Светлана Макарова
Конспект НОД «В гостях у шахматного короля»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей старшей группы на тему : «В гостях у Шахматного короля»
Подготовила воспитатель Макарова Светлана Владимировна
Цель: заинтересованность детей в дальнейшем ознакомлении и обучении игры в шахматы.
Публикация «Конспект НОД „В гостях у шахматного короля“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Задачи: познакомить с шахматной доской, шахматными фигурами, помочь запомнить их названия, упражнять в отгадывании загадок, развивать логическое мышление, внимание, ориентировку на листе бумаги, укреплять партнерские отношения, помогать друг другу.
Оборудование: кукла, одеваемая на руку «Шахматный король», ковер, письмо, шахматная доска, шахматные фигуры, «волшебный мешочек», игрушечная корона, много черных и белых квадратов, карточки для диктанта.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей подойти к себе и встать в круг. Все хором проговаривают слова:
Собрались все дети в круг,
Ты мой друг, и я твой друг.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Вдруг кто –то постучал в дверь. Заходит почтальон Печкин, здоровается с ребятами (ребята с ним, протягивает конверт и ковер. Воспитатель открывает и читает письмо:
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Шахматный король. У меня в гостях был ваш знакомый кот Мурзик. Он рассказал, что вы его научили соблюдать правила поведения на дороге, познакомили со светофором и его цветами. Мурзик попросил, чтобы я познакомил вас со своей свитой. Я приглашаю вас к себе в гости и высылаю ковер – самолет, на котором вы долетите до меня. Придумайте волшебные слова и в путь».
Воспитатель: Ребята, вы хотите побывать в гостях у Шахматного короля?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы можете туда отправиться?
Дети: Да, на ковре самолете.
Воспитатель: зачем вам нужна эта поездка?
Выслушивает ответы детей.
Дети встают на ковер, а воспитатель произносит волшебные слова:
«Ковер-самолет, ковер-самолет
Возьми нас в полет, возьми нас в полет
Взлетай в вышину, будем приземляться,
Неси Шахматную страну, начинай снижаться».
Ребята «прилетели» в Шахматную страну, их встречает белый Король (педагог одевает на руку куклу, и говорит: Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы приняли мое приглашение и прилетели ко мне в гости. Пойдемте со мной, я покажу вам свое королевство.
Показывает половинку шахматной доски и говорит, что это королевство белого Короля, а другая половина доски – королевство черного Короля, называется – доска. А какие доски знаете вы? (выслушивает ответы детей).
-Ребята, скажите, из чего состоит шахматная доска? (из клеточек).
- Эти клеточки называются поля.
- Какого цвета поля? (белого и черного).
- На какую геометрическую фигуру похожа доска (на квадрат)
- На какую фигуру похоже каждое поле? (на квадрат)
- Посмотрите внимательно на доску и назовите цифры, которые здесь написаны. Дети называют. Король сам называет буквы, а потом все вместе повторяют.
- Как вы думаете, зачем нужны цифры и буквы?
Король объясняет, что это адрес каждого поля. На доске всего 64 поля. Приводит примеры, а ребята ищут нужное поле, показывая пальчиком. Затем Король знакомит с горизонтальными, вертикальными и диагональными дорожками.
- Теперь я хочу познакомить вас со своей свитой.
Это Ферзь – ростом ниже меня, у него на голове круглая шапочка.
Это Ладья – она напоминает башню.
Это Слон – он совсем не похож на настоящего слона, больше на человека.
Это Конь – похож на коня, его ни с кем не перепутаешь
Это Пешка – маленький человечек в круглом шлеме.
Вот и познакомились. Давайте поиграем в игру «Кого не стало?»
Дети закрывают глаза, а Король убирает одну из фигур, потом они открывают глаза и отгадывают.
- Молодцы, ребята, справились с игрой, за это я вам даю черные квадратики.
Затем Король предлагает следующую игру «Новоселье». Достают по одной фигуре из «волшебного мешочка» и ставят по заданию : например, А2, С5, Д6 и т. д. В конце игры Король снова дарит квадратики, но уже белого цвета.
- Ребята, вы любите отгадывать загадки? (да)
Король загадывает загадки :
1. Маленькая, удаленькая
Через поле пройдет и награду найдет.
Дети: пешка.
2. Не живет в зверинце он,
И не весит сорок тонн,
Но он ловок и силен,
Догадались, это…
Дети: слон.
3. Узнать его легко: он с гривой,
С осанкой важной, горделивой,
Красавца этого не тронь,
Узнали кто это? Это…
Дети: конь.
4. Всех он смелее и сильней,
И не узнать его нельзя,
Он победит слонов, коней,
Конечно, ты узнал….
Дети: ферзя.
5. Вперед и назад ходит браво,
Помчится налево, направо,
Ту фигуру знаю я, ведь зовут ее…
Дети: ладья.
- Молодцы, ребята, получайте квадратики.
Король предлагает ребятам расшифровать слово и проводит графический диктант. Каждому раздает листочки с заданиями.
Диктует буквы «л» и «н». Потом вместе читают, что получилось.
Дает квадратики.
- Ребята, предлагаю подумать, что можно сделать из квадратиков, которые я вам давал в конце каждой игры? (ответы детей).
Дети садятся за столы и что- то делают, Король намекает, что получится доска, если дети сами не догадались.
- А теперь нам пора прощаться, вас ждут в детском саду. Король просит ребят занять свои места на ковре и уходит.
Воспитатель встречает ребят и задает вопросы: Где были? Что интересного запомнили? Какие были трудности?