Юлия Баландина
Конспект НОД в подготовительной группе. Познавательно-исследовательская деятельность (опыты с водой).
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе. Познавательно-исследовательская деятельность (опыты с водой
Цель: Развивать умение детей взаимодействовать с исследуемым объектом в условиях как средство познания окружающего мира.
Задачи:
• Способствовать обмену информацией о воде, её свойствах. Стимулировать интерес детей к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе, Познавательно-исследовательская деятельность (опыты с водой),» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
• Развивать мыслительные операции: анализа, синтеза, классификации и т. д, в процессе познания природной картины мира.
• Развивать коммуникативные навыки: действовать в команде, развивать умение отвечать полным предложением, доказывать своё мнение, составлять описательный рассказ своих действий, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнения других, не перебивая, согласовывать свои действия.
• Побуждать к коммуникативному деловому общению на основе общих интересов. Поощрять стремление договариваться между собой. Поощрять проявления доброты, дружелюбия, внимания и уважения к сверстнику, взрослому, взаимопомощи и дружеской поддержки.
Методическое обеспечение: поисково-исследовательные наблюдения (наблюдение, проведение опыта, беседы).
Взаимосвязь с другими областями: слушание стихотворения (ЧХЛ, наблюдение (Познание).
Материал: набор мнемотаблиц по теме: «Вода», игрушка-гномик, пластиковые стаканы, ложечки для размешивания, сахар, цветная бумага, тряпочки, фартуки, лёд в формах, стакан с молоком, поднос, графин с водой.
Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, формочки.
Неструктурированный материал: вода.
Ход деятельности:
-Ребята, сегодня гномик Всезнамус пригласил нас в свою лабораторию «Интересных открытий». Скажите, ребята, для чего мы с вами приходим в лабораторию? (Чтобы узнать что-то новое и интересное).
-А сейчас давайте пройдём в лабораторию «Интересных открытий». В лаборатории у нас всё готово для проведения опытов. Хотите самостоятельно в лаборатории проделать опыты? (Да).
Проходите к столам, надевайте фартуки и садитесь по удобнее.
Сегодня мы с вами будем проводить опыты с водой.
-Ребята, у вас в стаканах налита вода. Что можно сказать про воду, какая она? (ответы детей). Молодцы, много свойств воды назвали. А есть ли у воды цвет? Давайте-ка проверим.
1 опыт : со стаканом воды и стаканом молока (демонстрирует воспитатель).
-Посмотрите на моём столе стакан с водой и стакан с молоком. Сейчас я опущу в эти стаканы по ложке. Видно ли ложку в стакане с молоком? (Нет). А в стакане с водой? (Да, видно).
-Скажите, какой цвет у молока? (белый).
-А есть ли цвет у воды? (нет)
-Ребята, какое у нас молоко: прозрачное или непрозрачное? (непрозрачное) А ещё какое оно? (белое) И в нём ложки … (Не видно)
-А в воде ложку видно? (да). Значит вода какая? (бесцветная)
-Паша, почему в воде видно ложку? (потому что она прозрачная)
-А ещё как можно сказать про воду? (она бесцветная).
2 опыт :
Воспитатель нюхает воду и предлагает детям сделать так же и спрашивает:
-Пахнет ли чистая вода? (нет, она не пахнет).
-Значит, чего нет у чистой воды? (У чистой воды нет запаха).
-А теперь попробуйте чистую воду на вкус. Какая она? (вкусная, невкусная, безвкусная).
-Правильно, чистая вода безвкусная. Итак, чего не имеет вода? (вода не имеет вкуса).
-А что будет с водой, если мы положим в неё сахар и размешаем его? (ответы детей)
-Какая стала вода? (сладкая). А что случилось с сахаром? (сахар растворился в воде)
-У воды появился вкус.
-Ребята, что можно сказать о чистой воде? (она безвкусная). Чистая вода не имеет вкуса. А в воде, в которую положили сахар, появился вкус.
3 опыт со льдом.
-Ребята, послушайте загадку: «Водичка-вода, а как камень тверда». Что это такое? (лёд).
-А как вы думаете, что такое лёд? (Лёд – это замёрзшая, твёрдая вода.) А в какое время года вода замерзает на улице? (Зимой.) В какую погоду замерзает вода? (В холодную, в морозную.)
(Воспитатель раздаёт детям лёд.)
-Ребята, положите лёд на цветную бумагу. Скажите, видно ли через лёд цветную бумагу? (Да.) Значит, какой у нас тоже лёд? (Прозрачный, бесцветный.)
-А теперь, ребята, возьмите лёд в руки. Какой он на ощупь? (Лёд мокрый, скользкий, гладкий, холодный.) Ребята, а что происходит со льдом? (Лёд в руках тает). А как вы думаете, почему лёд в руке тает? (Потому что руки тёплые, а лёд холодный.) Правильно, наши руки тёплые, а лёд – холодный. Теперь давайте положим лёд на тарелочку и посмотрим, что будет происходить со льдом дальше.
