Приложение МААМ

Конспект НОД в образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе «Заповедными тропами»

Ирина Щелканогова
Конспект НОД в образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе «Заповедными тропами»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

1. Учить составлять рассказ о животных, используя опорную схему.

2. Уточнить и расширять кругозор детей интересными фактами из жизни заповедных животных, пополнить представления новыми энциклопедическими данными о соболе и северном олене.

3. Закреплять представления о диких животных осенью, об изменениях в их внешнем виде, образе жизни, повадках.

4. Совершенствовать лексико-грамматический строй речи.

Публикация «Конспект НОД в образовательной области „Речевое развитие“ в подготовительной группе „Заповедными тропами“» размещена в разделах

5. Развивать логического мышления, развивать память, внимание,

6. Воспитывать бережное отношение к животным, любовь к природе родного края.

7. Воспитывать умение внимательно слушать друг друга, формируя культуру общения.

Методические приемы: дидактическая игра «Составь слово», просмотр презентации, драматизация «Заяц и медведь», вопросы, беседа, отгадывание загадок, дидактическая игра «Кто лишний», динамическая пауза, дидактическая игра «Закончи предложение», определение последовательности составления рассказа по опорной схеме, положительная оценка детской деятельности.

Звуковая культура речи: совершенствование произносительной стороны речи, правильное и четкое произношение звуков, отчетливое и внятное произношение слов и фраз (четкая дикция, обращать внимание на правильность ударения в словах, развитие фонематического слуха.

Словарная работа: активизировать словарь по лексической теме “Дикие животные” : берлога, нора, заяц, волк, северный олень, медведь, зимняя спячка.

Обогащать словарный запас детей: заповедник, волчье логово, волчья стая, берингийский суслик или евражка, соболь, линька, лишайник, ягель.

Побуждать детей к образованию сложных слов и введению их в активный словарь: длинноногий, короткохвостый, быстроногий и т. д.

Предварительная работа: Беседа о жизни диких животных. Просмотр иллюстраций, компьютерной презентации, чтение стихов, загадок о диких животных. Разучивание пальчиковой гимнастики. Игры – драматизации.

Материал: картины и картинки изображений диких животных.

Раздаточный материал: картинки с изображением заповедных животных. шапочки животных для игры-драматизации.

Ход занятия:

Подходим к столу, на котором разложены карточки с цифрами и буквами.

В: Смотрите, что здесь написано: «Разложите буквы в соответствии с числами от 1 до 10, и у вас получится слово».

Дети по карточкам составляют слово «заповедник».

- Сегодня мы отправимся в путешествие по особой земле. Называется она – Кроноцкий заповедник. И нам в этом помогут его обитатели.

- Давайте уточним, что же такое заповедник?

Д: Заповедник - место, где охраняется все, что находится на данной территории. Охраняется и живая природа (животные, растения) и неживая (реки, озера, камни, вулканы).

В: Роль каждого человека, живущего на земле, оберегать животный мир от истребления, ведь они своим существованием помогают нам жить.

- Давайте заглянем в осенний лес и посмотрим, как готовятся к зиме заповедные животные. Проходите на свои места. Обратить внимание на осанку.

Просмотр презентации о подготовки зверей к зиме.

Скоро наступит зима, это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Осенью они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих жилищах.

- Ребята, а кто впадает в спячку осенью и проспит всю зиму? (Медведь).

- Что должен делать медведь все лето и осень? (много кушать).

- Правильно, он должен как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. А еще он готовит свое жилище.

- Ребята, а где будет зимовать медведь? (В берлоге)

В: - Есть в Кроноцком заповеднике животное, которое не впадает в спячку, но спить всю зиму, изредка просыпаясь. Кто это? (берингийский суслик = евражка)

- Накопив жирку, суслик готовится к зимней спячке. Приносит в нору сухую мягкую траву и замуровывает землей выходы. Зарывшись в подстилку, зверек сворачивается калачиком и, обхватив голову лапами, засыпает. Но через каждые десять дней он просыпается и несколько часов бодрствует. Это время ему нужно для нормализации обменных процессов в организме. А потом суслик снова спит.

- Но есть животные, у которые не впадают в спячку, они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание. Какие это животные? (Заяц, лиса, волк).

