Ирина Щелканогова
Конспект НОД в образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе «Заповедными тропами»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Учить составлять рассказ о животных, используя опорную схему.
2. Уточнить и расширять кругозор детей интересными фактами из жизни заповедных животных, пополнить представления новыми энциклопедическими данными о соболе и северном олене.
3. Закреплять представления о диких животных осенью, об изменениях в их внешнем виде, образе жизни, повадках.
4. Совершенствовать лексико-грамматический строй речи.
Публикация «Конспект НОД в образовательной области „Речевое развитие“ в подготовительной группе „Заповедными тропами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
5. Развивать логического мышления, развивать память, внимание,
6. Воспитывать бережное отношение к животным, любовь к природе родного края.
7. Воспитывать умение внимательно слушать друг друга, формируя культуру общения.
Методические приемы: дидактическая игра «Составь слово», просмотр презентации, драматизация «Заяц и медведь», вопросы, беседа, отгадывание загадок, дидактическая игра «Кто лишний», динамическая пауза, дидактическая игра «Закончи предложение», определение последовательности составления рассказа по опорной схеме, положительная оценка детской деятельности.
Звуковая культура речи: совершенствование произносительной стороны речи, правильное и четкое произношение звуков, отчетливое и внятное произношение слов и фраз (четкая дикция, обращать внимание на правильность ударения в словах, развитие фонематического слуха.
Словарная работа: активизировать словарь по лексической теме “Дикие животные” : берлога, нора, заяц, волк, северный олень, медведь, зимняя спячка.
Обогащать словарный запас детей: заповедник, волчье логово, волчья стая, берингийский суслик или евражка, соболь, линька, лишайник, ягель.
Побуждать детей к образованию сложных слов и введению их в активный словарь: длинноногий, короткохвостый, быстроногий и т. д.
Предварительная работа: Беседа о жизни диких животных. Просмотр иллюстраций, компьютерной презентации, чтение стихов, загадок о диких животных. Разучивание пальчиковой гимнастики. Игры – драматизации.
Материал: картины и картинки изображений диких животных.
Раздаточный материал: картинки с изображением заповедных животных. шапочки животных для игры-драматизации.
Ход занятия:
Подходим к столу, на котором разложены карточки с цифрами и буквами.
В: Смотрите, что здесь написано: «Разложите буквы в соответствии с числами от 1 до 10, и у вас получится слово».
Дети по карточкам составляют слово «заповедник».
- Сегодня мы отправимся в путешествие по особой земле. Называется она – Кроноцкий заповедник. И нам в этом помогут его обитатели.
- Давайте уточним, что же такое заповедник?
Д: Заповедник - место, где охраняется все, что находится на данной территории. Охраняется и живая природа (животные, растения) и неживая (реки, озера, камни, вулканы).
В: Роль каждого человека, живущего на земле, оберегать животный мир от истребления, ведь они своим существованием помогают нам жить.
- Давайте заглянем в осенний лес и посмотрим, как готовятся к зиме заповедные животные. Проходите на свои места. Обратить внимание на осанку.
Просмотр презентации о подготовки зверей к зиме.
Скоро наступит зима, это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Осенью они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих жилищах.
- Ребята, а кто впадает в спячку осенью и проспит всю зиму? (Медведь).
- Что должен делать медведь все лето и осень? (много кушать).
- Правильно, он должен как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. А еще он готовит свое жилище.
- Ребята, а где будет зимовать медведь? (В берлоге)
В: - Есть в Кроноцком заповеднике животное, которое не впадает в спячку, но спить всю зиму, изредка просыпаясь. Кто это? (берингийский суслик = евражка)
- Накопив жирку, суслик готовится к зимней спячке. Приносит в нору сухую мягкую траву и замуровывает землей выходы. Зарывшись в подстилку, зверек сворачивается калачиком и, обхватив голову лапами, засыпает. Но через каждые десять дней он просыпается и несколько часов бодрствует. Это время ему нужно для нормализации обменных процессов в организме. А потом суслик снова спит.
- Но есть животные, у которые не впадают в спячку, они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание. Какие это животные? (Заяц, лиса, волк).
Комочек пуха, длинное ухо. Кто это?
(Это заяц).
- Как же он готовится к зиме? (Меняет шубу летнюю на зимнюю.)
- Она не только теплее, но и другого цвета, какого? (Белого)
- Почему белого? (Что бы зайца никто не заметил).
- От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? (От лисы и волка). Зайцы кормятся по ночам корой деревьев и ветками кустарников. А теперь, давайте посмотрим что же осенью делает медведь?
Драматизация: "Заяц и медведь".
-Ау, медведь! Ты что по ночам делаешь?
-Я-то? Да ем.
-А днем?
-И днем ем.
-А утром?
-Тоже ем.
-Ну, а вечером?
-И вечером ем.
-А когда ты не ешь?
-Да когда сыт бываю.
-А когда ты сыт бываешь?
-Да никогда.
В: - Почему медведь ест так много, готовясь к зиме?
(Он накапливает жир, потому что зимой спит и ничего не ест).
- А теперь угадайте загадку и узнаете ещё одного заповедного жителя, который готовится к зиме!
Нежнейший мех одет на нем,
Блестящий, шелковистый,
Лентяй и соня днем,
А ночью ловкий, быстрый.
