Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Звук [Д] и буква «Д»

Ирина Андрейченко
Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Звук [Д] и буква «Д»

Тема: «Звук и буква Д»

Цель: познакомить детей с акустическими и артикуляционными особенностями звуков [д], [д’], буквой д.

Задачи в приоритетной образовательной области «Речевое развитие»:

Обучающие:

- учить детей определять местоположение звука в слове;

- учить детей подбирать родственные слова;

- упражнять в запоминании графического изображения буквы Д;

- упражнять в чтение слогов с договариванием до целого слова.

Развивающие:

- развивать звуко - буквенный анализ и синтез слов;

- развивать умение детей делить слова на слоги, составлять схему слова;

- развивать внимание, память, зрительно-моторные координации;

Воспитательные:

- воспитывать усидчивость, внимание, доброту, отзывчивость.

Задачи ОО в интеграции:

«Социально-коммуникативное развитие»:

- формировать групповую сплоченность;

- развивать умение вести диалог с воспитателем;

- воспитывать желание оказывать помощь ближнему;

- воспитывать доброжелательность.

«Художественно-эстетическое развитие»:

- вызвать у детей положительные эмоции, используя музыку.

«Физическое развитие»:

- развивать координацию речи с движением детей.

Предпосылки учебной деятельности: умеет определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, планирует деятельность, ориентируясь на её результат, умеет осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов.

Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности: индивидуальные зеркала, простые карандаши, символы твердых и мягких согласных (синие и зеленые «светофорчики») на каждого ребенка, наборы для составления звуковых схем на каждого ребенка, компьютерная презентация к занятию, компьютер и проектор, картинки с изображением предметов мебели, цветные листочки.

Предварительная работа: заучивание пальчиковой гимнастики «Мы построить дом хотим»; звукобуквенный анализ слов, деление слов на слоги, просмотр мультфильма про домовёнка Кузю.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

Воспитатель. Сегодня мы будем строителями, будем строить дом. Напрягите мышцы, покажите, какие вы сильные.

ТЕКСТ ДВИЖЕНИЯ

Я хочу построить дом, Складываем руки над головой “домиком”

Чтоб окошко было в нем. Смыкаем пальцы перед глазами окошком.

Чтоб у дома дверь была, Ладони поворачиваем к себе и смыкаем их ребра.

Рядом чтоб сосна росла. Пальцы растопыриваем и руки тянем вверх.

Чтоб вокруг забор стоял. Выводим руки перед собой кольцом.

Пес ворота охранял. Одна рука-пес.

Чтоб на травке жил жучок, Пальцы растопырены, смотрят вверх, пальцы правой руки – жучок. Перебираем пальцами правой руки по пальцам левой.

Бегал быстрый паучок. Меняем руки.

Солнце было, Ладони соединяем боковыми поверхностями, пальцы растопырены.

Дождик шел. Выполняем стряхивающие движения.

Чтоб в саду тюльпан расцвел. Предплечья прижимаем, пальцы – лепестки смотрят вверх.

Чтоб флажок на доме был, Качаем кистями рук.

А за домом ежик жил. Пальцы рук переплетаем, направляем вверх – “ежик”.

2. Артикуляционная гимнастика.

(Воспитатель показывает картинку большого дома.)

- Чтобы построить вот такой большой дом, давайте поработаем язычком.

Мы построить дом хотим.

Работу язычку дадим.

Молоточки мы возьмем

Дружно гвоздики забьем

[д] легко произнесем.

(Дети ударяют кончиком языка по верхним зубам, прикладывая тыльную сторону ладони к гортани, и дают характеристику звука [д] – согласный, звонкий, твердый.)

(Воспитатель показывает картинку маленького дома.)

- А теперь построим маленький домик.

Мы построить дом хотим.

Работу язычку дадим.

Молоточки мы возьмем

Дружно гвоздики забьем

[д’] легко произнесем.

(Дети легко ударяют кончиком языка по верхним зубам, прикладывая тыльную сторону ладони к гортани, и дают характеристику звука [д’] – согласный, звонкий, твердый.)

(Воспитатель показывает символы твердого и мягкого звуков – синий и зеленый кружки.)

- Итак,давайте вспомним: звук[Д] какой? (Согласный, твёрдый, звонкий). А звук [До]? (Согласный, мягкий, звонкий).

(Воспитатель обращает внимание детей на экран, на котором появляется изображение домика) Слайд.

Воспитатель: Вот какой домик мы построили! Он очень красивый, правда? Я так и скажу о нем – красивый домик. А вы что можете о нем сказать? Какой он?

Дети: большой, разноцветный, симпатичный, добротный.

Воспитатель: Как вы думаете, кто в нем живет?

Дети предлагают свои варианты (заяц, медведь, бабушка Красной шапочки и т. д.)

Воспитатель: в домике живет тот, чье имя начинается с того же звука, что и слово домик. С какого звука начинается слово домик?

Дети: Д.

Воспитатель: Значит в доме живет сказочное существо…

Дети: Домовой!

Воспитатель: Да, в домике живет Домовой, но не один, а с внуком Домовенком Кузей. Как Домовенок зовет Домового?

Дети: дедушка.

(На экране появляются Домовёнок Кузя и его дедушка). Слайд

Ребята, а кто такой домовой? (дети отвечают).

Воспитатель: - Домовенок очень любит свой дом. Он предлагает подобрать родственные слова к слову дом. (домик, домишко, домище, домашний, домосед, а слово домовой будет родственным словом?» (Да).

3. Упражнение «Разноцветные листочки».

Воспитатель: – Для того, чтобы дом, в котором живут наши гости был уютным и красивым надо обставить его мебелью и разными необходимыми для удобства предметами.

(Воспитатель раскладывает на ковре разноцветную бумагу для заметок и картинки с изображением мебели.)

Воспитатель: - а теперь разделите названия мебели на слоги. Слова из одного слога нужно закрыть розовыми листочками, слова из двух слогов — зелеными, из трех — голубыми, из четырех — белыми.

Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

4. Определение позиции звуков д, д’ в словах.

Воспитатель: Обратите внимание, как много раз мы произнесли звук д. в словах? (Домовой, дом, домовенок). А звук д? (в слове дедушка).

- Домовёнок Кузя очень любит звук д и находит его в названии различных предметов. Давайте и мы определим позицию звука в словах: дыня, дракон, виноград, ведро, мёд, дерево, звезда, душ, дом, подушка, дед. Слайд.

4. Знакомство с буквой.

Воспитатель: -Ребята, а чем звук отличается от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а букву пишем.)

- Чтобы прочитать или написать название предметов, нам надо познакомиться с буквой.

Звуки [д], [д’] мы обозначаем буквой Д д.

-Это печатная буква Д д Слайд.

-Это прописная: заглавная и строчная.

-На что похожа буква Д д?

Две полоски наклонили

Снизу третью начертили,

А теперь согнём немножко

Две коротенькие ножки.

5. Работа в тетради.

Воспитатель:- Выполните задание в тетради: заштрихуй букву.

Раскрась только букву д.

6. Чтение слогов с договариванием до целого слова

ДА., ДО., ДУ., ДИ., ДЫ, ДЕ…. Слайд

АД, ОД, УД, ЫД, ИД, ЕД.

Воспитатель: - Доставь центральный слог к другим и прочитай полученные слова.

ЛЯ

Ход ДО МА

РОГА

7. Звуковой анализ слова.

Воспитатель: -Давайте научим Домовёнка составлять звуковой анализ слова.

Но сначала вспомним чем гласные звуки отличаются от согласных. (Гласные звуки можно петь, согласные нет) Давайте пропоём песенку гласных звуков. Слайд

Воспитатель: - Вы помните, что согласные звуки бывают твёрдые и мягкие? Я предлагаю вам поиграть в игру «Светофорчики»

Помните правило: если слышите слог с твердым согласным, поднимаете синий кружок, если слышите слог с мягким согласным-поднимаете зеленый.

Да, дя, ду, дю, ди, ды, до, дЁ, де, да и тд…

- Предлагаю составить схему слова «домик».

-Сколько звуков в слове ДОМИК? Назови.

- Сколько гласных, согласных звуков?

- Сколько твёрдых и мягких согласных?

- Сколько слогов в слове ДОМИК? По каким звукам мы определяем количество слогов? Составьте схему слова домик. Слайд.

8. Игра «Небылицы»

Воспитатель: - Домовенок хочет с вами поиграть и вас запутать. Но вы слушайте внимательно и, если нужно, исправляйте.

Автобус лежит под водителем – Водитель лежит под автобусом.

Над самолетом летит лес — Над лесом летит самолет.

Мост проезжает под поездом —- Поезд проезжает под мостом.

Диван выглядывает из-под кошки-Кошка выглядывает из-под дивана/

Клубок закатился над диван- Клубок закатился под диван.

- Составьте предложение со словом – дом и составьте его схему

9. Рефлексия

- Чему мы научили Домовёнка Кузю?

Публикации по теме:

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Царство растений — деревья»Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Царство растений — деревья» Тема непосредственно образовательной деятельности «Царство растений: деревья» Цель: обобщение представлений детей о деревьях; формирование.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) по теме «Почта. Звук [Ч] и буква Ч» Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: - способствовать формированию образа.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [ц]. • Продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ФФНР «Звуки [п], [п’], буква П»Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ФФНР «Звуки [п], [п’], буква П» Тема: «Звуки [п], [п’], букв П» Направление: - Познавательно-речевое развитие - Социально-личностное развитие.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Звук [Д] и буква «Д»
Опубликовано: 1 декабря 2021 в 00:03
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 января. Всемирный день почерка и ручного письма

Компьютеры и электронные гаджеты распространены повсеместно, люди привыкли пользоваться разнообразными мессенджерами. Современный человек почти не использует ручки, карандаши и обычную бумагу для...

23 января. Всемирный день снега

Всемирный день снега отмечается в предпоследнее воскресенье января. Этот праздник учрежден для популяризации зимних видов спорта и активного, здорового образа жизни. Праздновать День снега надо зимними...


Горячие темочки