Ирина Тетерева
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звук [д], знакомство с буквой Д»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему : «Звук [д], знакомство с буквой Д»
Программное содержание : закреплять правильное произношение звука [д] в речи, продолжать учить определять наличие/ отсутствие этого звука в словах, совершенствовать навыки детей в проведении звуко-буквенного анализа слова, продолжать развивать фонематический слух, продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: „Звук [д], знакомство с буквой Д“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование: предметные картинки со звуком [д] (дом, дым, ведро, гнездо, звезда, буква Д, схемы для определения позиции звука в словах, фишки, кассы, тетради, карандаши, символические ромашки для чтения.
Содержание НОД.
I. Организационный момент.
Первыми сядут те дети, которые назовут слова со звуком [в], вторыми те, которые назовут слова со звуком [б], третьими те, которые назовут слова со звуком [п].
Дети садятся в определенной последовательности. Если возникли затруднения, логопед предлагает детям помочь друг другу в выполнении задания.
II. Основной этап.
1. Сообщение темы. Изучение нового материала.
Логопед предлагает детям вставить подходящие по смыслу слова в прочитанный им текст и просит определить первый звук в этих словах. Дети выполняют задание и определяют звук [д].
В этом доме ты мне верь,
Заперта надежно ….(дверь).
Если влезть захочет вор,
Он не попадет во ….(двор).
В руках у Ани удочка,
А у Дани ….(дудочка).
Жил – да был веселый гном
Он в лесу построил (дом)
Кто приходит,
Кто уходит,
Все ее за ручку водят. (Дверь)
Сегодня вы познакомитесь со звуком [д], научитесь его четко произносить, а также познакомитесь с графическим изображением этого звука – буквой Д.
2. Работа со звуками.
Произнесение звука [д]. Наблюдение за артикуляцией звука [д].
Губы в нейтральном. Кончик языка упирается в верхние зубы или альвеолы, образует смычку, голосок звонит. Звук [д] - согласный, твердый, звонкий, мы будем его обозначать на схемах синим цветом, он будет жить в синем домике.
Если возникают проблемы, дети вспоминают правила определения гласного/ согласного, твердого/ мягкого, звонкого/ глухого звука.
3. Развитие фонематического слуха.
Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить звуки и слоги. Услышите звук [д] или слог, в котором есть звук «Д», поднимите синюю фишку правой рукой.
Д, П, В, А, Т, Д, К, М, П, Д, Д, У, В, З, Н, Д, Т, Д, И, Д…
Да, ха, па, Ды, ты, мы, До, по, но, Ду, бу, ту, пу….
4. Произнесение звука [д] в словах.
«Скажи свое имя»
- У кого из вас имя начинается на звук [д], встаньте!
- Назовите имя девочки, которое начинается со звука [д].
- Назовите имя мальчика, которое начинается со звука [д].
Работа со схемами и фишками.
Логопед предлагает детям первого ряда определить позицию звука [д] в слове дом, а детям второго ряда в слове ведро. Дети самостоятельно выполняют задание, а затем проверяют вместе с логопедом.
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем —
Нужно ноги укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И на место снова сели. (Дети садятся.)
6. Произношение звука [д] во фразе.
- Повторяйте за мной читстоговорки.
ДА-ДА-ДА — вот еда.
ДУ-ДУ-ДУ — я иду.
ДЫ-ДЫ-ДЫ — нет воды.
7. Развитие связной речи.
Логопед предлагает детям закончить предложения словами со звуком [д] :
Из трубы идет (дым).
Дворник метет (двор).
После дождя на небе появилась (радуга).
На день рождения дарят (подарки).
Осенью часто идет (дождь).
8. Обучение элементам грамоты.
Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. Сегодня мы познакомимся с графическим изображением звука [д] на письме – с буквой Д. Логопед задает детям вопрос о том, на что похожа буква Д? Дети отвечают и записывают букву по образцу в тетрадях.
9. Зрительная гимнастика.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву о, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
Заниматься вновь начнем.
10. Чтение слогов с буквой «Д» по символической ромашке.
- Напоминаю вам, что буквы мы видим, пишем и читаем. Посмотрите на доску, перед вами слоги. Приготовились читать.
11. Работа с кассами.
Выкладывание и звуковой анализ слова ДОМ.
Давайте произнесем слово «дом».
- Сколько слогов в слове? (один, потому что один гласный звук)
- Сколько звуков? (три)
- Какой первый звук? Какой он? (согласный, твердый)
- Какой второй звук? (гласный, его можно пропеть, не встречает преград)
- Какай третий звук? (согласный).
12. Печатание буквы Д в тетрадях по образцу.
Чтобы нам запомнить букву «Д», давайте ее напечатаем в тетради. Дети выполняют задание по образцу.
Печатание слова ДОМ под диктовку.
Итог НОД.
С каким звуком и с какой буквой мы сегодня познакомились?