В природе он в тайге живет,
Не царствует там тополь,
Где хвойный лес, сосна растет,
Мелькнет красавец. (СОБОЛЬ)
-Ребята, как у соболя называется дом? (нора)
Соболь любит полакомиться кедровыми орешками, он порой специально рыщет в поисках кладовых животных, которые запасают их на зиму в больших количествах.
Например, он заглядывает в дупла белок и норы бурундуков. Чтобы пережить суровые таежные зимы, они порой запасают более 5 кг ягод и орехов! Если соболь найдет эти зимние припасы, то у него начинается самый настоящий пир.
Ближе к зиме у соболя начинается линька - он меняет шкурку на зимнюю. В снежные зимы соболь может прорыть в снегу целую систему сложных тоннелей, где он охотиться на мышей. Однако в зимнее время соболь питается не только животной пищей. В толще снега он находит замороженные ягоды, семена кедра и удовольствием их поедает.
Угадайте, про кого эта загадка.
Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный? (Волк)
В: - А у волка как называется дом? (волчье логово)
Д: - А нужно ли менять волку свою шерсть на новую, зимнюю? (Да)
В: - Конечно, нужно. Животные должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. У волка за лето и осень отрастает шерсть, становится густой и теплой. Волк по лесу рыщет в поисках пищи, спит просто на снегу, закрыв ноги и нос хвостом. А делает ли волк запасы на зиму? (Нет).
– Правильно, он запасов не делает, голодно бывает ему порой. На кого охотятся волки? (На зайцев, оленей).
–Да, волки охотятся на зайцев, оленей, лосей. Живут семьями: волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Днем они спят, а охотятся по ночам.
- А что это за красавец?
Травы копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
- Кто это? (олень). На камчатке дикие северные олени обитают только в Кроноцком заповеднике.
- Чем питается олень? (Растениями). У диких оленей мелкие, слабые зубы. Поэтому они едят мягкие лишайники, листочки и нежные маленькие ветки деревьев, цветы. Олени нуждаются в соли, поэтому могут спускаться к океану или морю, чтобы поесть водоросли. Они очень любят грибы.
- Основная еда оленей – это ягель – лишайник. Сплошным ковром это многолетнее растение покрывает поверхность земли в тундре, поэтому корма оленям достаточно в любое время года. Олень чувствует его запах под снегом даже на глубине 0,5 м. Разгребая снег копытом, как лопаткой, он добирается до корма.
Ягель очень питателен и содержит природный антибиотик, поэтому животные им не просто питаются, но и одновременно лечатся.
В: - Ребята, давайте вспомним как называется жилище заповедных животных!
Д:
Медведь живет в берлоге.
Евражка живет в норке.
Волк живет в логове.
Заяц живет под кустом.
Соболь живет в норе.
Северный олень живет в лесу.
В: - Назовите всех этих зверей одним словом. (Дикие животные)
В: - Умницы. А вот и ещё задание лесных жителей. Пройдите за столы. Перед вами картинки с животными. Посмотрите внимательно и скажите, кто из них лишний и почему. Можете помочь друг другу.
1. Олень, заяц, лиса
Олень и заяц питаются травой и ветками, а лиса — мелкими животными.
2. Медведь, соболь, евражка
Медведь и евражка зимой спят, а белка — нет
3. Волк, заяц, соболь
Заяц и соболь линяют с приходом зимы, а волк — нет.
4. Барсук, лиса, медведь
Евражка и соболь живут в норе, медведь живёт в берлоге.
Физминутка.
Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишко,
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
Поиграем в игру: «Закончи предложение» : (работа с предметным словарем и словарем прилагательных).
1. У медведя маленькие, круглые (уши, косолапые (лапы); и поэтому его называем … (косолапым, неуклюжим).
2. У соболя длинный пушистый (хвост, вытянутая (мордочка); он заметает следы длинным хвостом, значит о нем мы скажем какой он? (длиннохвостый, шустрый, хитрый).
3. У зайца длинные быстрые … (ноги, короткий пушистый (хвост, значит он … (быстроногий, короткохвостый, он сидит под кусточком и дрожит, боится, поэтому он … (боязливый).
4. У оленя ветвистые (рога, крепкие, быстрые (ноги, значит он … (быстроногий, важный, сильный).
5. У волка острые, крепкие (зубы, далеко видящие (глаза). 0н – зубастый, зоркий.
В: - Вот как много разных слов мы сказали о животных!
Много мы с вами узнали и вспомнили о диких животных. Как вы думаете, теперь легко будет составить рассказ на тему: «Как животные к зиме готовятся?
А поможет рассказать нам его - схема, которая подскажет, что сказать и когда.
Показать детям мнемотаблицу (алгоритм рассказа) :
Рассказывать мы будем так:
- Сначала скажем, что наступила (осень, осень какая? (поздняя).
- Затем необходимо рассказать какой лес осенью … (голый, холодный, тихий, пустой).
- Как вы думаете, что расскажем потом? (будем рассказывать о разных животных, как они готовятся осенью к зиме).
– Чем наш рассказ закончить? (тяжело животным в лесу зимой, но, если они позаботились о себе, подготовились осенью, то легче им будет перезимовать).
Составление рассказов детьми.