Моисеева Лариса Викторовна
Конспект НОД «Все реки и озера текут не зря»
▼ Скачать + Заказать документы
Все реки и озера текут не зря
Всероссийский Интернет-конкурс педагогического творчества
(2014-2015 учебный год)
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование.
Конспект НОД
«Все реки и озера текут не зря».
Выполнила:
Воспитатель
Моисеева Лариса Викторовна
Место выполнения работы:
МБДОУ «Детский сад № 70» г. Рязань
Публикация «Конспект НОД „Все реки и озера текут не зря“» размещена в разделах
Цель: формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста путем моделирования проблемных ситуаций.
Задачи:
1. Дать детям представление о значении чистых водоемов в жизни их обитателей.
2. Формировать способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде.
3. Развивать экологическое мышление в процессе опытнической деятельности.
4. Закреплять умение действовать по образцу.
5. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Оборудование: сундучок с буквами «В», «О», «Д» и «А», доска; мультимедийная система, микрофон; аквариум с загрязнённой водой, большая ёмкость с чистой водой, масло, баночки с водой, стаканчики, фильтры, салфетки, сачки; материал для аппликации (клей, салфетки, фломастеры).
Ход образовательной деятельности
Вводная часть.
В. - Ребята, у меня есть необычный сундучок, в котором находятся загадки и буквы. За каждую правильно отгаданную загадку я буду давать вам по одной букве. Если вы правильно отгадаете все загадки, то из букв получится нужное слово, и вы узнаете, о чем мы сегодня будем беседовать.
Загадка № 1: Быстро убегает
Прямо из-под ног,
Брызгами играя,
Прохладный (ручеёк).
Дети получают букву «В» и прикрепляют её на доску.
Загадка № 2: А за поворотом,
Тиха и глубока,
Течёт, качая лодки,
Широкая (река).
Дети получают букву «О» и прикрепляют её на доску.
Загадка № 3: Облака нахмурятся,
Соберутся в кучу,
Ты увидишь чёрную
Грозовую (тучу).
Дети получают букву «Д» и прикрепляют её на доску.
Загадка № 4: Облака и тучи
Рисовал художник,
На него из тучи
Поливался (дождик).
Дети получают букву «А» и прикрепляют её на доску.
В. - Ребята, посмотрите на доску и скажите, какое слово мы собрали из букв?
Д. - Вода.
В. - А, что вы знаете о воде?
Д. - Вода течёт, она прозрачная, вода есть в морях и океане, в кране…
В. - Вы все правы, но сегодня мы поговорим не о той воде, которая течёт из крана, а о речной воде. Я предлагаю вам пройти к доске и сесть на стульчики.
Основная часть.
В. - Ребята, перед вами карта нашей области (показывает слайды). Кто знает, как она называется?
Д. - Рязанская область.
В. - Правильно, молодцы. Обратите внимание: всю территорию нашей области пронизывают голубые нити. Как вы думаете, что они могут обозначать?
Д. - Они обозначают реки.
В. - Ребята, а как называется главная большая река нашей области?
Д. - Ока.
В. - Совершенно верно, Ока. Скорее всего, вы вместе с папами и мамами часто бывали на её берегах, отдыхали и ловили рыбу. Кто знает, какая рыба водится в реке Оке?
Д. - Щука, карась, окунь, лещ, ёрш (Воспитатель выставляет картинки с изображением рыб).
В. - Как вы считаете, какие условия должны быть для рыбы, чтобы ей в реке было хорошо и комфортно?
Д. - Вода должна быть чистой и без мусора.
В. - Правильно, молодцы! Давайте поиграем с вами в игру «Что не так и почему?»
Воспитатель показывает картинки с изображением того, что нельзя делать у водоёмов. Дети объясняют, почему этого нельзя делать.
В. - Молодцы ребята, всё правильно рассказали. Теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультминутка «На речке».
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись,
Один, два, три, четыре
Вот, как славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это- брасс;
Одной, другой - это кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
В. - Отдохнули – теперь отправляемся в лабораторию (Дети одевают фартуки). Ребята, посмотрите на аквариум и представьте себе, что это озеро. Вы видите, что с ним произошло?
Д. - Оно загрязнено и в нём много мусора.
В. - А что надо сделать, чтобы вода стала чище?
Д. - Убрать мусор.
В. - С помощью чего можно собрать мусор?
Д. - С помощью сачка.
В. - Я предлагаю вам взять сачки и очистить наше «озеро» (Дети выполняют задание). С этим заданием вы справились легко, потому что наше озеро маленькое. А как можно собрать мусор в настоящем озере или реке?
Ответы детей.
В. - На больших водоёмах работает специальная техника по сбору мусора (показывает картинки). Я предлагаю вам пройти к следующему нашему «озеру» и провести ещё один эксперимент.
Ребята, есть такие нефтяные края, как например Ханты – Мансийский автономный округ, где добывают и перерабатывают нефть в нефтепродукты, такие, как машинное масло. Такие нефтепродукты перевозят в другие регионы по реке, на специальных танкерах. Иногда при перевозке происходит утечка масла с танкера, и часть её попадает в реку. Давайте посмотрим, что произойдёт, если капнуть немного масла в воду (капает масло в ёмкость с водой). Растворилось масло в воде или нет?
Д. - Нет, оно так и осталось плавать на поверхности воды.
В. - Могут ли в такой воде обитать рыбы и почему?
Д. - Нет, вода пахнет маслом, рыбе будет нечем дышать.
В. - Верно, такая вода не пригодна для речных обитателей. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Д. - Её надо очистить от масла.
В. - Правильно. Очистить воду от масла можно с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем с вами сделать из салфетки. Посмотрите, как я это делаю (делает фильтр и устанавливает его в стаканчик). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.
Дети делают фильтры.
В. - Молодцы, у всех всё правильно получилось. Давайте теперь испробуем наши фильтры. Возьмите пластиковые баночки с масляной водой и очень осторожно перелейте эту воду в стаканчики с фильтром (Дети выполняют задание). Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Д. - Вода стала чистой.
В. - Куда же девалось масло?
Д. - Всё масло осталось на фильтре.
В. - Вот так мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Если нефтепродукты попадут в реку, то на помощь приходит специальная техника (показывает картинку) : на фотографии видно, какой техникой убирают нефтяные плёнки с участков рек. Как вы думаете, что может произойти с рекой, если люди будут продолжать её загрязнять?
Д. - Погибнут рыбы, растения, животные, люди.
В. - Чтобы этого не произошло, необходимо соблюдать правила поведения у водоёмов. На берегу рек располагают специальные запрещающие знаки. Я предлагаю вам сейчас их самостоятельно изготовить. У вас на столах лежат необходимые для этого предметы.
Дети изготавливают по образцу запрещающие знаки.
В. - А теперь расположите готовые запрещающие знаки на плакате «Берегите природу». Молодцы!
Заключительная часть.
Воспитатель подводит итог занятия, задавая детям вопросы.
- Что вам сегодня показалось особенно интересным?
- Что нового вы узнали?
- Кто помнит, с помощью чего можно очистить воду в ёмкости?
- А воду в реке?
- Что людям важно помнить, когда они приходят отдохнуть на реку?
В. - Молодцы ребята, спасибо за вашу активность на занятии. Мне было очень приятно общаться с вами. Я предлагаю повесить плакат «Берегите природу» в раздевалке, чтобы с ним могли ознакомиться ваши родители.