Папки-передвижки

Конспект образовательной деятельности «Бузулукский бор»

Нонна Шконда
Конспект образовательной деятельности «Бузулукский бор»
▼ Скачать + Заказать документы

Часть 1

Цель: познакомить с жемчужиной Оренбуржья - Бузулукским бором

Задачи:

Образовательная : познакомить детей с хвойными деревьями: елью и сосной; учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам; обогащать словарный запас по лексической теме “Ель и сосна”, бор; закреплять представления о лесе, как месте обитания диких животных. Закрепить понятие «дикие животные», уметь различать их жилища. формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод);

Публикация «Конспект образовательной деятельности „Бузулукский бор“» размещена в разделах

Развивающая: развивать интерес детей к объектам живой и неживой природы

Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений; воспитывать любознательность; воспитывать любовь к родному краю.

Материал: презентация

Ход занятия

Мотивационно – побудительный: Воспитатель читает стихотворение.

В краю степном, где ветер тучи

Ковыль и колос шевелит,

Награда краю, бор дремучий,

Как призрак царственно стоит…

Организационно – поисковый:

Воспитатель: Ребята, а что такое бор и что в нем интересного? Бор – это лес, но не простой, в нем растут хвойные деревья. Бузулукскийбор - это огромного размера лесной массив, который имеет форму треугольника, а посередине бора протекает река Боровка. Бузулукский бор – богатство нашей страны. (слайд1)

Воспитатель: Ребята, а какие хвойные деревья мы знаем? (Сосна и ель).

Воспитатель: Чем похожи ель и сосна и чем они отличаются? Ель и сосна - хвойные деревья. (слайд2)

Воспитатель: Существует более 100 видов сосен. В нашей области растет сосна обыкновенная. В Крыму – сосна крымская. В Сибири – сибирская кедровая сосна. Ель - высокое стройное дерево. У нас можно встретить два вида ели: - голубая и обыкновенная.

Воспитатель: Сосна - неприхотливое дерево. Она растёт в лесу, на песках, камнях, на болотах. Ель растёт только на богатой питательными веществами почве. Любит влагу. Ель – влаголюбивое дерево.

Воспитатель: Сосна - светолюбивое, жароустойчивое дерево. Ель в отличие от сосны, хорошо переносит тень. Это дерево теневыносливое. Ель и сосна хорошо переносят морозы. Это морозостойкие деревья.

Воспитатель: Ствол у сосны прямой и высокий. Кора золотистого цвета. Ветви сосны подняты высоко от земли, они тянутся вверх к солнцу. Ствол у ели густо усеян колючей хвоей. Кора темная, шершавая. Еловые ветви называют еловыми лапами. Верхние ветви у ели молодые и короткие, а внизу старые и длинные.

Воспитатель: Форма кроны у сосны напоминает раскрытый купол парашюта. Про такую форму говорят, что она куполообразная. У ели – пирамидальная, потому что по форме напоминает пирамиду.

Воспитатель: Лес, в котором растут сосны, называется сосновый бор. В сосновом бору всегда светло и радостно. (слайд 3)

Шумят сосновые леса,

И сосны стройные, литые,

Как будто стрелы золотые,

Уходят словно в небеса.

Воспитатель: Лес, где растут ели, называется ельник. Ельники мрачные и темные. Еловые лапы почти не пропускают солнечный свет. Поэтому в густом ельнике не растет трава, а земля покрыта сухими коричневыми иголками и пустыми шишками. (слайд 4)

Воспитатель: У сосны корневая система глубоко уходит в землю, а у ели расположена в поверхностном слое. Поэтому ураганы сосны ломают, а ели выворачивают с корнем. (слайд 6)

Воспитатель: Еловая шишка удлиненная. У неё мягкие чешуйки. Сосновая шишка круглая, с твёрдыми чешуйками. Семена у ели и сосны находятся в шишках. Они находятся на поверхности, их легко достать, поэтому ель и сосну называют голосемянными растениями. Когда шишки созревают, они падают с деревьев. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Семена этих деревьев очень похожи. Они мелкие и с крылышками. Ветер разносит их по всему лесу. Там где упадут семена, вырастут новые сосны и ели.

