наталья яковлева
Конспект НОД по ОО «Познание» в старшей группе для детей с ОНР «Как много на Земле деревьев»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: учить различать деревья по внешним признакам; закрепить название деревьев, их строение,; учить образовывать прилагательные от существительных; развивать тонкую и общую моторики, координацию речи с движением; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Словарная работа: лиственные, хвойные, крона, кедр, пихта, хвоинки.
Предварительная работа. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Разучивание стихотворения «Листопад» С. Такмакова, упражнения для развития мелкой моторики рук «Разбросала осень листья», «Будем листья собирать»
Публикация «Конспект НОД по ОО „Познание“ в старшей группе для детей с ОНР „Как много на Земле деревьев“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Оборудование: демонстрационные материал – картинки с изображением деревьев, листьев; корзинка с листьями; шишка, грибок, елочка, жёлудь, пальчиковый бассейн с различными наполнителями.
Раздаточный материал – карточки с наложенным изображением предметов.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо. Интересно кто же его написал? Здесь написано: ребятам в группу «Ягодка», от Лесовичка. Вот от кого письмо. Интересно, что же нам пишет Лесовичок.
«Дорогие ребята! Я приглашаю вас в лес.»
2. Беседа о деревьях
Воспитатель:
Ну что пойдем к Лесовичку в гости?
Дети: Да
Воспитатель:
- Идем осторожно ребята, тут очень узкая тропинка. Вот мы и пришли в лес. Посмотрите, как много здесь деревьев.
- Давайте вспомним, из каких частей состоит дерево? Что есть у дерева?
Дети: ствол, ветки, корень, листья.
Воспитатель:
- Правильно, у дерева есть ствол, ветви, листья. Листья и ветви образуют крону. Также у дерева есть корни, которые находятся в земле. Чем же питается дерево? Дерево питается минералами, водой, которые берет из земли.
А теперь ребята я расскажу вам про деревья которые растут с этом лесу.
БЕРЕЗА. У березы есть стройный, тонкий ствол, свисающие ветви, листья у березы округлой формы. Кора у березы белая с черными пятнами.
- Как мы отличаем березу от другого дерева?
Дети: по коре с черными пятнами.
КЛЕН. Ствол у клена темно – серый, лист очень красивый формы, края листа узорчатые.
ДУБ – могучее дерево, его ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.
РЯБИНА. У рябины ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист у рябины овальной формы, состоит из мелких листьев, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.
Воспитатель:
- Ребята, все эти деревья – лиственные. Потому что все они имеют листву. Давайте повторим все вместе – лиственные деревья
- Осенью с деревьями происходят изменения. Какие изменения происходят с листьями?
Дети: Листья становятся желтыми, красными, багряными, коричневыми, начинают падать на землю.
- Как называется явление, когда все деревья сбрасывают свои листья?
Дети:- Листопад.
3. Игра «Какой лист?» (на ковре)
Воспитатель :
Ребята, садитесь на ковер. Посмотрите как много у меня разных листьев. Какие они красивые, разноцветные.
Это лист клена. Лист какой?
Дети :– кленовый
Это лист березы….
Это лист дуба…
Это лист липы…
Это лист рябины…
Воспитатель:
- Молодцы, вы справились с этим заданием.
Воспитатель вместе с детьми подходит к хвойным деревьям.
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, а как называется это дерево?
Дети:- Ель.
Воспитатель:
- Правильно. Это ель. У ели есть ствол, ветви. А на ветвях иголки, хвоинки и шишки.
Воспитатель:
- Как вы думаете, у сосны, пихты, лиственницы хвоинки или листья? (показывает на эти деревья)
Дети: - Хвоинки.
Воспитатель:
- Правильно, ребята. Эти деревья называются хвойными, они свои хвоинки сохраняют и зимой и летом. Поэтому они всегда зеленые.
- Ребята, как называются эти деревья?
Все деревья приносят пользу. Они очищают воздух, ягодами питаются птицы. В кроне деревьев летом мы прячемся от жары и зноя. А в коре дерева живут множество насекомых, которые забираются туда на зиму.
4. Физкультминутка.
А теперь ребята, я приглашаю вас в кружок. (выполнение упражнения от показа)
Мы вокруг березы
Весело пойдем, дети становятся в круг и идут,
Руки вверх поднимем, поднимают,
Покружимся слегка. кружатся,
И подбросим листья
Вверх под облака. Делают движения подбрасывания.
5. Игра «Загадки от Лесовичка»
Воспитатель:
- Ребята. а Лесовичок в письме написал нам загадки. Давайте их отгадаем. Я буду загадывать загадки, а ответы вы найдете в этих баночках, если правильно отгадаете.
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Желудь)
Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошёл,
Красну шапочку нашёл. (Гриб)
Летом вырастают, осенью опадают. (Листья)
Что же это за девица:
не швея, не мастерица,
ничего сама не шьет,
а в иголках круглый год? (елка)
Не похожи на иголки,
А упали тоже с ёлки. (Шишка)
Молодцы ребята, справились с таким трудным заданием.
6. Упражнение «Что лишнее»
-Смотрите как много здесь шишек, давайте поиграем с ними в игру «Что лишнее». Сейчас я буду произносить слова. Постарайтесь их запомнить и определить, какое из этих слов лишнее? Почему вы так думаете?
- Дуб, рябина, ромашка, береза;
Дети : лишнее слово – ромашка, потому что ромашка, это цветок.
- Береза, трава, тополь, клен;
Дети: лишнее слово трава, потому что трава это растение.
- Смородина, земляника, малина, береза
Дети : лишнее слово –береза. Потому что береза – это дерево.
Береза, клен, дуб, ель?
Дети : лишнее слово –ель, потому что это хвойное дерево.
Клен, дуб, рябина, груша
Предполагаемые ответы детей : лишнее слово – груша, потому что груша это фрукт.
7. Игра «Что ты видишь»
Воспитатель:
- Последняя игра сегодня – картинка – загадка «Что ты видишь?». Нужно сказать, что ты видишь на картине, и обвести изображение пальцем.
Предполагаемые ответы детей :
- Я вижу кленовый лист. (Обводит изображение пальцем)
- Я вижу ель. (Обводит изображение пальцем)
- Я вижу жёлудь. (Обводит изображение пальцем)
- Я вижу дубовый лист. (Обводит изображение пальцем)
8. Окончание занятия.
Воспитатель:
Ребята, вам понравилось путешествовать в лесу?
Давайте мы с вами вспомним, какие лиственные деревья мы видели в лесу? А какие хвойные деревья вы запомнили?
Дети: береза, дуб, клен, ель, сосна.
- Ребята, а что есть одинаковое у всех деревьев? Чем они похожи. ?
Дети: ствол, ветки, корень
- А чем отличаются хвойные деревья от лиственных? Как мы можем их узнать?
Дети: - по листьям и хвоинкам.
- Какую пользу приносят деревья?
Дети: - очищают воздух, ягодами питаются птицы.
- Молодцы, ребята. Мне тоже очень понравилась как сегодня отвечал Сережа, как Ваня выполнял упражнение.
Воспитатель:
- А теперь, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Идем осторожно, на нашем пути узкая тропинка. Ну, вот мы и в группе.