Татьяна Кувшинова
Конспект НОД в средней группе по развитию речи с элементами артикуляционной гимнастики «Путешествие в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в сказку»
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей по теме «Дикие животные», формирование связной речи.
Задачи.
Образовательные:
- уточнять и закреплять знания детей о жизни диких животных, их
внешнем виде и образе жизни;
- закреплять в речи обобщающее понятие : «дикие животные»;
- формировать навыки связной речи у детей, речевой слух; навыки мыслительной деятельности.
- расширять, уточнять и актуализировать словарь по теме «Дикие животные».
Развивающие :
Публикация «Конспект НОД в средней группе по развитию речи с элементами артикуляционной гимнастики „Путешествие в сказку“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
- создавать условия для развития умения подбирать слова к вопросу «какая?»,
«какой?»;
- создавать условия для подготовки артикуляционного аппарата; для формирования
правильного дыхания;
- развивать зрительное внимание, память, мышление и воображение детей;
- формировать умение развивать удлиненный речевой выдох.
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь к природе и диким животным; чувство
отзывчивости, желание помочь;
- способствовать созданию положительного эмоционального настроя.
Ход деятельности.
Вводная часть:
Организационный момент: (Дети стоят в кругу). Предлагаю детям:
-Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь! (дети улыбаются)
Обращаю внимание на лежащий рядом конверт.
-Что это? (ответы детей) - Интересно от кого оно? Прочитаем? (читаю письмо)
Срочно приходите,
Срочно помогите.
Нас волшебник напугал.
Нас он всех заколдовал.
Мы забыли, кто мы есть.
Что нам пить и что нам есть.
Поскорее приходите,
Помогите, помогите!
(жители леса)
- Ребята, кто нам прислал письмо? (жители леса). Что же с ними случилось?
(Беда. Волшебник напугал и заколдовал их. Животные забыли, кто они есть)
- Вы хотите помочь сказочным жителям? Что будем делать? (ответы детей) - Значит, мы с вами отправимся в путешествие, в волшебный мир сказок.
1 слайд. Только вот как нам туда попасть? (ответы детей).
Артикуляционная гимнастика : Произношу текст, дети выполняют
артикуляционные упражнения для языка:
«Если в сказку всем сердцем поверить,
В мир волшебный откроются двери… (Приоткрыть рот)
Вы туда без труда попадете
На волшебном ковре – самолете (удерживать широкий язык на нижней губе)
На летучем большом корабле (поднять боковые края и кончик языка чашечкой)
Или с бабой - Ягой на метле (кончик языка ритмично двигается вправо- влево)
На плоту по молочной реке (широкий расслабленный язычок)
И верхом на Коньке - Горбунке (поцокать язычком)
Можно в сказку влететь на Жар - Птице (язык двигается вверх- вниз)
Можно на колобке закатиться (круговые движения кончиком языка по губам)
Можно въехать как слон на еже (пожевать язычок)
Ой! Мы кажется в сказке уже…»
Основная часть:
2 слайд. (на экране появляется лесной зимний пейзаж, звучит музыка)
- Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи!
Ты же видишь, мы свои!
- Куда мы с вами попали? (в лес). Опишите лес, какой он? (красивый, зимний, снежный, в лесу тихо).
- А вот и полянка, давайте присядем на пенечки (дети садятся на стульчики).
- Перед вами сказочный лес. Скажите, как вы думаете, кто может там жить?
(ежик, лиса, медведь, волк, белка, заяц).
- Как мы можем назвать этих животных одним общим словом? (дикие) А почему их называют дикими? (Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду).
- А если мы с вами на самом деле зимой отправимся в лес, мы увидим всех этих животных? (нет). Почему вы так думаете? (медведь и ежик зимой спят)
3 слайд. Но что-то мы не видим жителей леса (на слайде появляются заменители животных). Что произошло? Из каких фигур они состоят?
Большой ящик, на нем крышка.
И висит ещё замок.
Царь хранит в нем золотишко,
Чтоб украсть никто не смог (сундук)
4 слайд. - Что такое сундук? Ребята, сундук - изделие мебели с крышкой, используется для хранения предметов, драгоценностей и других ценных вещей. Посмотрите, как выглядит сундук (показ сундука на слайде). В волшебном лесу тоже есть сундук, только где он? (находят сундук).
- Это письмо оставил злой Волшебник. Он заколдовал всех диких животных и чтобы их оживить, нужно выполнить несколько заданий. Вы согласны попробовать оживить животных? (ответы детей).
- Заколдованные звери забыли, чем они питаются. Поможете им вспомнить?
Дидактическая игра: «Кто чем питается?».
(Использование игры с прищепками). По кругу расположены картинки с изображениями животных, на прищепках продукты их питания.
5-6 слайд. Упражнение «Угадай, чьи это уши»?
(дети по очереди берут в руки бинокль и, смотря вдаль, угадывают, чьи это уши)
Ответы детей:
(Я вижу лисьи уши. Я вижу заячьи уши. Я вижу медвежьи уши.
Я вижу волчьи уши. Я вижу беличьи уши. Я вижу ежовые уши.)
Если дети делают ошибку, я исправляю или прошу это сделать других детей.
- Вот молодцы!
7 слайд. Упражнение «Какой ты»
- Сейчас каждый из вас превратится в животного и расскажет о нем.
Надеваю шапочки диких животных (медведь, лиса, волк, заяц, белка, еж). Сначала будет звучать мелодия, попробуйте догадаться какому животному она подходит. А затем изобразите это животное.
- Медведь, расскажи о себе, какой ты? И т. д.
-Ой, ребята, что произошло с заколдованными животными? (на месте геометрических фигур появились изображения животных). Вы настоящие волшебники, вы помогли сказочным жителям!
- А теперь хотите немного поиграть?
Артикуляционная гимнастика «В лесу».
Побывали мы в лесу,
Повстречали там лису.
У лисы мордочка острая длинная,
Вот такая.
Вытянуть губы трубочкой и подержать их в таком положении несколько секунд.
Видели, за елкой,
Пробегали волки.
Зарычал волчище,
Показал зубищи.
Длительно произносить звук «Ы». Для этого рот открыть, зубы скалить. При выполнении упражнения напрячься, руки сжать в кулаки.
А потом зубами щелк,
Чтобы знали кто здесь волк.
Наморщить нос. Сделать оскал, обнажив два ряда зубов, а затем пощелкать зубами.
Под сосной дремал медведь,
Как проснулся, стол реветь.
Длительно произносить звук «Э» при этом рот открыть, губы слегка выдвинуть вперед.
Услыхал тот рев зайчишка
И помчался прочь вприпрыжку!
Через чащу проскакал,
Сел под кустиком - устал.
Рева больше он не слышит,
Но дрожит и еле дышит. Вот так…
Делать глубокий вдох носом и медленный выдох через рот. Ладони положить на живот и следить за его движениями — увеличением в объеме при вдохе и уменьшением при выдохе.
Без тропинок, без дорожек
По лесу шагает ежик.
Гриб нашел огромный,
Фыркает довольно. Вот так.
Несколько раз подряд кратко произносить звук «Ф-ф-ф.».
А по веткам - скок поскок
Скачет рыженький зверек.
Кто же это? (Белка)
Угостим ее орешками. Смотрите, белка орешек за щеку кладет, а потом за другую. Вот так.
Кончиком языка упирается то в правую, то в левую щеку.
- Замечательно! Лесным жителям уже пора домой! Давайте поможем им найти дорогу. У каждого животного есть в лесу свой дом, и эти дома разные. Чтобы отправить всех диких животных в лес, нужно правильно назвать дом каждого. Начинайте со слов «Лиса живет…»
Дидактическая игра «Кто где живёт»
Лиса живёт в … норе
Еж живет в … норе
Волк живет в …логове
Медведь живёт в … берлоге
Белка живёт в … дупле
Заяц живёт под …кустом.
Заключительная часть:
Вы сегодня большие молодцы! Мне очень понравилось с вами путешествовать и лесные жители приготовили вам вот такие подарочки! (раскраски по теме «Лесные животные») в свободное время вы сможете разукрасить полюбивших вам лесных зверей.
Рефлексия: Дети, где мы были? Что делали? Понравилось ли вам путешествие? В какие игры понравилось играть? Еще бы хотели отправиться туда?
Спасибо за ваши улыбки, за ваши умные, добрые глаза!
-Ну а нам пора прощаться и со сказкой расставаться. Закончились наши большие дела, и нам в детский сад возвращаться пора. (Три раза покружись - в детском саду окажись) Вот мы и дома.