Татьяна Письменная
Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Путешествие на телевидение».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формирование у ребенка представления о неразрывной связи живой и неживой природы;
формирование у ребенка созидательной позиции, помощника, друга представителя животного и растительного мира.
Задачи:
• Закрепить знания детей о живой и неживой природе.
• Закрепить знания детей о разнообразии животных, их особенностях питания, повадках, отличиях.
• Систематизировать знания детей о том, что создано человеком, и что дает человеку природа.
• Развивать экологическое сознание детей, мышление, умение строить логические цепочки.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию „Путешествие на телевидение“,» размещена в разделах
• Использовать двигательная активность для снятия напряжения, посредством здоровьесберегающих технологий; интеграцию образовательных областей.
• Развивать слуховое внимание; учить расслабляться после нагрузки.
• Укрепление глазных мышц; общее оздоровление зрительного аппарата.
Тип НОД: интегрированный
Вид НОД: путешествие.
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.
Форма проверки знаний: индивидуальная, групповая, подгрупповая.
Интеграция образовательных областей:
• «Познание»
• «Здоровье»
• «Социализация»
• «Чтение художественной литературы»
• «Музыка».
Виды деятельности:
• Познавательная
• Двигательная
• Игровая
• Восприятие художественной литературы
• Музыкальная
Предварительная работа: исследовательская деятельность, рассматривание картин, наблюдение в природе, дидактические игры, беседы, проблемные ситуации, чтение произведений о природе, моделирование, заучивание песни, индивидуальное заучивание стихотворения, составление предложений, речевые и подвижные игры, художественное творчество…
Материалы: мультимедийная установка, экран, карточки – картинки объектов природы, синтезатор, презентация, видеозаставки передач, мяч, игрушки для каждого ребёнка и демонстрационные
Используемая литература: журнал «Ребёнок в детском саду» №3/2006; В. Н. Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология»; Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5 лет»
Ход НОД:
I. Вводная часть
Чтение стихотворения ребенком "Нас в любое время года учит мудрая природа. ".
(Введение детей в тему; создание мотивации для дальнейшей образовательной ситуации)
Нас в любое время года
Учит мудрая Природа.
Птицы учат пению.
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все – по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте
И при всей огромности
Обучает скромности.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ,
Учат крепкой дружбе.
В. Орлов
II. Основная часть
Воспитатель. О чем говорится в этом стихотворении поэта В. Орлова?
Дети. О природе.
Воспитатель. А чему она нас учит?
Дети. Терпению, труду, правдивости, чистоте, доброте, справедливости, скромности, дружбе. Воспитатель. Давайте поговорим сегодня о природе. Природа, и это, пожалуй, главное, дает человеку радость! Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить долго и сделать свою землю еще краше. Ваши работы на выставке показывают, что вы многое знаете о природе. У нас есть возможность продолжить разговор о природе на телевидении. Хотите отправиться в путешествие на телевидение и побывать в гостях у нескольких программ?
Дети. Да, хотим!
Физкультминутка "Мы шагаем" (в кругу).
Мы шагаем, мы шагаем,
Никогда не отстаем,
Руки кверху поднимаем,
Приседаем и встаем.
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Вот проверили осанку и свели лопатки.
Мы шли, мы шли,
На телевидение пришли!
Мы пришли к программе "Умники и умницы" (на экране появляется видеозаставка)
(Закрепить знания детей о живой и неживой природе.)
Воспитатель. На этой программе существуют правила - отвечать быстро.
• Что такое природа?
• Какая бывает природа?
• Назовите живую природу.
• Назовите неживую природу.
• Лиственное дерево с белой корой.
• Где зимует медведь?
• Как называется наш общий дом?
• Без чего не сможет жить всё живое?
• Почему нельзя трогать яйца в гнезде?
• Что птицам страшнее - голод или холод?
• Как заяц готовится к зиме?
Вы настоящие умники и умницы.
А сейчас мы отправляемся в гости к другой программе. Но сначала подготовим свои глаза к интересному просмотру и сделаем зарядку для глаз.
Зарядка для глаз "Далеко – близко», «Поморгаем глазками»
(Укрепление глазных мышц; общее оздоровление зрительного аппарата.)
• Дети держат игрушки в руках, медленно вытягивают руки вперёд и подносят обратно игрушку близко к глазам. Следят взглядом за игрушкой.
• Воспитатель показывает игрушку – дети смотрят, спрятала игрушку – моргают.
Программа "В мире животных". (На экране меняется видеозаставка)
(Закрепить знания детей о разнообразии животных, их особенностях питания, повадках, отличиях) (с использованием презентации)
Воспитатель. Мы с вами знаем, как разнообразен животный мир. Попробуйте ответить на вопросы, которые для вас приготовили в передаче «В мире животных»
(Дети должны доказать правильность своих суждений).
• Найди среди птиц воробья.