Из семян ели вырастут ёлочки. А из семян сосны сосенки. (слайд 6)

Физминутка

Есть в лесу три полочки: (хлопаем в ладоши)

Ели – ёлки - ёлочки. (руки вверх, в стороны, вниз)

Лежат на елях небеса, (руки вверх)

На ёлках – слышны птичьи голоса, (приложить руку к уху)

Внизу на ёлочках роса. (присели, поводили руками)

Воспитатель: У ели и сосны есть листья, но они особой формы. Это хвоинки. Они похожи на иголочки. Хвоинки живут несколько лет. У ели – 5-7 лет, а у сосны – 2-3 года. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется хвоинки. Поэтому ель и сосну называют “вечнозелеными” деревьями.

Можно провести в форме опытно-экспериментальной работы

Давайте сравним хвоинки у ели и сосны. У ели хвоинки располагаются поодиночке, а у сосны по две – парами на пенечке. У ели темные хвоинки, а у сосны светлые. Хвоинки ели короткие, а у сосны длинные.

В пословице говорится:

“Елочка – короткая иголочка.

Сосна – игла длинна”.

Если сравнить хвоинки на ощупь, то можно заметить, что у ели хвоинки твердые и колючие, если покатать между пальцами, можно ощутить твердые грани. У сосны хвоинки мягкие, они легко скручиваются.

В народе говорят: “Ёлка колет, сосна гладит”.

У хвои есть аромат. У хвоинок ели аромат еловый, а у хвоинок сосны аромат сосновый. Снаружи хвоинки покрыты восковым налетом. Он защищает хвоинки от высыхания.

Воспитатель: Одна из самых старых сосен России находится в Бузулукском бору, и многие люди не зря называют ее "Царица-сосна". У основания она настолько широкая, что даже три взрослых человека, взявшись за руки, не способны её обхватить. В высоту сосна достигает 36,5 метров, диаметр ствола - 140 см. В 1983 году сосны получили статус Памятника природы.

Воспитатель: Название «сосна» переводится как «скала». Получено это название заслуженно — сосна действительно умеет уцепиться корнями даже за голые камни.

Рефлексивно – корригирующий:

Воспитатель: Ребята о чём мы с вами говорили? Что понравилось на сегодняшнем занятии?

Конспект образовательной деятельности «Бузулукский бор»

Часть 2

Цель: познакомить с жемчужиной Оренбуржья - Бузулукским бором

Задачи:

Образовательная : познакомить детей с хвойными деревьями: елью и сосной; учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам; обогащать словарный запас по лексической теме “Ель и сосна”, бор; закреплять представления о лесе, как месте обитания диких животных. Закрепить понятие «дикие животные», уметь различать их жилища. формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод);

Развивающая: развивать интерес детей к объектам живой и неживой природы

Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений; воспитывать любознательность; воспитывать любовь к родному краю.

Материал: презентация

Ход занятия

Мотивационно – побудительный:

Воспитатель: Ребята послушайте, пожалуйста, загадку и попробуйте ее отгадать:

Сосны с шишками и ели,

На равнине, среди гор,

Вместе дружно зеленели.

Лес такой зовётся ….(бор.)

Организационно – поисковый:

Воспитатель: сегодня мы с вами продолжим знакомство с Бузулукским бором. Бузулукский Бор приносит огромную пользу. Сосна выделяет летучие вещества – фитонциды, которые убивают вредные бактерии. Поэтому в хвойном лесу хорошо и легко дышится. Недаром санатории строят в сосновом бору. А еще сосна - зелёная аптека. В хвое содержится много витаминов. Чистую смолу (живицу) (слайд 9) можно накладывать на рану вместо бинта. Отвар почек сосны принимают при кашле. Из хвои делают зубную пасту, мыло, крем. Янтарь – это сосновая смола, которая миллионы лет пролежала в земле. Из янтаря делают украшения, картины.

Воспитатель: Кто же дружит сосной? (слайд 10) Под корой живут мелкие жучки – короеды. Когда их мало, они не страшны. Если много, они приносят хвойным деревьям большой вред. Муравьям сосна даёт “строительный материал” для муравейника – хвою. Эти насекомые любят делать свои жилища у южной стороны сосны. Уничтожают за сезон тысячи вредных насекомых. Белка живёт в дуплах на ели и сосне. Питается семенами шишек. (слайд 10).

Воспитатель: К ели и сосне полакомиться короедами прилетает дятел. (слайд 12) Дятла называют санитаром леса. Он питается короедами, а иногда семенами сосны. Под хвойными деревьями можно встретить лесных грызунов – мышей – полевок. Полевки питаются семенами шишек. (слайд 13)

Зимой сосновый лес спасает зверей и птиц не только от голода, но и от стужи. В густых еловых ветвях клесты вьют гнезда и выводят птенцов.

Под еловыми лапами заяц спрячется от ветра и хищников. А теперь не много отдахнем.

Физминутка

Звери делают зарядку

Звери делают зарядку — (Ходьба на месте, руки на поясе.)

Кто вприскочку, (Прыжок вверх.)

Кто вприсядку, (Присесть, руки вперед.)

Кто-то плечи поднимает, (Вставая, поднять плечи (руки свободно опущены).)

Кто-то плечи опускает. (Опустить плечи.)

Сделаем руками взмах, (Руки в стороны.)

Вправо мах и влево мах, (Маховые движения ногами вправо-влево.)

Полуприсед, (Полуприсед, руки на поясе.)

Присед, (Присед.)

Наклон, (Наклон вперед, руки в стороны.)

Всем спортсменам

Шлем поклон. (Подняться на носки, руки вверх, наклон вперед с касанием руками пола.)

Стройными, красивыми

Все хотим мы стать,

Добрыми и сильными,

Чтоб весь мир обнять!

Воспитатель: Животный мир Бузулукского бора, этого удивительного уголка природы, очень интересен наличием крупных зверей. Например, кабан. Слайд 14

Кабан грозное животное. Спокойный на вид, даже ленивый, он в минуту опасности становится свирепым и опасным зверем. А вы сами посудите: почувствовав опасность, кабан не убегает, сломя голову, а останавливается и достойно ее встречает. Закрутит хвост крючком, поднимет шерсть дыбом, щелкнет клыками и бросится вперед! Разозленный или раненный кабан страшен. Он способен долго преследовать врага, часами стоять под деревом, поджидая залезшего туда неприятеля. Может даже дерево свалить. А если настигнет кабан врага своего, то тому не поздоровится-отведает острых кабаньих клыков! Ну, а если враги побеждают, кабан сражается до последнего, не покидая поля боя.

Рысь – это лесная кошка. Слайд 14. Крупная, ловкая, на высоких ногах, с красивыми длинными кисточками на ушах. Рысь зверь с очень острым зрением. Существует даже выражение: «рысий взгляд», то есть острый, зоркий.

Рысь – прирождённый охотник. Она может подолгу пребывать в засаде, выслеживая потенциальную жертву. Дневное время для рыси – не самое любимое. Днём она, как правило, пребывает в своём логове – яме, или расщелине, ловко спрятанной в лесных зарослях. А лишь только стемнеет, выходит на охоту.

В бору живут и Чёрные аисты - это крупная птица. Слайд 16. Как и другие аисты, она имеет длинную шею и ноги, длинный острый клюв. У аистов сильные и широкие крылья, относительно короткий и тупо срезанный хвост. Пальцы на ногах не соединены перепонками, а ноги имеют оперение только вверху. Аист – это дружелюбная и спокойная птица. У них нет голоса и поэтому для них средством общения служит громкое пощелкивание клювом. Черные аисты питаются рыбой, лягушками, червями, моллюсками, жабами, ящерицами, мелкими змеями, грызунами, крупными насекомыми. Жизнь черного аиста покрыта тайной. Увидеть его воочию – невероятная удача, ведь птица ведет тихий и скрытный образ жизни, стараясь избегать встреч с людьми. И все же о нем известно кое-что интересное. Иногда черный аист принимает горизонтальную стойку и начинает кивать головой. Если он делает это медленно, значит, приветствует сородича. А если быстро – предупреждает об угрозе или пытается запугать врага.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете какое животное является символом Бузулукского бора? (Ответы детей) Это животное – лось, а еще его называют сторожилом Бора. Слайд 17– 18. И его жизнь тесно связана с сосной. Он любит полакомиться молодыми веточками сосны. Темно-бурые красавцы на сильных длинных ногах по своему весу достигают 600 кг. Большие ветвистые рога принадлежат только самцам! Эту красоту и гордость они ежегодно меняют. «Сбрасывание» происходит в ноябре-декабре месяце, а в конце марта начинается рост новых, формирование рогов заканчивается к сентябрю. По числу отростков на рогах нельзя судить о возрасте зверя, но все же те, на которых 4 и более отростков принадлежат лосям в возрасте от 6 до 12 лет. В бору имеется место, которое так и называется «Лосиная пристань» - оно находится в 5 км от поселка Комсомольский, там произрастает большое разнообразие видов мхов, лишайников и гидрофитной растительности. Слайд 19

Рефлексивно – корригирующий: - Вы узнали сегодня, что то новое? -Вам было ребята интересно?

Приглашаем в электронный музей МДОАУ №45 г. Оренбурга https://electronicmuseummdoau45.tilda.ws

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Мой родной город» Цель: * Формирование элементарного представления воспитанников о малой Родине Задачи: * Формировать патриотические чувства. * Знакомить.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Сохраним елочку» Тема: "Сохраним елочку" Образовательная область "Познавательное развитие" ЦЕЛЬ: 1. Создание условий для эмоционального отклика детей. ЗАДАЧИ:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Угощения для Ежика»Конспект непосредственно образовательной деятельности «Угощения для Ежика» Программное содержание. Вызывать эмоциональный отклик у детей, развивать сюжетно - игровой замысел. Развивать у детей интерес к лепке разных.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Теремок» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ НА ТЕМУ «ТЕРЕМОК». Цели и задачи: учить детей знаниям об образовании.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Веселые снеговики»Конспект непрерывной образовательной деятельности «Веселые снеговики» Конспект непрерывной образовательной деятельности "Веселые снеговики". Вид образовательной деятельности: продуктивная деятельность (рисование).

Конспект образовательной деятельности на тему «Мой дом, мое село»Конспект образовательной деятельности на тему «Мой дом, мое село» Ход образовательной деятельности: 1)Вводная часть На столе стоит домик, накрытый тканью. Дети с воспитателем подходят к столу, воспитатель.

Конспект образовательной деятельности по театрализованной деятельности «Задания от Бармалея». Средняя группа Конспект образовательной деятельности по театрализованной деятельности «Задания от Бармалея». Средняя группа. Составитель Горбатовская Т. В.

Конспект образовательной деятельности «Защитим наш дом от огня» (5–6 лет)Конспект образовательной деятельности «Защитим наш дом от огня» (5–6 лет) Программное содержание: Цель: формировать у детей навыки осторожного обращения с огнем и ответственное отношение к выполнению правил пожарной.

Конспект организованной образовательной деятельности «Медаль для папы»Конспект организованной образовательной деятельности «Медаль для папы» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по лепке «Лыжники» для детей старшей группыКонспект непосредственно-образовательной деятельности по лепке «Лыжники» для детей старшей группы Вид деятельности: познавательная, изобразительная (лепка) Тема: «Лыжники» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое.

Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности «Бузулукский бор»
Опубликовано: 29 сентября 2022 в 07:39
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной деятельности «Бузулукский бор»» (включая файлы) размещена пользователем Нонна Шконда (УИ 437691) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД