Светлана Бычкова
Конспект НОД в старшей группе «Весенние заботы птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной.
Задачи:
-учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма.
- воспитывать заботливое отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.
Предварительная работа: иллюстрации, картины с изображением птиц, наблюдение за птицами на прогулке, беседа «22 марта-праздник птиц, загадки о птицах, чтение книг В. Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше», «Птичьи разговоры», «Синичкин календарь».
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Весенние заботы птиц“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Материалы и оборудование: Игрушка Карлсон, игра «Чье гнездо», «Чем заняты скворцы», книги о птицах, картинки с изображением птиц, календарь прилета птиц.
Ход занятия:
Воспитатель:Ребята, какое сейчас время года? (Весна) Давайте откроем окно и послушаем. Что мы слышим?
Ответы детей: чириканье воробьев, щебетание мухоловок, звонкий голос синиц, карканье ворон, голоса скворцов.
Воспитатель:
Почему птицы так оживились? Чем они весной занимаются? Ответы детей.
Голос из окна:
Вот, ребята, посмотрите, что делают птицы. (В группе появляется игровой персонаж Карлсон. Раскрывает пакет: там веточки, бумажки, перья, вата, тряпочки, проволочки.)
Карлсон:Собирают всякий мусор. Зачем он им? Не пойму!
Воспитатель:Здравствуй, Карлсон. Мы очень рады видеть тебя. Как ты к нам попал? Заходи к нам. Мы с ребятами тебе поможем разобраться с твоей находкой. Ребята, как вы думаете, что такое принес нам Карлсон? Для чего птицам ветки, тряпочки, соломинки? Ответы детей. (птицы строят гнезда)
Воспитатель:Карлсон, садись и послушай, что тебе расскажут дети о птицах, об их весенних заботах. Они же наши лучшие друзья и помощники.
Карлсон: Лучший друг и помощник детворы — это я, Карлсон, который живет на крыше.
Воспитатель: Я не спорю, тебя действительно знает и любит вся детвора. Но мы с детьми наблюдаем за птицами на протяжении всей весны и узнали очень много интересного о них. Хочешь, мы тебе расскажем?
Карлсон:Конечно, хочу.
Воспитатель: Ребята, покажите Карлсону птиц, которых вы знаете. (Дети берут по две картинки птиц и называют их)
Воспитатель:Какие бывают птицы? (зимующие и перелетные) (Дети выкладывают на панно зимующих и перелетных птиц: Зимующие Перелетные воробей, синица, дрозд, грач, голубь, ворона, скворец, жаворонок, оляпка, клест, чиж, ласточка, дятел, сорока, иволга, аист, галка. кукушка, гуси, журавли, утки Дети выставляют птиц и рассказывают о них.) Вопросы к детям:
Почему зимующие птицы остались на зиму с нами?
Чем они питались?
Как мы им помогали?
Чем заняты птицы сейчас?
Изменилось ли их поведение? (Они весело чирикают, купаются в лужах, строят гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов).
Воспитатель: Почему улетели на юг перелетные птицы? (Зимой им нечего есть).
Карлсон: А зачем они улетают с юга? Там тепло и корм есть. (Ребята объясняют Карлсону, что у птиц здесь родина, они здесь родились)
Воспитатель: Ребята, давайте покажем Карлсону календарь прилета птиц, который мы с вами ведем всю весну. (Дети рассказывают Карлсону о птицах, которых наблюдали сами, и о тех, про которых читали в книгах).
Карлсон:Теперь я знаю очень много о птицах, спасибо вам за интересные рассказы. Давайте поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, вы услышите что-то другое, то можно топать ногами. Начнем. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи, стрижи. (Дети топают)
Карлсон:Что неправильно? (Дети: мухи)
Карлсон: Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны! (Дети топают)
Прилетели птицы: Голуби, куницы. (Дети топают)
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Страусы, чижи.
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Гаички, стрижи, Аисты, кукушки, Даже совки-сплюшки.
Воспитатель: Карлсон, а ты знаешь, какая птица какой дом строит?
Карлсон: Дом у меня есть, на крыше у людей, а у птиц. не знаю.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем Карлсону, какие дома строят птицы, они у них все разные, называются они. (гнездами)
Игровое упражнение «Чье гнездо».
Детям предлагаются изображения 6 гнезд и 6 птиц. Ребенок должен правильно разложить всех птиц по своим гнездам, а затем каждый ребенок рассказывает об одной птичке.
Примеры рассказов.
Аист устраивает гнездо на видном месте — крыше дома, высоком дереве или столбе. Гнездо он складывает из больших прутьев и веток.
Стрижи гнездятся в щелях домов, в дуплах старых деревьев. Соломинки, листья для гнезд они ловят прямо на лету во время ветра».
Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи строят гнезда из сучьев, а внутри выстилают сухой травой.
Сова любит селиться в старых, заброшенных гнездах, в дуплах деревьев.
Скворушка селится в скворечниках, которые ему делают люди. Выстилает его мягким мхом, пухом.
Воспитатель: Ребята, вы все правильно рассказали о птицах, а сейчас выберите материал, из которого построено гнездо и положите рядом с гнездышком. Сейчас многие птички сидят на гнезде, высижывают птенчиков. Чем кормят птицы своих птенцов?
Карлсон: Я знаю — их надо кормить вареньем, печеньем, конфетами.
Воспитатель: Ты не прав, Карлсон. Ребята тебе сейчас покажут картинки и расскажут, какая птичка чем выкармливает своего птенца.
Игровое упражнение «Чем заняты скворцы».
Дети берут картинки по очереди и рассказывают о том, что нарисовано и что они знают о птице и птенцах. Если ребенок затрудняется, ему помогают другие дети.
Вопросы к детям:
Какую пользу приносят птицы, выкармливая своих птенцов?
Чему учат птицы птенчиков?
Воспитатель: Послушайте еще один рассказ о птицах. «Птицы — наши помощники». Каждой весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц. Птицы Строят гнезда, высиживают птенцов и начинают их выкармливать. Целый день летает скворец из гнезда в сад, из сада к гнезду. И непременно притащит своим скворчатам червяка или гусеницу. У рек, где гнездятся береговые ласточки, можно спокойно отдыхать, не отмахиваться от надоедливых комаров. Береговушки выедают их начисто. Далеко в лесу слышен стук дятла. Но стучит он не по всякому дереву. Дятел выбирает стволы «больные», зараженные личинками насекомых. Быстро находит вредителей и крепким клювом вытаскивает их из-под коры. Над полями и степями днем парят хищные птицы, высматривая полевок и других грызунов. Ночью их сменяют совы. Вот так все лето и работают птицы, помогая нам сохранить леса и сады, урожай фруктов, овощей, зерна. Теперь вам будет понятно, почему говорят: птицы — наши помощники и друзья. А кроме того, они украшают леса и озера, сады и поля, радуют нас веселыми звонкими песнями.
Карлсон: Спасибо, ребята, за интересные расказы о птицах, я много нового и интересного узнал о птицах. Мне пора. До свидания.
Итог занятия.