар : Ткань не рвётся, но намокает. Воспитатель:А резина прочная, может растягиваться и не пропускает воду. Следовательно, воздушный шар можно сделать только из резины! Резиновая перчатка: Быстро разобрались, молодцы! Воздушный шар : А вы знаете, что я могу быть настоящим подслушивающим устройством! Воспитатель: Это как? (Эти два опыта проводит воспитатель, как фокусы для детей, с целью поддержать и развить интерес к дальнейшим экспериментам с шарами). Опыты проводятся от лица героя - воздушного шара. Опыт № 6 Воздушный шар : Приложите надутый воздушный шарик к уху и послушайте - окружающие звуки слышны гораздо лучше. А теперь один человек очень тихо прошепчи слово «молодец» совсем рядом с поверхностью шара. А другой - послушай. Правда, кажется, что он говорит очень громко! Воздушный шар : А ещё меня можно проткнуть большой иглой и я не лопну! Воспитатель: Не может быть! Воздушный шар :Ещё как может, смотрите! (воспитатель быстро проделывает опыт)
Опыт № 7 Понадобится надутый воздушный шарик, скотч, металлическая спица. Незаметно для ребенка наклейте кусочки скотча на диаметрально противоположные точки шарика. Лучше будет, если эти точки близки к "полюсам" (т. е. верхушка и самый низ). Смело втыкайте спицу так, чтобы они проходили через заклеенные скотчем участки. Секрет фокуса в том, что хотя дырка образуется, но скотч не даст давлению разорвать шарик. А сама спица закроет собой дырочку, не позволяя воздуху выходить из нее. Воспитатель (к воздушному шару) : А в чём же здесь секрет? Воздушный шар : когда вы подрастёте и станете самыми старшими в детском саду, вы узнаете. А сейчас вам пора возвращаться в детский сад. Воспитатель (смотрит на часы) : действительно, нам пора…. (Воспитатель берёт шар, дети - за ленточку) Воспитатель: Все нашли свои места? Молодцы! Итак, в путь! Взлетаем. (Звучит песня театра Талисман «Воздушные шары», дети вслед за воспитателем, держась за ленту, перемещаются по группе). Воспитатель: Вот мы и вернулись в наш детский сад! Ребята, скажите, вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали? Какие эксперименты запомнились? Вы бы хотели еще раз отправится в необычное путешествие? Ну, вот и здорово! Спасибо, вам, за то, что вы были активными и внимательными, вы молодцы! Я вижу, что у вас хорошее, радостное настроение, а значит, нам пора идти гулять! Да и солнышко нас давно ждёт…А на прогулку мы возьмём с собой наши воздушные шары (раздать детям шары из «букета»)