МААМ-картинки

Конспект НОД в образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе «Заповедными тропами»

Ирина Щелканогова
Конспект НОД в образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе «Заповедными тропами»

Программное содержание:

1. Учить составлять рассказ о животных, используя опорную схему.

2. Уточнить и расширять кругозор детей интересными фактами из жизни заповедных животных, пополнить представления новыми энциклопедическими данными о соболе и северном олене.

3. Закреплять представления о диких животных осенью, об изменениях в их внешнем виде, образе жизни, повадках.

4. Совершенствовать лексико-грамматический строй речи.

Публикация «Конспект НОД в образовательной области „Речевое развитие“ в подготовительной группе „Заповедными тропами“» размещена в разделах

5. Развивать логического мышления, развивать память, внимание,

6. Воспитывать бережное отношение к животным, любовь к природе родного края.

7. Воспитывать умение внимательно слушать друг друга, формируя культуру общения.

Методические приемы: дидактическая игра «Составь слово», просмотр презентации, драматизация «Заяц и медведь», вопросы, беседа, отгадывание загадок, дидактическая игра «Кто лишний», динамическая пауза, дидактическая игра «Закончи предложение», определение последовательности составления рассказа по опорной схеме, положительная оценка детской деятельности.

Звуковая культура речи: совершенствование произносительной стороны речи, правильное и четкое произношение звуков, отчетливое и внятное произношение слов и фраз (четкая дикция, обращать внимание на правильность ударения в словах, развитие фонематического слуха.

Словарная работа: активизировать словарь по лексической теме “Дикие животные” : берлога, нора, заяц, волк, северный олень, медведь, зимняя спячка.

Обогащать словарный запас детей: заповедник, волчье логово, волчья стая, берингийский суслик или евражка, соболь, линька, лишайник, ягель.

Побуждать детей к образованию сложных слов и введению их в активный словарь: длинноногий, короткохвостый, быстроногий и т. д.

Предварительная работа: Беседа о жизни диких животных. Просмотр иллюстраций, компьютерной презентации, чтение стихов, загадок о диких животных. Разучивание пальчиковой гимнастики. Игры – драматизации.

Материал: картины и картинки изображений диких животных.

Раздаточный материал: картинки с изображением заповедных животных. шапочки животных для игры-драматизации.

Ход занятия:

Подходим к столу, на котором разложены карточки с цифрами и буквами.

В: Смотрите, что здесь написано: «Разложите буквы в соответствии с числами от 1 до 10, и у вас получится слово».

Дети по карточкам составляют слово «заповедник».

- Сегодня мы отправимся в путешествие по особой земле. Называется она – Кроноцкий заповедник. И нам в этом помогут его обитатели.

- Давайте уточним, что же такое заповедник?

Д: Заповедник - место, где охраняется все, что находится на данной территории. Охраняется и живая природа (животные, растения) и неживая (реки, озера, камни, вулканы).

В: Роль каждого человека, живущего на земле, оберегать животный мир от истребления, ведь они своим существованием помогают нам жить.

- Давайте заглянем в осенний лес и посмотрим, как готовятся к зиме заповедные животные. Проходите на свои места. Обратить внимание на осанку.

Просмотр презентации о подготовки зверей к зиме.

Скоро наступит зима, это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Осенью они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих жилищах.

- Ребята, а кто впадает в спячку осенью и проспит всю зиму? (Медведь).

- Что должен делать медведь все лето и осень? (много кушать).

- Правильно, он должен как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. А еще он готовит свое жилище.

- Ребята, а где будет зимовать медведь? (В берлоге)

В: - Есть в Кроноцком заповеднике животное, которое не впадает в спячку, но спить всю зиму, изредка просыпаясь. Кто это? (берингийский суслик = евражка)

- Накопив жирку, суслик готовится к зимней спячке. Приносит в нору сухую мягкую траву и замуровывает землей выходы. Зарывшись в подстилку, зверек сворачивается калачиком и, обхватив голову лапами, засыпает. Но через каждые десять дней он просыпается и несколько часов бодрствует. Это время ему нужно для нормализации обменных процессов в организме. А потом суслик снова спит.

- Но есть животные, у которые не впадают в спячку, они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание. Какие это животные? (Заяц, лиса, волк).

Комочек пуха, длинное ухо. Кто это?

(Это заяц).

- Как же он готовится к зиме? (Меняет шубу летнюю на зимнюю.)

- Она не только теплее, но и другого цвета, какого? (Белого)

- Почему белого? (Что бы зайца никто не заметил).

- От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? (От лисы и волка). Зайцы кормятся по ночам корой деревьев и ветками кустарников. А теперь, давайте посмотрим что же осенью делает медведь?

Драматизация: "Заяц и медведь".

-Ау, медведь! Ты что по ночам делаешь?

-Я-то? Да ем.

-А днем?

-И днем ем.

-А утром?

-Тоже ем.

-Ну, а вечером?

-И вечером ем.

-А когда ты не ешь?

-Да когда сыт бываю.

-А когда ты сыт бываешь?

-Да никогда.

В: - Почему медведь ест так много, готовясь к зиме?

(Он накапливает жир, потому что зимой спит и ничего не ест).

- А теперь угадайте загадку и узнаете ещё одного заповедного жителя, который готовится к зиме!

Нежнейший мех одет на нем,

Блестящий, шелковистый,

Лентяй и соня днем,

А ночью ловкий, быстрый.

В природе он в тайге живет,

Не царствует там тополь,

Где хвойный лес, сосна растет,

Мелькнет красавец. (СОБОЛЬ)

-Ребята, как у соболя называется дом? (нора)

Соболь любит полакомиться кедровыми орешками, он порой специально рыщет в поисках кладовых животных, которые запасают их на зиму в больших количествах.

Например, он заглядывает в дупла белок и норы бурундуков. Чтобы пережить суровые таежные зимы, они порой запасают более 5 кг ягод и орехов! Если соболь найдет эти зимние припасы, то у него начинается самый настоящий пир.

Ближе к зиме у соболя начинается линька - он меняет шкурку на зимнюю. В снежные зимы соболь может прорыть в снегу целую систему сложных тоннелей, где он охотиться на мышей. Однако в зимнее время соболь питается не только животной пищей. В толще снега он находит замороженные ягоды, семена кедра и удовольствием их поедает.

Угадайте, про кого эта загадка.

Кто зимой холодной

В лесу бродит злой, голодный? (Волк)

В: - А у волка как называется дом? (волчье логово)

Д: - А нужно ли менять волку свою шерсть на новую, зимнюю? (Да)

В: - Конечно, нужно. Животные должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. У волка за лето и осень отрастает шерсть, становится густой и теплой. Волк по лесу рыщет в поисках пищи, спит просто на снегу, закрыв ноги и нос хвостом. А делает ли волк запасы на зиму? (Нет).

– Правильно, он запасов не делает, голодно бывает ему порой. На кого охотятся волки? (На зайцев, оленей).

–Да, волки охотятся на зайцев, оленей, лосей. Живут семьями: волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Днем они спят, а охотятся по ночам.

- А что это за красавец?

Травы копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

- Кто это? (олень). На камчатке дикие северные олени обитают только в Кроноцком заповеднике.

- Чем питается олень? (Растениями). У диких оленей мелкие, слабые зубы. Поэтому они едят мягкие лишайники, листочки и нежные маленькие ветки деревьев, цветы. Олени нуждаются в соли, поэтому могут спускаться к океану или морю, чтобы поесть водоросли. Они очень любят грибы.

- Основная еда оленей – это ягель – лишайник. Сплошным ковром это многолетнее растение покрывает поверхность земли в тундре, поэтому корма оленям достаточно в любое время года. Олень чувствует его запах под снегом даже на глубине 0,5 м. Разгребая снег копытом, как лопаткой, он добирается до корма.

Ягель очень питателен и содержит природный антибиотик, поэтому животные им не просто питаются, но и одновременно лечатся.

В: - Ребята, давайте вспомним как называется жилище заповедных животных!

Д:

Медведь живет в берлоге.

Евражка живет в норке.

Волк живет в логове.

Заяц живет под кустом.

Соболь живет в норе.

Северный олень живет в лесу.

В: - Назовите всех этих зверей одним словом. (Дикие животные)

В: - Умницы. А вот и ещё задание лесных жителей. Пройдите за столы. Перед вами картинки с животными. Посмотрите внимательно и скажите, кто из них лишний и почему. Можете помочь друг другу.

1. Олень, заяц, лиса

Олень и заяц питаются травой и ветками, а лиса — мелкими животными.

2. Медведь, соболь, евражка

Медведь и евражка зимой спят, а белка — нет

3. Волк, заяц, соболь

Заяц и соболь линяют с приходом зимы, а волк — нет.

4. Барсук, лиса, медведь

Евражка и соболь живут в норе, медведь живёт в берлоге.

Физминутка.

Мы проверили осанку

И свели лопатки,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька-трусишко,

И как серый волк-волчишко.

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

Поиграем в игру: «Закончи предложение» : (работа с предметным словарем и словарем прилагательных).

1. У медведя маленькие, круглые (уши, косолапые (лапы); и поэтому его называем … (косолапым, неуклюжим).

2. У соболя длинный пушистый (хвост, вытянутая (мордочка); он заметает следы длинным хвостом, значит о нем мы скажем какой он? (длиннохвостый, шустрый, хитрый).

3. У зайца длинные быстрые … (ноги, короткий пушистый (хвост, значит он … (быстроногий, короткохвостый, он сидит под кусточком и дрожит, боится, поэтому он … (боязливый).

4. У оленя ветвистые (рога, крепкие, быстрые (ноги, значит он … (быстроногий, важный, сильный).

5. У волка острые, крепкие (зубы, далеко видящие (глаза). 0н – зубастый, зоркий.

В: - Вот как много разных слов мы сказали о животных!

Много мы с вами узнали и вспомнили о диких животных. Как вы думаете, теперь легко будет составить рассказ на тему: «Как животные к зиме готовятся?

А поможет рассказать нам его - схема, которая подскажет, что сказать и когда.

Показать детям мнемотаблицу (алгоритм рассказа) :

Рассказывать мы будем так:

- Сначала скажем, что наступила (осень, осень какая? (поздняя).

- Затем необходимо рассказать какой лес осенью … (голый, холодный, тихий, пустой).

- Как вы думаете, что расскажем потом? (будем рассказывать о разных животных, как они готовятся осенью к зиме).

– Чем наш рассказ закончить? (тяжело животным в лесу зимой, но, если они позаботились о себе, подготовились осенью, то легче им будет перезимовать).

Составление рассказов детьми.

Публикации по теме:

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» «В гостях у сказки» с детьми старшего возраста с использованием мнемотехники.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе «Мамин день» Конспект НОД по образовательной области: речевое развитие в средней группе. Тема: «Мамин день». Задачи: формировать навыки пересказа небольшого.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе «Животные Севера» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о животных Севера. Задачи: Образовательные: закрепление представлений о природе,.

«Волшебный мир книжки». Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» «Волшебный мир книжки». Выполнила воспитатель Колган Е. В. Цель: Закреплять.

Конспект НОД по реализации образовательной области «Речевое развитие» «Домашние и дикие животные» Задачи: Образовательная область «Познавательное развитие» - Закреплять знания о домашних животных. - Развивать психологическую базу речи:.

«Моя семья». Конспект НОД в младшей группе по образовательной области «Речевое развитие» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 г. Шебекино Белгородской области» Конспект НОД в младшей группе № 7 по образовательной.

Конспект НОД в образовательной области «Речевое развитие» с детьми раннего возраста «Как на нашем огороде» Конспект НОД составила воспитатель 1категории Захарова Татьяна Владимировна Конспект непрерывно образовательной деятельности в области ФГОС.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие» «Профессии» Задачи приоритетной области: Речевое развитие: Развивать связную монологическую речь детей Формировать умение детей.

НОД в подготовительной группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели: «Профессии». Тема: «Профессии» Приоритетное направление развития: «Речевое развитие» Цель: Формирование интереса к составлению рассказа по схеме; развитие.

Повторение сказки «Репка». Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»Повторение сказки «Репка». Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Образовательная область: «Речевое развитие» Автор: Маслова Наталья Вячеславовна Тема: Повторение сказки «Репка» Цель: Умение слушать и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе «Заповедными тропами»
Опубликовано: 22 марта 2017 в 05:11
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД