Папки-передвижки

Конспект НОД в разновозрастной группе детей 5–7 лет «Великие народные праздники на Руси»

ирина васютина
Конспект НОД в разновозрастной группе детей 5–7 лет «Великие народные праздники на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД в разновозрастной группе 5 – 7 лет

«Великие народные праздники на Руси»

Программное содержание:

Образовательные задачи: Познакомить детей с русскими народными праздниками, объяснить детям их значения для русского человека и назначение. Формировать умение рассказывать о своих впечатлениях, используя средства выразительности.

Публикация «Конспект НОД в разновозрастной группе детей 5–7 лет „Великие народные праздники на Руси“» размещена в разделах

Развивающие задачи: Развивать память внимание, мышление, познавательную активность. Развивать связную речь детей, активизировать словарь детей.

Воспитательные задачи: Прививать детям интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщать к истокам духовной культуры

Словарная работа: предки, рядится, обычай, колядки, благая весть.

Используемый материал: Иллюстрации с изображением праздничных гуляний на Рождество, Масленицу, Пасху; русских народных костюмов. Иллюстрации картин русских художников: И. Сурикова «Взятие снежного городка» и Н. Кустодиева «Масленица». Просмотр видео «Звон колоколов».

Ход НОД:

Предварительная беседа о традиционных русских народных праздниках.

Воспитатель: - Ребята, а вы любите праздники? (Ответы детей).

А почему? Назовите ваши любимые праздники? (Ответы детей)

Хорошо, вы молодцы знаете много народных праздников, которые известны со времен наших предков. А скажите мне пожалуйста, кто такие предки? (Ответы детей)

Воспитатель: - Наши предки - это русские люди, которые жили давным – давно. Они почитали праздники, но праздновали их не так, как мы, современные люди. Хотите узнать как? (Ответы детей).

Я предлагаю вам отправится в прошлое. На машине времени.

Ребята, а вот и она, рассаживайтесь, мы отправляемся с вами в прошлое. (Дети закрывают глаза, звучит музыка).

Воспитатель: - Все праздники в старину начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались в лесу, на полянке, на улицах, в поле. Под балалайку гармонь водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.

Люди рядились в самые лучшие праздничные одежды, посмотрите (показ иллюстраций праздничной русской одежды, готовили праздничные угощения. Убогим, больным, нищим, бедным дарили подарки, кормили их, везде был слышен праздничный звон колоколов. Послушайте, как звучат колокола. (Звучит запись звона колоколов).

Воспитатель: Праздники на Руси делились на : великие, средние и малые. Сегодня я расскажу вам о самых великих праздниках, которые праздновались на Руси.

Посмотрите на картину и подумайте, какой на этой картине изображен праздник? (Дети рассматривают иллюстрацию и высказывают свое мнение)

Иллюстрация с изображением праздничных гуляний на Рождество.

Воспитатель: Как вы думаете, какой праздник изображен на этих иллюстрациях? (Ответы детей).

Верно- это Рождество. Он является одним из самых известных и любимых праздников.

А кто сможет рассказать, почему этот праздник так называется? (Ответы детей). Молодцы!

Воспитатель: - В этот день празднуют День рождения Иисуса Христа. Кто знает, как праздновали Рождество на Руси? Какие обычаи и обряды проводили в этот праздник? (Ответы детей)

Первый обычай – люди ходили по дворам со звездой и славили рождение Иисуса Христа. А так- же в эти Святые вечера было принято рядится то есть (переодеваться). Приходили ряженые в костюмах животных: коз, медведей, коней. Рядились и нечистой силой: чертом, Бабой Ягой, кикиморой. (Рассматривание иллюстраций)

На Рождество люди колядовали. А что такое колядки? (Ответы детей)

Колядки – это песни, в которых славят хозяев дома, желают им хорошего урожая, богатства, добра. А вы знаете колядки? Давайте вспомним их.

Второй обычай -пение колядок.

Коляда, коляда

На кануне Рождества.

Коляда пришла,

Рождество принесла.

Пришла коляда

Накануне Рождества

Дайте коровку,

Маслену головку!

Дай Бог тому,

Кто в этом дому.

Воспитатель: Хозяева одаривали колядующих печеньем, конфетами, деньгами.

(Рассматривание иллюстраций).

Воспитатель: - Ребята, а вы колядовали на Рождество? Р (Рассказы детей из личного опыта).

А сейчас я предлагаю вам поиграть. Проводится народная игра "Краской"

Играющие выбирают "мамку", "ангела" и "чёрта". Сами становятся в ряд, в конце ряда "мамка".

Всем играющим даются имена – название какой-либо краски: красная, зеленая, и так далее. "Ангел" ходит с одной стороны, "чёрт" – с другой.

"Ангел" произносит:

Стук, стук под окном.

"Мама" спрашивает:

Кто тут? По что пришёл?

-За краской.

-За какой?

-За белой.

Названный выходит и становится на сторону "ангела". "Чёрт" со своей стороны также стучит под окном и на вопрос "Кто тут?", отвечает: "Я – чёрт с рогами, с горячими пирогами". Затем также называет краску. Когда играющие разделятся на две партии, они перетягиваются на палке: на чьей стороне силы больше: на стороне "ангела" или "чёрта".

Игра проводится 2-3 раза.

Воспитатель: - Ребята, Рождество было не единственным великим праздником на Руси, посмотрите на иллюстрации великих русских художников.

Дети рассматривают иллюстрации с изображением праздничных гуляний на Масленицу и репродукций картин художников - И. Сурикова «Взятие снежного городка» и Н. Кустодиева «Масленица».

Воспитатель: -Ребята, а теперь посмотрите на эти картины. Как вы думаете, что за праздник изображен на них? (Ответы детей).

Верно, это праздник – Масленица. На Руси его называли самым веселым и радостным праздником. Отмечают его в конце зимы, и празднуют целую неделю. Все веселятся и радуются, что прошла зима и наступает весна.

Как называли Масленицу? Какие слова ей говорили? (Ответы детей)

Воспитатель: Масленицу называли широкой, веселой; душа ль ты моя Масленица; сахарные твои уста, сладкая твоя речь; приезжай ко мне в гости на широк двор – на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.

Едет Масленица дорогая

Наша гостьюшка годовая

На саночках расписных

На конях вороных).

Какие обряды проводили на Масленицу? (Ответы детей).

Верно, люди делали чучело, наряжать его в девичий наряд и возили его по улицам, а потом ставили его там, где начиналось веселье).

Как веселились русские люди на Масленицу? (Ответы детей)

Гуляли целую неделю; в игры играли, плясали и обязательно пекли блины.

А почему блины были обязательным лакомством на Масленицу? (Ответы детей) Верно, круглая форма и золотистый цвет считались символом солнца; его ждали с нетерпением после долгой зимы.

В последний день недели, в воскресенье люди друг у друга просили прощения; чучело, сделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали – так расставались со всем плохим, со всеми бедами, трудностями.

А в какие игры играли на Масленицу? (Ответы детей)

Воспитатель: верно ребята, русские народные игры интересные, веселые – «Заря-заряница», «Лапта», «Гори, гори ясно!»

Давайте и мы с вами поиграем.

Проводится подвижная игра «Гори, гори ясно!»

Воспитатель: Отшумела Масленица. И начинался на Руси Великий пост. После поста люди начинали готовиться к самому великому и любимому празднику.

Ребята, а как он называется? (Ответы детей)

Воспитатель: Конечно, Пасха – этот праздник называли Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. Его тоже праздновали целую неделю.

Воспитатель: Послушайте стихотворение Майкова А. «Христос воскрес!»

Христос воскрес!

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит,

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

Благовест, то есть благая весть. В Пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только маленькие дети да глубокие старики. Около церквей зажигались костры, цветные фонарики.

Вернувшись из церкви ранним утром, люди целовались – христосовались – и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо – символ Пасхи.

Выставка пасхальных яиц.

Подойдите, посмотрите на выставку яиц. Эти яйца сделаны из фарфора, дерева, стекла, глины, их шили и расписывали бисером. В кондитерских продавались шоколадные яйца и сахарные.

Яиц надо было много изготовить – для подарков родным и близким.

Сейчас и мы с вами будем украшать наши яйца. (Проходите к столам, на столах заготовки яиц из фетра и вырезанные элементы традиционных украшений яиц. Дети украшают по своему желанию их)

Воспитатель: Молодцы, какие красивые и интересные у вас получились яйца.

А сейчас нам с вами пора возвращаться назад – в будущее. Садитесь в нашу машину времени, закрывайте глаза и послушайте волшебную музыку. (Звучит музыка)

Воспитатель: Вот мы и вернулись в настоящее и нас ждут предпраздничные хлопоты. Хлопоты радостные и волнительные. Мы с вами готовимся к любимому празднику всех детей - Новому году, а потом будем праздновать Рождество.

- Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Что больше всего вам запомнилось? С какими праздниками мы с вами познакомились?

Все молодцы!

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование по лексической теме «А. Невский и Д. Донской — великие князья Руси» 15 января, понедельник Утро: Беседы с детьми о прошедших выходных –учить участвовать в диалоге. Рассказ о январе и его приметах.. Рассматривание.

Конспект творческого вечера с родителями группы раннего возраста «Народные праздники и детское творчество»Конспект творческого вечера с родителями группы раннего возраста «Народные праздники и детское творчество» Цели: - Способствовать сохранению народных традиций, умению донести до родителей, что эти традиции надо почитать и передавать из поколения.

Консультация для воспитателей «Русские народные праздники. Новый год. Рождество» Русский народ не должен забывать свою историю, культурное прошлое, традиции, праздники. Поэтому родная культура должна стать частью души.

Лэпбук «Весенние народные праздники на Руси»Лэпбук «Весенние народные праздники на Руси» Цель изготовления лэпбука «Весенние народные праздники на Руси»: приобщение детей к русской национальной культуре на основе старинных.

Материал для бесед с детьми дошкольного возраста «Народные праздники декабря»Материал для бесед с детьми дошкольного возраста «Народные праздники декабря» Назначение Материал может быть полезным воспитателям для работы с детьми. Также материал, или его фрагменты, могут быть использованы.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Перспективное планирование в подготовительной группе «Народные праздники на Руси» Тема недели: «Народные праздники на Руси» (с 09.01 по 19.01) Цель: Обогащение и конкретизация знаний о народных праздниках и их особенностях.

Презентация по ознакомлению детей с историческим прошлым России «Великие князья Руси» в подготовительной группе Презентация по ознакомлению детей с историческим прошлым России. «Великие князья Руси» Подготовительная группа Цель: формирование интереса.

Фотоотчет о выставке «Русские народные куклы» в рамках проекта «Как жили люди на Руси»Фотоотчет о выставке «Русские народные куклы» в рамках проекта «Как жили люди на Руси» Здравствуйте дорогие коллеги! Наш проект " Как жили люди на Руси" долгосрочный, в его содержание входят разные мероприятия, в том числе.

Русские народные праздники. Святки и колядки Форма недельного планирования Группа № 6 общеразвивающей направленности среднего возраста воспитатели: Пономарева Е. В. 2018 -2019 год. Месяц.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в разновозрастной группе детей 5–7 лет «Великие народные праздники на Руси»
Опубликовано: 14 декабря 2021 в 14:39
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в разновозрастной группе детей 5–7 лет «Великие народные праздники на Руси»» (включая файлы) размещена пользователем ирина васютина (УИ 1419405) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД