Наталья Кулешова
Конспект НОД в старшей группе детей с ЗПР по ознакомлению с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе детей с ЗПР
по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи
«Поможем старичку Шляповичку»
Автор: Кулешова Наталья Юрьевна
Должность: учитель – дефектолог
Место работы: Муниципальное
дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад
комбинированного вида №26»
Волжского района г. Саратова
Саратов
2014 год
Цель: совершенствовать представления детей о головных уборах.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе детей с ЗПР по ознакомлению с окружающим миром» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Задачи: Обучающие: Формировать умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице. Формировать умение образовывать прилагательные от существительных. Формировать умение обобщать по родовому признаку. Коррекционно- развивающие: активизация словаря по теме «Головные уборы» обогащение словаря за счет прилагательных и существительных развитие общей и мелкой моторики, координации движений развитие восприятия, памяти, мышления. Воспитательные: Воспитание положительного отклика на занятие, формирование положительного отношения к совместной деятельности. Предварительная работа: изготовление совместно с детьми мнемотаблиц, составление описательного рассказа по мнемотаблице, Д/и «Из чего?», «Четвертый лишний».
Работа с воспитателями: отгадывание загадок о головных уборах, чтение произведения К. Чуковского «Чудо – дерево»; рисование головных уборов. Работа с родителями: Рассмотреть женские и мужские головные уборы, которые есть дома уточнить их величину, сезонность их применения; провести игру «Чего не стало?»;принести головные уборы.
Оборудование: листы с картинками «Четвертый лишний» - 8 штук, картинки «Головные уборы», разрезанный на 4 – 6 частей, «смайлики» - 8 штук, мнемотаблицы 8 штук, чудо – дерево с головными уборами, пеналы с набором карандашей 8 штук, старичок Шляповичок.
Ход занятия:
Раздается телефонный звонок. Разговор звучит на громкой связи.
Дефектолог: «Позволите, ребята, я отвечу. Алло, я Вас слушаю».
Старичок Шляповичок : «Здравствуйте, я старичок Шляповичок. Это детский сад?»
Дефектолог: «Да, это детский сад. А что Вы хотели?»
Старичок Шляповичок : «Здесь самые любознательные, самые добрые ребята».
Дефектолог: «Да, здесь самые любознательные, самые добрые ребята»
Старичок Шляповичок : «Ребята, я живу в волшебном лесу, возле моего домика растет огромное чудо –дерево. А я очень маленького роста, поэтому хочу попросить ребят помочь мне снять с этого чуда – дерева … (связь прерывается, звучат короткие гудки).
Дефектолог: «Ребята, а вы хотите помочь старичку Шляповичку?»
Ответы детей
Дефектолог: «Для начала давайте узнаем, что растет на чудо – дереве».
Д/И «Четвертый лишний»
Дефектолог: «Перед вами картинки с предметами. Посмотрите внимательно и обведите лишнюю картинку».
Выполняют задание
Дефектолог: «Какую картинку обвел Сережа?»
Сережа: «Шапку».
Дефектолог: «Почему?»
Сережа: «Потому что шапка головной убор, а остальные картинки-мебель».
Каждый ребенок называет лишний предмет, который он обвел. (Выставляется на демонстрационную доску картинка с изображением шапки (платка, панамы, кепки, шляпы). Опрашивается 5 человек.
Дефектолог: «Давайте все вместе скажем, что изображено на картинках»
Дети (хоровой ответ) : «Шапка, платок, панама, шляпа».
Дефектолог: «Как назвать эти предметы, одним словом?»
Ответы детей.
Дефектолог: «Какие молодцы».
Д/И «Собери из частей целое»
Дефектолог: «Ребята, у меня были картинки и на них тоже изображены головные уборы, но их кто-то разрезал на части. Помогите мне, пожалуйста, их сложить».
Дети работают в парах.
Дефектолог: «Что на картинке у Данилы и Ильи».
Дети: «Кепка».
Дефектолог: «Что на картинке у Серафима и Вероники?»
Дети: «Фуражка».
Дефектолог: «Как можно сказать,одним словом про фуражку и кепку?»
Дети: «Это головные уборы».
Дефектолог: «Теперь вы догадались, что растет на волшебном дереве?»
Дети: «Головные уборы».
Динамическая пауза.
Дефектолог: «Как же нам попасть в волшебный лес? Смотрите что это на столе? Это же невидимые шляпы – перелеталки. Кто их наденет на голову, тот окажется в любом месте». Дети «берут» невидимые шляпы, «надевают» их на голову.
Дефектолог: «А теперь закроем глаза, разведем руки в сторону и помашем ими, как крылышками. Летим в волшебный лес». Звучит фрагмент музыки из балета «Щелкунчик» «Вальс цветов» П. И. Чайковского.
(в это время воспитатель раскладывает мнемотаблички на столы перед детьми)
На доске появляется картинки с изображением чуда – дерева.
Дефектолог: «Мы в волшебном лесу. А вот и чудо – дерево. Что на нем растет?»
Дети: «На чудо – дереве растут головные уборы».
Дефектолог: «Что мы будем снимать с чудо – дерева?»
Дети: «С чуда – дерева мы будем снимать головные уборы.»
Появляется старичок Шляповичок. «Ребята, здравствуйте». Дети приветствуют старичка.
Старичок : «Как хорошо, что вы согласились мне помочь. Но чтобы снять головной убор с чудо –дерева сначала нужно о нем рассказать, а помогут вам вот эти волшебные таблички».
Составление описательного рассказа по мнемотаблице см. приложение (ребенок описывает головной убор, снимает его с дерева и кладет старичку Шляповичку в корзинку) Предположительный рассказ (Это головной убор. Его носят зимой девочки, он белого цвета, сделан из меха, это шапка)
Дефектолог: «Если шапка из меха, то она какая?»(уточняющий вопрос)
Ответ ребенка: Меховая.
Опрашиваются 5-6 детей. (Дети отмечают сезонность применения, материал, гендерную принадлежность).
Старичок Шляповичок : «Ребята, какие вы молодцы. Спасибо, что Вы помогли мне снять все, что выросло на чудо - дереве. Теперь на этом чудо – дереве могут вырасти новые головные уборы».
Дефектолог: «А нам пришло время возвращаться в детский сад. Что скажем старичку
Дети: «До свидания, старичок Шляповичок».
Старичок Шляповичок : «До свидания, ребята.»
Дефектолог: Давайте снова наденем шапки – перелеталки. Закроем глаза и перенесемся в детский сад. Звучит музыка.
Итог: Дефектолог: «Ну вот мы и в детском саду. Где мы с вами сегодня были?». Ответы детей.
Дефектолог: «Что там делали?». Ответы детей.
Дефектолог: «Я хочу посмотреть, с каким настроением вы вернулись от старичка Шляповичка».
Релаксация «Смайлики» : Дети показывают своё настроение, прикладывая символ грусти, радости или безразличия на лица смайликов.
Дефектолог: «Вижу у всех хорошее настроение. С этим настроением мы с вами проведем весь день».
Список использованной литературы: «Подготовка к школе детей с ЗПР» С. Г. Шевченко. Москва 2004 год