Ирина Гладких
«Экопирамида». Конспект НОД в подготовительной группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель спрашивает детей, кто из них был в зимнем лесу и предлагает передать свои впечатления. Беседа: как вы определили, что это был зимний лес? Что вы видели характерного для этого зимнего месяца? Сколько зимних месяцев вы знаете? Как вы относитесь к зиме? За что вы ее любите?
Публикация «„Экопирамида“, Конспект НОД в подготовительной группе детского сада» размещена в разделах
Воспитатель говорит, что дети рассказывали об обычном зимнем лесе и предлагает сравнить свои впечатления со сказочным зимним лесом. Для этого надо подумать, как туда добраться. Дети предлагают варианты путешествия, Воспитатель выслушивает ответы и подводит их к решению отправиться в лес на лыжах.
Дети вместе с воспитателем имитируют ходьбу на лыжах. По ходу движения воспитатель развешивает картинки с зимним пейзажем, зимним лесом, находит красивую снежинку, на ней - загадка: «Я красива и морозна, и пушиста, и бела, белым всё покрыла снегом, но ненадолго пришла» (Зима). Дети находят ещё снежинки с загадками: «Белый Тихон с неба спихан, где пробегает – ковром устилает» (Снег).
«Он летает белой стаей и сверкает на лету, он звездой прохладной тает на ладони и во рту» (Снег).
«Жил он посреди двора, где играет детвора, но от солнечных лучей превратился он в ручей» (Снеговик).
«Какой это мастер на стекла нанес и листья, и травы, и заросли роз? (Мороз).
Воспитатель находит необычную снежинку.
Это оказалось письмо от старого знакомого Старичка-лесовичка.
Интересно, что же он пишет?
Воспитатель зачитывает письмо, в котором Старичок-лесовичок рассказывает, как тихо и грустно сейчас в лесу. Он предлагает детям самим догадаться, почему зимой в лесу тихо. (Многие животные зимой впадают в спячку. Какие? А какие животные зимой не спят? Как, например, зайцы, белки приспосабливаются к жизни зимой)
Далее Старичок-лесовичок предлагает вспомнить лето, когда каких только животных в лесу не обнаружишь: и хищников, и травоядных. Он просит привести примеры «хищных животных» и «травоядных» и объяснить, почему их так называют.
А ещё Старичок-лесовичок слышал, что из хищников и травоядных животных можно складывать пирамиды, но как можно из зайцев и волков строить пирамиды не представляет. Он просит ребят ему это объяснить.
А вы знаете? Давайте разбираться.
Воспитатель рассказывает детям, что в природе между численностью животных (хищных, травоядных) и растений существует подвижное равновесие. Напр., хищных животных (волков, лис) должно быть меньше, чем травоядных (зайцев, мышей, которыми они питаются. Такие отношения выражаются в виде различных пирамид, которые так и называются – «экологические пирамиды»
(напр, пирамиды численности).
Сначала дети просто складывают пирамиды из полосок бумаги. В основание кладется самая длинная полоска – колоски, выше – более короткая – мыши, далее – ещё более короткая – сова. Аналогично выкладывается вторая пирамида: травы – зайцы – волк. Получились изображения пирамидок.
Для сравнения воспитатель показывает детям игрушечную пирамиду и предлагает поразмышлять, почему экологическая пирамида выстроена именно в таком порядке.
Рассматривается вторая пирамида.
Зайчик очень любит траву. Сколько травинок съедает зайчик – одну или много? Много. Для того, чтобы зайчики наелись, травинок должно быть больше, чем зайчиков. Поэтому полоска с травой длиннее, чем полоска с зайчиками, и зайцев меньше, чем травы.
Ну, а зайцев не прочь отведать на обед волк. Волк большой, сильный. Чтобы быть таким, ему нужно съесть много зайцев. Поэтому в лесу зайцев должно быть больше, чем волков, чтобы всем хватило.
Вот и получается пирамида: один волк может съесть много зайцев, а один заяц – много травы.
Значит, чтобы всем хватило еды, травы должно быть больше, чем зайцев, а зайцев – больше, чем волков.
Летом зайцам раздолье: тепло и много еды. А представляете, каково бедным сейчас, зимой. И голодно, и холодно.
Физкультминутка.
Зайцы скачут скок-скок-скок!
Да на беленький снежок
Приседают, слушают –
Не идет ли волк?
Раз – согнулись, разогнулись,
Два – нагнулись, потянулись.
Три - на месте поскакали,
Головою покивали.
Теперь разберёмся с другой пирамидой.
Кто любит колоски? (Мышки)
Много или мало колосков съедает каждая мышка? (Много)
Значит, чего должно быть больше? (Колосков)
А чем питается сова? (Мышками)
Сова тоже сильная, большая птица, хищник, как и волк.
Чтобы быть такой сильной, сове надо съесть одну или много мышек? (Много)
Значит, кого должно быть меньше, сов или мышек? (Сов)
Значит, чтобы всем хватило еды, колосков должно быть больше, чем мышей, а мышей – больше, чем сов.
Воспитатель предлагает детям построить «живую пирамиду» из травы, зайцев и волка, сфотографировать ее и отправить фотографию Старичку-лесовичку.
Надо бы договориться, кто кем будет.
Девочки будут травой, а мальчики, произнеся считалку, выберут волка, а остальные мальчики будут зайцами.
Считалка.
Зайчик травушки поел,
Отдохнуть под куст присел.
Вдруг бежит серый волчок,
Он зубами щёлк да щёлк.
Заяц серенький умолк,
Ну, а он пусть будет – волк!
Дети, изображающие траву, приседают. Дети – «зайцы» встают за ними, а «волк» становится на стул за зайцами.
Фотографирование. Обсуждение с детьми, почему они построили именно такую пирамиду.
Воспитатель предлагает подумать, что ещё можно отправить в письме вместе с фотографией. Наводит на мысль, что можно сделать Старичку-лесовичку друзей из бумаги, например, зайцев. Но бумажные зайцы разве могут быть друзьями? А в какой лес мы отправим письмо? В волшебный! В нем зайцы могут ожить!
Дети складывают зайцев методом «оригами» и убирают в конверт.
Воспитатель говорит, что детям пора возвращаться. Дети имитируют движения лыжников. По ходу движения воспитатель убирает картины с зимними пейзажами.
Вопросы детям. Где мы сегодня были? Что сегодня узнали? Что вам запомнилось? Что понравилось на занятии? Что ещё хотели бы сделать?