• Перед тобой ряд животных начиная с самого маленького. Найди ошибку.
• Какое животное здесь лишнее?
• В кого превращается гусеница?
• Найди среди животных хищника.
• Голос какой птицы ты слышишь?
• Покажи самое большое хищное животное.
• Кого называют «лесным доктором»?
• Родина какой птицы Антарктида?
• Какое насекомое производит мёд?
Вот сколько замечательных соседей живёт с нами на Земле! Сможет ли человек жить один на планете? Без птиц, зверей, насекомых, рыб, деревьев, цветов, ягод, грибов?
Дети. Нет, не сможет.
Воспитатель. А нам пора в гости к другой передаче….
Передача «Голубой огонёк» (На экране меняется видеозаставка)
Дети поют в кругу песню Д. Львова - Компанейца, сл. В. Викторова «Шире круг»
(Двигательная активность для снятия напряжения, посредством здоровьесберегающих технологий, интеграция образовательных областей, поддерживать эмоциональный комфорт детей в коллективе.)
Воспитатель. Мы можем выступить в «Голубом огоньке» со своей песней «Шире круг»!
Шире круг, шире круг –
Музыка зовёт
(дети идут от центра круга, взявшись за руки назад)
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!
(идут по кругу вправо)
Дружат птицы в вышине,
(поднимают руки и покачивают ими)
Дружат рыбы в глубине,
(опускают и покачивают сидя на корточках)
Дружит с небом океан.
(кладут руки на плечи друг другу)
Дружат люди разных стран
(покачиваются в такт музыки)
Дружат солнце и весна,
(идут по кругу влево)
Дружат звёзды и луна.
(идут вправо)
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей Земли.
(сходятся к центру, держась за руки, поднимая их вверх)
Воспитатель. Сейчас мы побываем в гостях у канала "Моя планета" (На экране меняется видеозаставка)
Дидактическая игра «Берегите природу»
(Развивать экологическое сознание детей, мышление, умение строить логические цепочки.)
На столе лежит бумажный круг, разделённый на 5 секторов, и карточки с изображением частей природного мира (растения, звери, птицы, насекомые, человек)
Воспитатель. Разместите картинки по одной на каждый сектор (затем убирает одно из изображений). Что станет с оставшимися живыми объектами на Земле? Если не будет растений, что произойдёт с насекомыми (зверями, людьми? (затем возвращают карточку на место и убирает следующую карточку)
Дети. Без растений все погибнут, ведь им нечем будет питаться и т. д.
Воспитатель. Если человек исчезнет на нашей планете, то природа не погибнет, но если исчезнет любая другая часть природы, может погибнуть остальной мир и сам человек. Всё взаимосвязано в природе!
А теперь пора в передачу «Здорово жить» (появляется видеозаставка)
Игра «Мир звуков» (лёжа на полу)
(Развивать слуховое внимание; учить расслабляться после нагрузки)
Воспитатель. В этой программе нам предлагают послушать звуки природы, которые дают всем в дар здоровье! И, за одно, проверим ваш слух - определите, что это за звук:
• Шум моря.
• Ветер.
• Пение птиц.
• Жужжание пчёл.
Воспитатель. Чувствуете, как вы наполнились новыми силами? Нам пора продолжить наше путешествие на телевидение.
III. Заключительная часть
В заключении мы с вами побываем в тележурнале для детей «Хочу всё знать» (появляется видеозаставка)
Дидактическая игра «Природа и человек» (в кругу с мячом)
(Систематизировать знания детей о том, что создано человеком, и что дает человеку природа)
Воспитатель. Давайте подведём итоги наших знаний. Что сделано человеком?
Дети (по очереди). Дома, улицы, машины и т. д.
Воспитатель. Что сделано природой?
Дети. Деревья, реки, океаны и т. д.
Воспитатель. И всё, что создала природа, мы используем, чтобы нам жилось лучше. Вот ещё один сюрприз от тележурнала «Хочу всё знать» (показывает семена растений). Догадываетесь, что это?
Дети. Да, это семена!
Воспитатель. А что с ними можно сделать?
Дети. Посеять, чтобы были новые растения.
Воспитатель. Может мы так и сделаем на нашем участке в детском саду?
Дети. Да, конечно!
Воспитатель. Но сначала давайте попрощаемся с телевидением. Посмотрите на последнюю заставку (картинки нашей планеты на экране)
Смотрю на глобус – шар земной
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река.
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не соври.
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы: «Сберегу!
Я сберегу вас, сберегу!»
Е. Шкловский
А теперь нам пора в детский сад (выходим в круг). Чтобы оказаться в детском саду, нужно просто щёлкнуть пальцами вот так (показывает)
Дети (щёлкают пальцами)
Воспитатель. Нам пора выполнять задание на участке. Согласны, ребята?
Дети. Согласны! (уходят)