ольга кларькова
ООД в старшей группе детского сада на тему: «Культура и традиции русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД в старшей группе детского сада на тему
ООД в старшей группе детского сада на тему:
«Культура и традиции русского народа
«Наш любимый край –Россия»
Программное содержание.
Публикация «ООД в старшей группе детского сада на тему: „Культура и традиции русского народа“» размещена в разделах
Познакомить детей с русскими традициями, воспитывать любовь к русской культуре. Расширять представления о родной стране, формировать представление о том, что Россия - огромная многонациональная страна. Продолжать формировать интерес к «малой Родине». Рассказать о русских народных традициях: гостеприимстве, именинах, русской ярмарке, хороводных играх, сказках, национальных блюдах, народном календаре.
Развивать эстетическое восприятие произведений русского народного творчества.
Воспитывать любовь к родному краю, нравственные и духовные качества.
Обогащение словаря: государство, талант, традиция.
Активизация словаря: Россия, народные, страна, ярмарка, хоровод, мастера, традиция.
Материал: карта России, иллюстрации с изображением природы, аудиозапись русской народной песни «Вдоль по улице метелица», предметы декоративно-прикладного искусства: гжельский кот, хохломская посуда, дымковская водоноска, деревянная русская матрёшка, птичка-свистулька, глиняная чашка, вышивка-панно, Павловский платок. самовар, угощение -русские пряники.
Предшествующая работа: экскурсия в музей народных умельцев, чтение русских народных сказок, рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, хороводные народные игры, слушание русских народных песен, рассматривание иллюстраций на тему «Наша Россия», рисование по мотивам русских узоров.
Содержание.
Воспитатель обращает внимание детей на географическую карту России.
-Ребята, сегодня мы поговорим о нашей стране! Как называется страна в которой мы живём? (Россия).
- А что это (показывает на карту) (Карта России)
-Кто может показать на карте границы нашей страны? (Ребёнок по желанию показывает границы, в случае затруднения воспитатель помогает).
-А что вы можете рассказать о природе нашей страны?
Дети рассматривают иллюстрации и составляют рассказ.
Примерный рассказ: «Россия очень большая и красивая страна. В России много лесов, в которых много разных зверей, птиц и растений. Растёт много грибов и ягод. через всю страну протекает много-много разных рек: очень больших и совсем маленьких. Одна из самых больших рек – Волга. А в реках много разной рыбы. Много в России и гор. Много городов: очень больших и совсем маленьких. А как называется наш город? (Алатырь). Как называется наша республика? (Чувашская республика)»
- Да наша страна красивая и богатая. И возникло Российское государство давно-давно. Ещё не было нашего маленького города, а Россия уже была! Жили в России разные народы, среди них русские, мордва, чуваши, татары и другие. Жили дружно, никогда не ссорились, всегда помогали друг другу. Поэтому Россия всегда была сильным и большим государством.
- Русский народ славился своим мастерством и талантом. Народные русские сказки, сочинённые русским народом знают люди всей планеты. А какие русские народные сказки знаете вы? (Ответы детей.)
- А ещё русский народ сочинял красивые песни. До наших дней сохранились песни, которые слушали и исполняли многие поколения русских людей. Песни не только слушали, но и водили хоровод.
Песня – хоровод «Вдоль по улице метелица метёт».
- Такие задорные и весёлые песни звучали и звучат повсюду в нашей прекрасной России.
-А чем вам запомнилась и наверное полюбилась эта песня? (Ответы детей.)
- А сейчас я приглашаю вас на Ярмарку, где продаются прекрасные изделия созданные руками русских мастеров. Выбирайте, что бы вы хотели приобрести. (дети выбирают предметы, в случае необходимости объединяются в пары.) А сейчас расскажите, что же вы приобрели. (Дети рассказывают о предметах народного прикладного искусства.) Воспитатель рассказывает детям о Павловских шерстяных нарядных платках.
- У каждого народа есть свои традиции А как вы понимаете это слово? что такое традиция? (Предположения детей.)
-Традиция – слово не русское, оно переводится с латинского языка, как передача, т. е. традиция –это то, что передаётся от одного поколения другому – русская народная традиция. Ещё традиции бывают семейные. Какие традиции есть у вас в семье? (Ответы детей).
- Во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить в этот день подарки. (На примере ребёнка именинника вспомнить с детьми традицию отмечать день рождения в группе).
- В России есть традиция на День 8 Марта поздравлять всех женщин, а самым близким дарить цветы и подарки. А ещё не только в нашей стране, но и во многих странах мира существует традиция встречать Новый год в 12 часов ночи 31 декабря и так же дарить близким подарки.
Дети делятся впечатлениями и предположениями о традициях в своих семьях. воспитатель обобщает высказывания детей.
- Каждый день, согласно русской традиции, имел название и смысловое значение. «Сегодня 29 ноября по народному календарю наступил Матвеев день. В народе говорят, что на этот день земля преет, так как на 29 ноября часто случаются оттепели, однако если даже сегодня дуют сильные ветра или случается похолодание, то до конца года метели будут.»
- Ещё в нашей стране есть традиции, связанные с приготовлением различных блюд- традиционная русская национальная кухня. В России много национальных блюд готовят из муки, например знаменитые русские калачи! Какие кушанья вы можете назвать, которые готовят ваши мамы из муки? (Пирожки, оладьи, блины).
-А ещё любят в России пряники, самые разнообразные пряники пекут и у нас в городе. Давно-давно пряники продавали на ярмарке и только по праздникам, пряники традиционно считаются праздничным угощением.
-По вечерам русские люди собирались за семейным столом и пили чай. Часто приглашали гостей на чаепитие. А в нашей группе тоже существует традиция совместного праздничного чаепития. Приглашаем к нам на чаепитие всех гостей, пришедших в детский сад! Милости просим!- так говорили русские люди, приглашая гостей к столу.
Дети и гости проходят за празднично накрытые столы на традиционное русское чаепитие.
Воспитатель уточняет, что интересного узнали дети, происходит обмен впечатлениями.