Ирина Андрейченко
Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Волшебное путешествие».
Цель: Развивать умение детей находить выход из проблемных ситуаций. Давать полные ответы на вопросы воспитателя. Продолжать формировать представление детей о таких понятиях как: слово – предмет, слово – признак, слово – действие. Упражнять в классификации предметов. Развивать воображение, фантазию при создании небылиц, сказок. Совершенствовать диалогическую форму речи. Развивать умение логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения. Закреплять умение строить предложения по схемам. Воспитывать в детях доброту, отзывчивость, умение активно переживать за того, кто попал в беду, стремиться его выручить.
Публикация «Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы по речевому развитию» размещена в разделах
Оборудование: фланелеграф, сундучок, куклы дед и баба, модели геометрических фигур, предметы на фланелеграф: дом, дерево, облако, цветок, птица; карандаши, схемы предложений.
Интеграция образовательных областей : «речевое развитие», «художественно – эстетическое развитие», «познавательное развитие».
Ход НОД.
I. Организационный момент.
В. Давайте встанем в круг. Посмотрите, что это?
- Как вы думаете, какой он?
- Да ребята, это волшебный клубочек, сила которого увеличивается от добрых слов. Сначала я намотаю нитку и передам клубок соседу и назову его ласково по имени и скажу, что рада его видеть, скажу ему комплимент. А он повернётся к соседу справа и сделает тоже и так далее. Пока приветствие не дойдёт до меня.
- Вот и опять клубок дошёл до меня. Какой он стал большой от добрых слов и ласковых имён. Ему, как и мне приятно отправиться в путешествие с такими хорошими и добрыми детьми. А отправляемся мы в сказочное путешествие.
Проблемная ситуация «Волшебный кружок».
В. Как вы думаете, что это такое? (дети высказывают свои предположения).
(Воспитатель вносит изменения в кружок, ножницами вырезает облако)
- У меня получилось облако, на котором мы отправимся в путешествие. Закройте глаза. Два- три раза глубоко вдохните и выдохните… Представьте, что вы сидите на белом пушистом облаке, похожем на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Твоё облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуй, как ветер овевает твоё лицо. Где-то далеко- далеко расположена волшебная страна. А здесь, высоко в небе, всё спокойно и тихо. Мы проплываем на облаке мимо ласкового солнышка, которое касается нас своими тёплыми лучами. Оно решило поиграть с нами. Солнышко щекочет наши носики, глазки, ротик, ушки. Погрейтесь под его лучами. Но облако несёт нас дальше, попрыгайте на нём. Улыбнитесь солнышку. А теперь давайте подуем посильнее, чтобы облако летело быстрее.
Дыхательная гимнастика «Дуем на облако».
В. Вот мы и прилетели. Слезьте с облака и поблагодарите за то, что оно так хорошо нас прокатило.
II. Основная часть.
В. Ребята, а куда же мы с вами попали? (Дети высказывают свои предположения).
В. - Я думаю, что мы попали в волшебную страну, где всё наоборот.
Давайте наведём здесь порядок. (На фланелеграфе перевёрнутый дом, дерево, цветы, облако, птицы, бабочка).
1). Д/и «Подбери слово».
В. Для того чтобы поставить всё на свои места вы должны подобрать слова- признаки, слова- действия.
- Вот вы и навели порядок. А давайте теперь добавим в нашу картину, в нашу страну несколько объектов.
2).Д/и «Подбери нужные слова».
В. В нашей стране мало цветов, назовите цветы какие вы знаете.
- Все эти цветы мы посадим на этой поляне?
- А в этой роще мало деревьев. Назовите деревья, которые могут здесь расти.
Ягоды?
Грибы?
Птицы?
3). Физминутка «Делай наоборот»
4). Д/и «Да, нет».
В. Ребята мы ещё не везде навели порядок. Вот в этом сундуке кто-то или что-то находится, мы должны их освободить.
( Дети задают вопросы: Это живое или нет? Съедобное или несъедобное? Где живёт в лесу или в реке? и т. д.
5). В. Ребята, посмотрите, кто живёт в этом доме, это дед и баба, только посмотрите какие-то они грустные. Как вы думаете, почему они такие грустные? (Дети высказывают свои предположения).
В. А грустные они потому, что они очень любят рассказывать сказки своим внукам. Но сказки вдруг перепутались и превратились в непонятные фигуры (круги, квадраты, треугольники). Давайте им поможем придумать конец к перепутанным сказкам.
Сочинение сказок по опорным словам, моделированным геометрическими фигурами с добавлением нового объекта.
- (Колобок - круг,дед – синий треугольник, баба – красный треугольник,телефон - квадрат).
- (Вини- Пух - овал, Пятачок – розовый розовый,пчёлы - круги,
самолёт - треугольник).
- (Репка - круг,дед - треугольник,баба -треугольник, подъёмный кран-прямоугольник
- (Красная Шапочка - треугольник,волк - прямоугольник,бабушка - треугольник).
- (Золушка - треугольник, принц - треугольник, туфелька - овал,фотоаппарат -прямоугольник).
6). В. Посмотрите сколько ещё сказочных персонажей (геометрические фигуры). Оживите их, нарисуйте их схематически.
7). Игра «Скажи наоборот».
В. Все кто живёт в этой стране, все говорят наоборот. Давайте и мы с вами попробуем. (Быстрый – медленный, худой – толстый, жаркий – холодный, сердитый – ласковый, мокрый – сухой, громкий – тихий, молодой – старый, тёмный – светлый, трусливый – храбрый, больной – здоровый, полезный – вредный, чистый – грязный, горячий – холодный, ранний – поздний, далёкий – близкий, толстый – тонкий, узкий – широкий, длинный – короткий).
8). В. И ещё в этой стране можно встретить то чего на самом деле не может быть! (Воспитатель называет существительные, а дети подбирают «неприсущие» качества и действия) (тёплое мороженое, белая темнота и т. п.)
III. Рефлексия.
В. -Вот и заканчивается путешествие по стране «Наоборот».
- Чем запомнилось вам наше путешествие?
- Чем больше всего понравилось заниматься?
- Кому мы сегодня помогли?
- Ну, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Я хочу подарить вам мыльные пузыри, на которых мы полетим назад.