МААМ-картинки

Конспект НОД в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях у Пелагеюшки»

Жанна Васильева
Конспект НОД в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях у Пелагеюшки»

Конспект НОД в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях у Пелагеюшки»

Тема: «В гостях у Пелагеюшки»

Интеграция: образовательные области (познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие).

Публикация «Конспект НОД в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа „В гостях у Пелагеюшки“» размещена в разделах

Цель: Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.

Задачи:

обучающие: познакомить детей с устройством русской избы;

познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; расширять словарный запас: изба, лавка, самовар, ухват, чугун;

развивающие: развивать наглядно-образное мышление, внимание, память; развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр, закрепить умение работать с соленым тестом, лепить баранки;

воспитательные: воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору, воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа,

воспитывать трудолюбие.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта.

2. Беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища и для изготовления домашней утвари.

3. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, хороводов.

4. Чтение сказки «Гуси – лебеди» с последующей беседой о прочитанном, других русских народных сказок.

5. Рассматривание альбома «Русская изба»;

6. Словесная игры, народные игры.

Оборудование :«Русская изба» с предметами быта (печь, стол, старинная посуда, самовар, половик, ухват и т. д.) ; дидактическая игра «Что было, что стало»; русский народный костюм для хозяйки; музыкальное сопровождение.

Демонстрационный и раздаточный материал: макет русской избы, макет русской печи, соленое тесто, доски для лепки, салфетки.

Словарная работа:

Обогащать и активизировать словарь детей словами. : горница, изба, рушник, чугунок, ухват, сундук, половик и др.

Ожидаемый результат. Дети проявляют интерес к быту русского народа, ценностям русских традиций. Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве. Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода. Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта.

Ход занятия.

Организационный момент (игровая мотивация).

Дети входят в группу, их встречает воспитатель в русском народном костюме.

Воспитатель: Здравствуйте, ребятушки, меня зовут Пелагея.

Ребята, как называется страна, в которой мы живем?

Пелагея: Правильно. Россия. А в старину нашу страну ласково называли Русь, Русь-матушка. Давайте детушки вспомним как на Руси люди здоровались и также поздороваемся с гостями нашими. (правую руку на сердце и поклон).

-Здравствуйте, гости дорогие, гости званные и желанные.

-А что означает это слово- здравствуйте? (ответы детей). Здравствуйте от слова «здравие» - «здоровье», то есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку, с кем здороваешься.

Пелагея: Ребята, а сейчас я приглашаю вас ко мне в гости, в старинную избу. Входите, гости дорогие! Вот мой дом! Милости просим! Всем покажу как я живу.

Дети идут с Пелагеей в русскую избу, заходят, садятся на лавочки.

Основная часть:

Пелагея: А вы знаете, что такое изба? Правильно, это дом, построенный из бревен, из дерева. Значит дом какой? Да, деревянный. В деревянных домах всегда было тепло и уютно. Посмотрите на убранство дома.

-Ну а теперь скажите, гости дорогие, куда я вас пригласила? Правильно! В горницу! А что означает это слово? (комната). Посмотрите, ребята, а что это лежит на полу? Правильно, это половик. В старину женщины сами вязали крючком, или ткали на специальных станках такие половики. Посмотрите, какой он красивый! Как вы думаете, а для чего использовали половики? Правильно, их стелили около кровати, чтобы было тепло, когда наступали босыми ногами.

Сейчас я загадочки вам загадаю. А вы отгадайте и расскажите, для чего нужны эти предметы.

-В избе – изба, на избе – труба.

Видит пламя народ, а тушить не идёт. (печка)

Печь в избе - самое главное? Без неё в избе жить невозможно.

В старину говорили: «Печи нет – жизни нет». Почему так говорили? Как вы понимаете? А для чего нужна печь в доме?

Предполагаемые ответы детей: В печи готовили еду, пекли хлеб. На печке сушили грибы, ягоды и разные травы. А еще печь нужна для обогрева жилища.

Воспитатель: Правильно, дети! Но это еще не все чем служила печь человеку много лет назад. Печь не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом.

А сделана печь из кирпичей, значит она какая? (Кирпичная)

С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках. Вспомните, в каких сказках встречается печка?

