Галина Калинина
НОД в подготовительной группе «Люби и знай прошлое и настоящее родного города»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор – составитель: Калинина Г. В. воспитатель подготовительной группы МДОУ детский сад №3 г. Калязин Тверская область.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное», «Речевое», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие».
Цель: Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение их к истории родного города, знакомство с его прошлым и настоящим.
Задачи:
Публикация «НОД в подготовительной группе „Люби и знай прошлое и настоящее родного города“» размещена в разделах
- обобщить и закрепить знания детей о родном городе : его истории, символах, достопримечательностях, о современном городе, его ремёслах;
- побуждать интерес к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям;
- развивать уверенность в себе и своих возможностях, использовать в речи простые и сложные конструкции предложений, соблюдать связность и последовательность высказываний, учить подбирать к слову «город» прилагательные;
- развивать умение работать с природным материалом;
- воспитывать чувство гордости за свой город, его граждан, любовь к родному городу.
Методы: словесные, наглядные, игровые, практические.
Материалы и оборудование: предметы русского быта, современные сувениры, книги о городе, гербы различных городов, ноутбук, проектор, презентация, музыка, береста, клей, кисточки, клеёнки, салфетки, бечёвка, картинки с видом колокольни.
Предварительная работа:
- экскурсии с детьми по городу, на берег реки Волга, в «Дом ремёсел», краеведческий музей, на предприятия города;
- беседы о возникновении города, о народных умельцах города;
- чтение, разучивание стихотворений, пословиц, загадок о нашем городе;
- рассматривание фотографий старого и современного города;
- разучивание подвижных народных игр;
- рисование на тему: «Любимый уголок отдыха в городе», «Мой дом»;
- создание выставки предметов русского быта.
Ход НОД:
1 слайд (вид колокольни)
- Есть на Волге – красавице русской
Город маленький, скромный на вид.
Но своя в нём какая-то прелесть,
Как у всех городов на Руси.
Посредине реки колокольня
Величаво на воду глядит
И торжественной красотою
О былых временах говорит.
- Ребята, как вы думаете, о каком городе мы сегодня будем говорить?
(ответы детей)
- В последнее время в наш город приезжает много людей – это отдыхающие и туристы из различных городов, некоторые остаются здесь жить и работать.
Им нравится наш город, но они мало знают о нём.
- Как мы можем помочь гостям нашего города? (ответы детей)
- Да, мы можем поделиться своими знаниями о городе, тем самым выразим свою любовь к городу и то, что ценим, бережём созданное годами, столетиями, веками предыдущими поколениями.
- Давайте сегодня ещё раз побеседуем о прошлом и настоящем города.
Представим, что мы перенеслись в те давние, давние времена.
2 слайд ( природа: река и лес)
- Испокон веков люди стремились селиться по берегам рек.
Как вы думаете, почему? (ответы детей)
- В реках Волга и Жабня была чистая вода и много рыбы, рядом росли дремучие леса с дикими животными, с ягодами, грибами. И земля хорошая, можно было выращивать пшеницу.
Вот поэтому первые поселенцы и выбрали это место.
3 слайд (деревянная крепость)
- Постепенно поселение разрасталось, появилась первая деревянная церковь и крепость, которую стали называть «Никола-на-Жабне».
Почему деревянная крепость? (ответы детей)
- После татаро-монгольского нашествия крепость была сожжена, через некоторое время на этом месте был возведён Николаевский собор и церковь.
4 слайд (вид Николаевского собора)
- Из какого материала построили собор? Почему? (ответы детей)
5 слайд (монастырь)
- Как вы думаете, что это? (ответы детей)
-Что вы можете о нём рассказать? (рассказы детей)
- Да, это Троицкий Калязин первоклассный мужской монастырь, основанный преподобным Макарием, на землях местного боярина Ивана Коляги.
Один из старейших монастырей России и занимал особое положение в истории государства.
- Вместе с монастырём рос, креп и развивался город.
6 слайд (старый город)
- Как вы думаете, город наш древний?
Почему его назвали именно Калязин? (ответы детей)
- По указу Екатерины II Калязин получил статус города.
Дидактическая игра «Расскажи о гербе своего города»
- Дети находят среди предложенных вариантов герб своего города и рассказывают о нём.
7 слайд (торговая площадь)
- Расположение города на берегу реки Волги, крупнейшего водного торгового пути, способствовало развитию торговли и ремёсел. В Калязине отливали пушки, изготавливали порох, работали крахмальные, свечные заводы. Дважды в год в городе проходили ярмарки, на которые приезжали купцы и торговцы из Углича, Устюга, Переславля и других городов.
- Как вы думаете, чем могли тогда торговать?
Какие были развиты ремёсла? (высказывания детей)
- А сейчас обратите внимание на нашу небольшую экспозицию старинных вещей и предметов. Подходите поближе, рассматривайте и расскажите, что вам понравилось.
- У нас предметов немного, а где их можно увидеть в большом количестве? (в музее) 8 - Слайды музейных экспозиций.
9 слайд (изображение русской избы с деревянной резьбой)
- Люди стремились окружать себя красивыми предметами и вещами, слагали песни о своей жизни.
Дети исполняют песню «Русская изба».
10 слайд (затопленный город)
- Весело народ жил, дружно, но пришло время проводить в город электричество. После ввода Углического водохранилища большая часть города была затоплена.
- Третья часть Калязина – та, что окружала древний монастырь, исчезла под водой. Архитектурные памятники города в большей и наиболее интересной части канули в воду. Только многоярусная колокольня возвышается над водной гладью реки.
11 слайд (колокольня)
- Жители города не пали духом, город начал разрастаться на высоких берегах рек Волги, Жабни, Пуды.
- Пришла пора возвращаться в наше время.
Дыхательная гимнастика, ходьба змейкой.
12 слайд (виды современного города)
- Чем отличается современный город от старого? (здания, транспорт, магазины, названия улиц, одежда людей)
- Ребята, наш город является туристическим городом. Предлагаю сделать сувениры, которые мы всегда сможем подарить гостям города.
Дети проходят к столам, готовят рабочее место.
Уточняем последовательность изготовления кулончика из бересты, бечёвки, картинки с видом колокольни.
Изготовление сувениров.
- Сегодня мы с вами ещё раз побеседовали о нашем городе,
скажите мне, пожалуйста, Калязин – он какой? (древний, тихий)
- Калязин – красивый город. Все, кто в нём жил и живёт, любили и любят его.
Художники пишут картины, поэты – стихи.
Воспитатель и дети читают стихи о Калязине.