Комочек пуха, длинное ухо. Кто это?

(Это заяц).

- Как же он готовится к зиме? (Меняет шубу летнюю на зимнюю.)

- Она не только теплее, но и другого цвета, какого? (Белого)

- Почему белого? (Что бы зайца никто не заметил).

- От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? (От лисы и волка). Зайцы кормятся по ночам корой деревьев и ветками кустарников. А теперь, давайте посмотрим что же осенью делает медведь?

Драматизация: "Заяц и медведь".

-Ау, медведь! Ты что по ночам делаешь?

-Я-то? Да ем.

-А днем?

-И днем ем.

-А утром?

-Тоже ем.

-Ну, а вечером?

-И вечером ем.

-А когда ты не ешь?

-Да когда сыт бываю.

-А когда ты сыт бываешь?

-Да никогда.

В: - Почему медведь ест так много, готовясь к зиме?

(Он накапливает жир, потому что зимой спит и ничего не ест).

- А теперь угадайте загадку и узнаете ещё одного заповедного жителя, который готовится к зиме!

Нежнейший мех одет на нем,

Блестящий, шелковистый,

Лентяй и соня днем,

А ночью ловкий, быстрый.

В природе он в тайге живет,

Не царствует там тополь,

Где хвойный лес, сосна растет,

Мелькнет красавец. (СОБОЛЬ)

-Ребята, как у соболя называется дом? (нора)

Соболь любит полакомиться кедровыми орешками, он порой специально рыщет в поисках кладовых животных, которые запасают их на зиму в больших количествах.

Например, он заглядывает в дупла белок и норы бурундуков. Чтобы пережить суровые таежные зимы, они порой запасают более 5 кг ягод и орехов! Если соболь найдет эти зимние припасы, то у него начинается самый настоящий пир.

Ближе к зиме у соболя начинается линька - он меняет шкурку на зимнюю. В снежные зимы соболь может прорыть в снегу целую систему сложных тоннелей, где он охотиться на мышей. Однако в зимнее время соболь питается не только животной пищей. В толще снега он находит замороженные ягоды, семена кедра и удовольствием их поедает.

Угадайте, про кого эта загадка.

Кто зимой холодной

В лесу бродит злой, голодный? (Волк)

В: - А у волка как называется дом? (волчье логово)

Д: - А нужно ли менять волку свою шерсть на новую, зимнюю? (Да)

В: - Конечно, нужно. Животные должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. У волка за лето и осень отрастает шерсть, становится густой и теплой. Волк по лесу рыщет в поисках пищи, спит просто на снегу, закрыв ноги и нос хвостом. А делает ли волк запасы на зиму? (Нет).

– Правильно, он запасов не делает, голодно бывает ему порой. На кого охотятся волки? (На зайцев, оленей).

–Да, волки охотятся на зайцев, оленей, лосей. Живут семьями: волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Днем они спят, а охотятся по ночам.

- А что это за красавец?

Травы копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

- Кто это? (олень). На камчатке дикие северные олени обитают только в Кроноцком заповеднике.

- Чем питается олень? (Растениями). У диких оленей мелкие, слабые зубы. Поэтому они едят мягкие лишайники, листочки и нежные маленькие ветки деревьев, цветы. Олени нуждаются в соли, поэтому могут спускаться к океану или морю, чтобы поесть водоросли. Они очень любят грибы.

- Основная еда оленей – это ягель – лишайник. Сплошным ковром это многолетнее растение покрывает поверхность земли в тундре, поэтому корма оленям достаточно в любое время года. Олень чувствует его запах под снегом даже на глубине 0,5 м. Разгребая снег копытом, как лопаткой, он добирается до корма.

Ягель очень питателен и содержит природный антибиотик, поэтому животные им не просто питаются, но и одновременно лечатся.

В: - Ребята, давайте вспомним как называется жилище заповедных животных!

Д:

Медведь живет в берлоге.

Евражка живет в норке.

Волк живет в логове.

Заяц живет под кустом.

Соболь живет в норе.

Северный олень живет в лесу.

В: - Назовите всех этих зверей одним словом. (Дикие животные)

В: - Умницы. А вот и ещё задание лесных жителей. Пройдите за столы. Перед вами картинки с животными. Посмотрите внимательно и скажите, кто из них лишний и почему. Можете помочь друг другу.

1. Олень, заяц, лиса

Олень и заяц питаются травой и ветками, а лиса — мелкими животными.

2. Медведь, соболь, евражка

Медведь и евражка зимой спят, а белка — нет

3. Волк, заяц, соболь

Заяц и соболь линяют с приходом зимы, а волк — нет.

4. Барсук, лиса, медведь

Евражка и соболь живут в норе, медведь живёт в берлоге.

Физминутка.

Мы проверили осанку

И свели лопатки,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька-трусишко,

И как серый волк-волчишко.

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

Поиграем в игру: «Закончи предложение» : (работа с предметным словарем и словарем прилагательных).

1. У медведя маленькие, круглые (уши, косолапые (лапы); и поэтому его называем … (косолапым, неуклюжим).

2. У соболя длинный пушистый (хвост, вытянутая (мордочка); он заметает следы длинным хвостом, значит о нем мы скажем какой он? (длиннохвостый, шустрый, хитрый).

3. У зайца длинные быстрые … (ноги, короткий пушистый (хвост, значит он … (быстроногий, короткохвостый, он сидит под кусточком и дрожит, боится, поэтому он … (боязливый).

4. У оленя ветвистые (рога, крепкие, быстрые (ноги, значит он … (быстроногий, важный, сильный).

5. У волка острые, крепкие (зубы, далеко видящие (глаза). 0н – зубастый, зоркий.

В: - Вот как много разных слов мы сказали о животных!

Много мы с вами узнали и вспомнили о диких животных. Как вы думаете, теперь легко будет составить рассказ на тему: «Как животные к зиме готовятся?

А поможет рассказать нам его - схема, которая подскажет, что сказать и когда.

Показать детям мнемотаблицу (алгоритм рассказа) :

Рассказывать мы будем так:

- Сначала скажем, что наступила (осень, осень какая? (поздняя).

- Затем необходимо рассказать какой лес осенью … (голый, холодный, тихий, пустой).

- Как вы думаете, что расскажем потом? (будем рассказывать о разных животных, как они готовятся осенью к зиме).

– Чем наш рассказ закончить? (тяжело животным в лесу зимой, но, если они позаботились о себе, подготовились осенью, то легче им будет перезимовать).

Составление рассказов детьми.

Публикации по теме:

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» «В гостях у сказки» с детьми старшего возраста с использованием мнемотехники.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе «Мамин день» Конспект НОД по образовательной области: речевое развитие в средней группе. Тема: «Мамин день». Задачи: формировать навыки пересказа небольшого.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе «Животные Севера» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о животных Севера. Задачи: Образовательные: закрепление представлений о природе,.

«Волшебный мир книжки». Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» «Волшебный мир книжки». Выполнила воспитатель Колган Е. В. Цель: Закреплять.

Конспект НОД по реализации образовательной области «Речевое развитие» «Домашние и дикие животные» Задачи: Образовательная область «Познавательное развитие» - Закреплять знания о домашних животных. - Развивать психологическую базу речи:.

«Моя семья». Конспект НОД в младшей группе по образовательной области «Речевое развитие» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 г. Шебекино Белгородской области» Конспект НОД в младшей группе № 7 по образовательной.

Конспект НОД в образовательной области «Речевое развитие» с детьми раннего возраста «Как на нашем огороде» Конспект НОД составила воспитатель 1категории Захарова Татьяна Владимировна Конспект непрерывно образовательной деятельности в области ФГОС.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие» «Профессии» Задачи приоритетной области: Речевое развитие: Развивать связную монологическую речь детей Формировать умение детей.

НОД в подготовительной группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели: «Профессии». Тема: «Профессии» Приоритетное направление развития: «Речевое развитие» Цель: Формирование интереса к составлению рассказа по схеме; развитие.

Повторение сказки «Репка». Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»Повторение сказки «Репка». Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Образовательная область: «Речевое развитие» Автор: Маслова Наталья Вячеславовна Тема: Повторение сказки «Репка» Цель: Умение слушать и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе «Заповедными тропами»
Опубликовано: 22 марта 2017 в 05:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе «Заповедными тропами»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Щелканогова (УИ 504534) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД