Меркурьева Анжелика Вячеславовна
Конспект НОД «Знакомство со свойствами льда» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в средней группе, проводимого
Меркурьевой А. В., воспитателем МБДОУ «Детский сад №21 «Росинка»
с. Краснокумского»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Направление: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»
Тема: «Знакомство со свойствами льда»
Вид НОД: интегрированное
Публикация «Конспект НОД „Знакомство со свойствами льда“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед. Свойства, эксперименты, игры
- Средняя группа
- Темочки
Форма проведения: экспериментальная лаборатория.
Цель. Формирование представлений о свойствах льда.
Программное содержание. Познакомить со льдом и его свойствами (холодный, гладкий, прозрачный, твёрдый, плавает в воде). Расширять представления детей о снеге и его свойствах, о зимних, природных явлениях: снегопаде, гололёде. Продолжать формулировать умения сравнивать, устанавливать элементарные причинно- следственные связи: снег и лёд в тепле тают и становятся водой; на морозе вода замерзает и становится льдом. Развивать связную речь детей: отвечать на вопросы предложениями из трёх- четырёх слов; совершенствовать умение употреблять слова антонимы. Развивать творческие способности детей, используя нетрадиционную технику рисование снежинок манной крупой. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. Способствовать созданию благоприятного психологического климата, эмоционального благополучия, взаимопонимания и доверия.
Словарная работа: снегопад, гололёд, метель, вьюга.
Предварительная работа: наблюдение за снегом, игры- эксперименты со снегом, рассматривание снежинок через лупу, замораживание льда в формочках. Чтение и заучивание стихотворений И. Сурикова “Зима”, загадок о зиме, рассказывание русской народной сказки “Снегурочка”.
Оборудование: ёмкость с водой, формочки со льдом, фото зимних явлений в природе, листы бумаги синего цвета, манная крупа, кисти для клея, клей, салфетки по количеству детей, видеоролик с обращением снежинки.
Ход НОД.
Воспитатель читает стихотворение:
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда.
Воспитатель. Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении.
Дети. О зиме.
Воспитатель. Какие приметы зимы поэт упоминает в своём стихотворении?
Дети. Солнце греет слабо, трещит мороз, на реках лёд, идёт снег.
Звучит шум метели и завывание ветра.
Воспитатель. Ребята, вы догадываетесь, с кем нас соединяет волшебный экран?
Дети. Со Снеговиком, дед Морозом, Снегурочкой, Снежинкой…
На экране появляется Снежинка со своим обращением.
Здравствуйте ребята. Я - Снежинка. У меня, как и у вас, есть семья: матушка- Водица, батюшка- Мороз, мой любимый братец- Лёд. Только собираемся мы всей семьёй лишь зимой. Скоро свижусь я со своим братцем, но позабыла я его. Помогите мне, пожалуйста, узнать моего братца при встрече, расскажите мне о его характере (свойствах).
Воспитатель. Ребята, скажите, как мы можем помочь Снежинке?
Дети. Пронаблюдать, потрогать, рассмотреть лёд.
Воспитатель. Да, ребята, чтобы Снежинке помочь, нужно самим познакомиться со свойствами льда и сравнить его со свойствами множества снежинок, т. е. снега. А свойства сне-га, ребята, вы уже знаете из прошлых экспериментов. Я предлагаю вам пройти в нашу Экспериментальную лабораторию.
Дети входят к столам с “экспериментальным” оборудованием.
Воспитатель. Ой, ребята, я с вами на прогулке в формочки заливала воду, теперь в формочках лёд, что произошло с водой?
Дети. Она замёрзла.
Воспитатель. Почему вода замёрзла?
Дети. На улице зима, мороз, на морозе вода замерзает и превращается в лёд.
Воспитатель. Я хочу вам предложить пронаблюдать, что произойдёт со льдом в тепле.
(оставляют несколько формочек со льдом)
Опыт-игра “Ледяные забавы”. Воспитатель предлагает детям сжать в ладошках лёд и определить сохраняет ли она свою форму при сжимании? Почему? (Лёд твёрдый). Наклонить ладонь со льдом. Что происходит? Почему? (Лёд скользит, падает, он гладкий). Определить цвет льда: посмотреть в лёд, как в лупу, и рассказать, что они разглядели, и, почему им это удалось? (У льда нет цвета, лёд прозрачный).
Дети фиксируют опыт моделированием предметными картинками в карточках наблюдений.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что же происходит со льдом? Почему?
Дети. Лёд тает, превращается в воду, потому что он в тепле.
Воспитатель. Да, ребята, лёд почти весь растаял от тепла, превращаясь в воду. А ваши ладошки, совсем замёрзли. Давайте их погреем.
Физкультминутка “Ладошки” (повторять три раза)
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
Ладошки на бочок,
И сжимаем в кулачок.
Снежинка. Ребята, и я хочу с вами поиграть. Игра “Скажи наоборот”.
Лёд гладкий, а снег …
Лёд твёрдый, а снег …
Лёд холодный, а солнце…
Лёд бесцветный, а радуга …
Воспитатель. Ой, ребята, Снежинка рассказала мне, что её братец такой шалунишка. Но Снежинка не может разобраться, что в играх её братца хорошего, а, что плохого? Поможем Снежинке разобраться?
Игра “хорошо – плохо” (ТРИЗ).
Воспитатель предлагает детям рассмотреть фото “Лёд на реке”, “Гололёд”. Дети определяют, что хорошего и, что плохого во льде. (Хорошего: подо льдом тепло речным животным и растениям, лёд красивый, блестит на солнышке, скользит. Плохого: на скользком льду можно упасть; машины на льду скользят и могут сделать аварию, лед не грызут и не облизывают: лёд холодный и грязный).
Воспитатель. Да, ребята, лед может быть, как хорошим, так и плохим, опасным для людей и машин. Ребята, что- то загрустила наша гостья- Снежинка, не с кем ей кружиться, веселиться, грустно ей, одиноко. Я предлагаю вам нарисовать Снежинке подружек, много красивых снежинок. А подружки у Снежинки будут необычные, манные снежинки.
Воспитатель показывает способ, спрашивая у детей цвет, форму, количество лучиков у снежинки. (На листе бумаги синего цвета клеем рисуем снежинку, рисунок посыпаем манной крупой, накрываем салфеткой, придавливаем, салфетку убираем, высыпаем остатки манной крупы с рисунка).
Дети выполняют работу, любуются получившимися снежинками, собирают их для отправления к Снежинке.
Воспитатель. А для того, чтобы отправить снежинки в путь, нужно всем ребятам крепко закрыть глазки и произнести волшебные слова:
Вы снежинки собирайтесь,
В путь дорогу отправляйтесь.
Дети закрывают глаза и несколько раз произносят волшебные слова.
Воспитатель незаметно прячет снежинки. А на экране появляются снежинки.
Воспитатель. Какие чудеса, как красиво, как много снежинок. Ребята, а как называется явление, когда с неба падает много снежинок?
Дети. Снегопад.
Воспитатель. Вот и Снежинка наша повеселела.
Снежинка. Спасибо вам, ребята! Много интересного вы мне рассказали о моем братце, подружек ко мне прислали. А мне пора с вами прощаться, спешу на встречу с братцем Льдом. До свидания!
Воспитатель. Ребята, вот закончилось наше увлекательное знакомство. Вам было интересно? Что понравилось больше всего? А что для вас было трудным?
Дети делятся впечатлениями.