Физкультминутка.
Влез кулик молодой на колоду-
Бултых в воду!
Вынырнул.
Вымок.
Вылез.
Высох.
Влез на колоду-
И снова в воду!
Совсем кулик головой поник…
Да вспомнил кулик молодой,
Что у него крылья за спиной.
И полетел!
(Дети стоят, произносят текст, затем садятся на корточки. Встают, садятся, встают, садятся, встают, садятся, обхватывая колени руками и низко опустив голову. Встают, вытягивают руки в стороны и встряхивают ими. Прыгают на месте, встряхивая руками - летят.)
4 опыт со стеклянной посудой.
- Посмотрите, ребята, а что у меня под салфеткой? (Показывает посуду разной формы.) Да, это посуда разной формы. Ребята, как вы думаете, вода имеет форму? (Ответы детей.)
(Воспитатель наливает воду в колбу.)
- Посмотрите, форму чего приняла вода? (Вода приняла форму колбы.) А вода полностью заполнила колбу? Промежутков и пустот нигде не осталось? (Нет, вода полностью заполнила колбу.) Значит форму чего приняла вода? (Форму колбы.)
(Тот же опыт повторяется со стаканом и)
А ещё форму каких предметов может принимать вода? Во что ещё её можно налить? (Форму банки, бутылки, чашки и т. д.) Итак, что можно сказать о воде, которую наливают в посуду разной формы? (Вода принимает форму той посуды, в которую её наливают.)
(Приходит гном и приносит детям картинки и кассету в пакете.)
-Ребята, а вам интересно, что принёс нам гном Всезнамус в этом пакете? Мне очень интересно. Посмотрите – это рисунки.
-Ребята, гномы всегда были мудрыми и умными. Они очень любят природу, любят и интересуются всем, что в ней происходит. И на этих красивых рисунках гном узнаёт всё о воде, о её свойствах. Всё то, что мы делали сегодня с вами в нашей лаборатории. Посмотрите, а что знает гном о воде? (Ответы детей.)
-А посмотрите-ка, что произошло со льдом на тарелочках? (Лёд растаял и превратился в воду.) А как вы думаете, почему он растаял? (Высказывания детей.) Правильно, температура у нас в лаборатории высокая, льду стало тепло и он растаял.
- Ребята, но гном ещё оставил для нас сообщение на кассете. Давайте внимательно послушаем наказ гнома.
Я сегодня хочу рассказать историю, которая произошла с одним мальчиком:…
-Старший брат открыл тетрадь:
«Как мне лучше написать,
Для чего нужна вода?»
Младший молвил: «Ерунда!
Ведь её не вкусно пить,
Без воды легко прожить».
Вот встаёт наш Саша рано,
Не течёт вода из крана.
Саше глазки не умыть,
Что же делать, как же быть?
Мама в кухне громко плачет: -
«Невозможная задача-
Без воды сварить компот».
Недоволен серый кот:
«Не напиться молоком».
И ушел, вильнув хвостом.
Без воды нельзя стирать,
И детей нельзя купать.
Как порядок наводить,
Даже пол нельзя помыть!
Загрустили в речке рыбы:
«Без воды мы плыть смогли бы?»
На поля не льётся дождь-
Засыхает в поле рожь.
Все деревья и цветы погибают без воды.
Без воды не будет снега,
Как же нам по снегу бегать?
И конькам нужна вода-
Без воды не будет льда.
Людям всем вода нужна,
Потому она важна-
Есть и пить, расти, друзья,
Без неё никак нельзя!
Саша наш сказал тогда:
«Ой, прости меня, вода!
Знаю я теперь ответ-
Без воды нам жизни нет!»
Гном:- Ребята, скажите мне, пожалуйста, кому нужна вода, зачем и для чего? (Ответы детей)
Гном: - Все живые существа нуждаются в воде. Растения всасывают воду из почвы и воздуха. Животные ищут открытые пространства воды - водопои. Ими могут быть ручьи, родники, реки, озёра. Каждый день мы тоже употребляем воду: едим суп, пьём чай, компот. Без воды на столе не будет ни хлеба, ни овощей и фруктов, ни масла и сахара, ни других продуктов питания.
Вода – это важнейшее условие существования жизни растений, животных и человека. Хорошенько закрывайте кран после мыть рук! Не бросайте мусор в водоёмы : озёра, ручьи, родники, реки. Ребята, пожалуйста, берегите воду!
- Ребята, запомните наказ гнома Всезнамуса. На этом наша экскурсия в лабораторию «Интересных открытий» закончилась. Скажите мне, пожалуйста, что мы с вами делали в лаборатории? А что вам больше всего понравилось делать в лаборатории «Интересных открытий»? Что ещё запомнилось?.
Выполнила: воспитатель I категории Петухова Е. В.