Ответы детей: Гуси-лебеди, Волк и семеро козлят, Колобок.

Встаньте, подойдите поближе, посмотрите на картинки. Рассматривание иллюстраций.

Пелагея: Здесь же в сказках мы найдем ответ, какую пищу ели люди. Вспомним сказку «Гуси-лебеди», чем угощала печка Машу и Ваню? А где бабка испекла колобка?

А теперь послушайте ещё загадку.

Ножек 4, а шляпа одна

Нужен, коль станет обедать семья. (Стол)

В русской избе все сделано руками самих людей. Мебель была самодельная, деревянная и очень простая.

Давайте посмотрим на стол в моей избе. Подойдите к столу. Давайте рассмотрим посуду. Какая она красивая.

Воспитатель: - Что хозяин в печку ставит? Кто из вас, ребята, знает?

Предполагаемые ответы детей: - Чугунок.

Воспитатель: - Правильно, чугунок! Были в избе и чугунки, и горшки.

Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился! Давайте рассмотрим его и попробуем его поднять. Тяжёлый? А как же можно было достать чугунок из печки? Здесь нужен другой помощник! Послушайте загадку:

Черноват, худоват без копыт, а рогат. (ухват)

Лезет в печь за чугунком и в углу стоит молчком,

кочерги родимый брат старый кованный ухват.

Предполагаемые ответы детей: Ухват.

Воспитатель: - Правильно, дети, возле русской печки всегда стоит ухват, которым хозяйка легко доставала горячие чугунки со щами и кашей.

Хозяюшка: Затем чугунок с пищей ставили на стол и все мыли руки и вытирали их вот таким полотенцем, которое называется – рушник, а затем кушали приготовленную еду.

Маленький черпачок,

Красненький колпачок.

Три раза в день берется

И опять на место кладется.

(Рассматривание деревянных ложек.)

- Деревянные ложки и миски – посуда, которую люди делали из дерева своими руками. Ею пользовались во время еды.

Воспитатель: - Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюльки. В горшках варили еду, хранили крупу. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки были разных размеров. Различались они и по внешней отделке. Нарядные — те, что подавались к столу с пищей. Если вдруг горшок треснул, его оплетали берестяными полосками и использовали для хранения круп. Поэтому и поговорку придумали: «Был ребенок — не знал пеленок, стар стал — пеленаться стал»

Физкультминутка:

-В старину много работали и мужчины и женщины, уставали, а отдыхать им помогала веселая игра:

Коли народ невесел,

Низко голову повесил.

Знаю я, нужна игра,

Распотешиться пора!

- Я предлагаю вам поиграть. Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача — повторять за мной!

За дровами мы пойдем!

И пилу с собой возьмем!

Вместе пилим мы бревно!

Очень толстое оно!

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить!

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки!

Воспитатель: - Любили люди почаевничать, т. е. Чай попить. А вот послушайте загадку, и подумайте, в чем кипятили чай?

- Выпускает жаркий пар,

древний чайник ….

Предполагаемые ответы детей: Самовар.

Воспитатель: - Правильно, дети! Кипятили чай в самоварах. Пили из блюдечка, прикусывая кусочками сахара. А попив чая, люди любили повеселиться.

Игра " Веселый бубен"

" Ты катись веселый бубен, дружно, дружно по рукам,

У кого остался бубен, тот в кругу станцует нам"

Дидактическая игра «Что было, что стало».

Вот так я живу.

-Ребята, пока я вас встречала, не успела, приготовить вам угощение, вы мне поможете приготовить бараночки. В печи их испечём, да чайку попьём.

Дети садятся за столы, им раздается по куску соленого теста.

- Ребята, кто мне напомнит, как лепить бараночки?

Дети говорят, что надо тесто разделить на две части. Затем берем один кусочек, кладем на ладонь, накрываем другой и раскатываем колбаску между ладонями, затем соединяем концы колбаски, образуя круг, хорошо слепляем концы, сглаживаем, чтобы не было видно стыка. Баранки складываем на противень и в печь для запекания.

-Вот какие красивые получились бараночки, сейчас мы их в печи запечём (ставим бараночки в печь) .А пока они пекутся, мы с вами поиграем в народную игру. На Руси всегда играли в народные игры.

Русская народная игра «Кукушка» Дети стоят в кругу. В центре водящий с закрытыми глазами. Дети идут по кругу и поют: «К нам кукушка в огород Прилетела и поет. Ты кукушка не зевай, Кто кукует отгадай» Воспитатель указывает на любого в кругу. Ребенок пропевает «Ку-ку». Водящий должен угадать по голосу

Заключительная часть (анализ НОД) Ребята, пока мы с вами играли, наши баранки уже испеклись, но как мне достать противень, он же горячий? После ответов детей Пелагея берет прихваты и достает противень из печки ставит на стол приговаривая: Ай, качи-качи- качи! Глянь- баранки, калачи! С пылу, с жару, из печи! Все румяны, горячи!

Пелагея (предварительно в печку поставили противень с уже готовыми баранками) ставит на стол и просит ребят подуть на баранки, чтобы они скорее остыли. Ребята дуют и удивляются, что баранки совсем настоящие.

Хозяюшка: Играми да плясками сыт не будешь! Наш русский народ славится гостеприимством да угощением знатным!

Я иду, иду, иду

Самовар в руке несу.

Самовар в руке несу,

Прибауточку пою.

Тары, тары, тары, бары

Выпьем чай из самовара.

С пирогами, ватрушками

И с блинами вкусными!

Хлебом, солью привечаем

Самовар на стол несем.

Мы за чаем не скучаем

Говорим о том, о сем!

Хозяюшка: милости просим к столу, гости дорогие!

Пелагея: Понравилось ли вам, ребятки, у меня в гостях?

А куда я вас приглашала? А как называется комната в которой вы были? А

без чего в избе жизни нет? А что больше всего понравилось?

- Вы найдите предметы быта, которые служили в старину, покажите и назовите их А я посмотрю как вы внимательно меня слушали!

(Дети в избе находят предметы быта старины и называют их.)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

А теперь гости дорогие, гости званные да желанные проходите за стол, да отведайте угощение.

Напоминание о том, что надо вымыть руки перед едой. Пелагея благодарит ребят за то, что они приходили к ней в гости.

Список литературы:

«Приобщение детей к русской народной культуре».

О. Л. Князева, М. Д. Маханёва, Санкт-Петербург, 2002.

Публикации по теме:

«Рождественские пряники». Знакомство с традициями Русского севера. Роспись пряников«Рождественские пряники». Знакомство с традициями Русского севера. Роспись пряников адолго до Рождества знакомлю ребят с народными традициями дохристианской эпохи. Праздники на Руси связаны с поклонениями силам природы. Вот.

Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народаКалендарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народа ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "Русская изба" Цель:формирование у детей представлений о культуре быта русского.

Календарный план воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе. Фольклор русского народа Цель: Формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа. Знакомить детей с русским фольклором через календарные.

Конспект НОД в старшей группе «Ознакомление с традициями хакасского и русского народов» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: ознакомление с традициями хакасского и русского народов.

Конспект занятия о подвиге русского народа во время ВОв в старшей группе Цель: расширить представление детей о героическом подвиге русского народа во время Великой Отечественной войны. Задачи: 1. Формировать.

Консультация для педагогов «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа» Консультация для педагогов «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа» Воспитание патриотических, духовно-нравственных,.

НОД в подготовительной группе «Ознакомление с традициями и бытом русского народа» ЦЕЛЬ: Познакомить детей с жилищем русского человека – избой, с тем, как её строили; Познакомить детей с элементами быта наших предков;.

ООД в старшей группе детского сада на тему: «Культура и традиции русского народа» ООД в старшей группе детского сада на тему: «Культура и традиции русского народа «Наш любимый край –Россия» Программное содержание. Познакомить.

Приобщение детей к истории и культуре русского народа «Мир русского дома» Приобщение детей к истории и культуре русского народа «Мир русского дома» Проблема отцов и детей всегда остра, но в переломные периоды.

Проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа» Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов.

Автор публикации:
Конспект НОД в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях у Пелагеюшки»
Опубликовано: 9 октября 2016 в 19:13
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД