Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста

Елена Самсонова
Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов «Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»

Проблема формирования коммуникативной компетентности является одной из наиболее актуальных для нашего современного общества, в том числе и на

ступени дошкольного образования.

Обязательное решение задач развития коммуникативных компетентностей личности ребёнка определено на государственном уровне в ФГОС ДО.

Согласно ФГОС дошкольного образования «речевое развитие»включает в себя следующие задачи:

• владение речью как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и

монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух

текстов различных жанров детской литературы;

• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте.

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного

возраста является развитие речи. При помощи речевого общения ребенок выражает чувства, делится своими переживаниями, взаимодействует с окружающими людьми, получает необходимые знания из словесного объяснения взрослого.

В высказываниях современных детеймы можем наблюдать такие характерные особенности нарушения связной речи как:

- отсутствие какой-либо последовательности при изложении своих мыслей,

- использование преимущественно коротких фраз, отсутствие полных, развёрнутых ответов;

- грамматический строй в предложениях нарушен.

К чему может привести отсутствие работы по исправлению этих нарушений речи?

Говоря о детях старшего дошкольного возраста, можно с уверенностью сказать, что эти нарушения будут препятствовать обучению ребенка в школе и его социальной адаптации. Ребенок, имеющий нарушения в развитии речи, будет чувствовать себя неуверенным в себе и своих возможностях, будет испытывать сложности в общении со сверстниками. Крайне важно для ребенка старшего дошкольного возраста научиться говорить содержательно, последовательно, ясно, понятно для окружающих.

На основе исследований и анализа педагогических технологий можно выделить основные технологии, применяемые в системе дошкольного образования:

технологии развивающего обучения,

технологии проблемного обучения,

• игровые технологии,

• ЛЕГО- технологии,

• компьютерные технологии,

• альтернативные технологии

Современному педагогу необходимо уметь не только свободно

ориентироваться в широком спектре современных технологий, но и

эффективно их внедрять в образовательный процесс.

Игровые педагогические технологии.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной

стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра

развивается, находясь под влиянием развития речи. Играя, дети проявляют дружеские отношения друг к другу. Речь помогает ребёнку проявить своё отношение к происходящему в игре, свои чувства, мысли, переживания к выполняемым действиям.

Для развития связной речи детей дошкольного возраста используют игры творческие, настольные дидактические и словесные.

Творческие игры по своему виду в свою очередь делятся на сюжетно-ролевые и режиссерские.

Сюжетно-ролевые игры — это разыгрывание известных сказок и рассказов. В текстах сказок, рассказов применяются разнообразные лексические и грамматические средства, которые способствуют обогащению речи ребенка. В процессе таких игр у ребёнка улучшается диалогическая речь, грамматический строй речи. Проживание ребёнком в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле, а это способствует развитию речи, умению передавать свои впечатления на словах.

Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста

В режиссерской игре, которую ребёнок придумывает сам, отражаются факты и события, которые произвели на него неизгладимое впечатление, знания, которые он приобрёл из различных источников. Выполняя игровое действие, ребёнок, стремится передать свой опыт сверстникам. А это становится возможным, если речь его последовательна, содержательна, ясна, чему он и обучается в процессе игр.

Настольные дидактические игры содержат в себе большие возможности в

обучении. Они имеют широкий спектр использования: как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Во время занятий ведущую роль выполняет воспитатель. Педагог создаёт игровую ситуацию. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется в том случае, если дети проявляют интерес к игре, соблюдают правила.

Вовлекая детей в дидактические игры,решается целый ряд задач:

- закрепляется умение сравнивать;

- развивается умение классифицировать;

- развивается связная речь;

- пополняются активный и пассивный словарь;

- способствуют умению правильно выражать свои мысли.

- формируется умение обобщать.

Задачи многих дидактических игр составлены таким образом, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о явлениях природы, о различных предметах, окружающей среде.

Словесные игры учат детей различным способам сравнения объектов. В процессе словесных игр дети рассуждают, отстаивают свою точку зрения при рассматривании картин, домысливают сюжет. Чтобы вызвать желание у детей к словотворчеству можно изготовить вспомогательные атрибуты, оформить в соответствии с тематикой игровое пространство.

Игровая технология Н. А. Песняевой способствует «выращиванию»

детской речевой инициативы,а именно: обращению ребенка к взрослому с

вопросом. Хорошо способствуют развитию коммуникативных компетенций создание проблемных ситуаций. Создавая игровые проблемные ситуации,педагогу необходимо знать основной принцип: дать детям возможность самостоятельно подумать и выдвинуть собственные предложения по разрешению данной проблемной ситуации. Важно прислушиваться к детским вопросам, чтобы у детей не пропало желание их задавать, проявлять свою речевую активность, творчество.

LEGO-технологии, которые больше всего ориентированы на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми помощниками в речевом развитии дошкольников. В процессе занятий по развитию речи, художественной литературе гораздо легче отрабатываются грамматические конструкции. Например, при пересказе очень большую помощь детям оказывают модели-иллюстрации к литературному произведению, созданные самими детьми. Пересказ интересен тем, что он будет осуществляться глядя на объемное изображение декораций из конструктора, а это помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и последовательным.

С помощью данного конструктора дети могут придумать свои уникальные истории, пересказывать литературные произведения, составлять интересные рассказы. С использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, сочинительством, построением диалога становится более эффективной.

Технология проблемного обучения основывается на теоретических

положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи.

Под проблемным обучением понимается такая организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников. В результате решения обозначенной проблемы происходит речевое развитие. Благодаря технологии проблемного обучения, где

педагог выступает организатором совместной образовательной

деятельности. Грамотный педагог не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором, что является актуальным в настоящее время и соответствует ФГОС ДО.

Игра «Что нам делать?»

Игру такого типа можно использовать на занятиях в качестве физминуток,

Воспитатель называет слова, предлагает детям произносить их вместе и

слушать звуки. Например, если в словах слышится звук Ш, нужно потопать, если звук Ж- похлопать в ладоши.

Слова для игры: шубка, шапка, шить, ложка, ложечка, кот, зонт, моряк.

Дети должны задать вопрос: «Что нам делать, если ни одного звука

предложенного в этом слове нет?»

Мнемотехника - система методов и приемов, которые обеспечивают

эффективное сохранение и воспроизведение информации. В мнемотехнике

информация переводится в зрительные образы, которые легко запоминаются нашим мозгом, создается ассоциативная связь и в таком виде информация запоминается надолго.

Дидактическим материалом служат:

- Мнемоквадраты -изображения,

которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или

простое предложение.

- Мнемодорожки состоят из 3–4 символов, по которым можно составить

небольшой рассказ из нескольких предложений.

- Мнемотаблицы представляют собой изображения основных звеньев, в

том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести

целый рассказ, стихотворение, песню.

Используя эту технологию, педагогу важно передать условно-наглядную схему, изобразив таким образом, чтобы нарисованное было понятно детям.

Технология Синквейн происходит от французского слова - «пять».

Синквейн представляет собой творческую работу, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Эта технология возникла в начале двадцатого века в США под влиянием японской поэзии.

Существуют два основных правила составления синквейнов:

1. Строгое подсчитывание слогов в каждой из пяти

строк.

2.Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки:

Первая строка -тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно

существительное или местоимение, обозначающее явление или

предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка -два слова (чаще всего прилагательные или причастия,

описывающие свойства и признаки этого явления или предмета.

Третья строка – состоит из трёх глаголов или деепричастий, которые описывают характерные действия явления или предмета.

Четвертая строка -фраза из четырёх слов, в которой автор выражает своё

отношение, мнение описываемому предмету или явлению.

Пятая строка - одно слово - резюме, характеризующее суть предмета или явления, о котором говориться в дидактическом синквейне.

При составлении дидактического синквейна, детям необходимо из всего

своего словарного запаса найти необходимые слова-признаки, слова-

действия, умение составить распространенное предложение с этими словами, подобрать слово, которое ассоциативно связано с этим понятием. Применение данной творческой работы позволяет развивать у детей:

– Мыслительные способности (ребёнок учится находить в информационном материале существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать);

Речевые способности (развитие связной речи, как составление рассказа

из опыта, развитие активного словаря);

–Проявление индивидуальности (дети учатся выражать свои наблюдения,

впечатления и переживания).

Компьютерные технологии.

Информационные технологии в педагогике обучения – все те технологии, которые позволяют использовать специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, видео).

В России стало необходимым становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно -образовательное пространство.

Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Альтернативные технологии.

Под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей стороной (цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса). С этой точки зрения любая инновация может претендовать на статус альтернативной технологии.

Альтернативные технологии предполагают отказ как от традиционных

концептуальных оснований педагогического процесса (социально-

философских, психологических, общепринятых организационных,

содержательных и методических принципов, и замены их другими,

альтернативными.

Технология ТРИЗ.

Девиз тризовцев: «Можно говорить все!»

Данную работу рекомендуется в два этапа:

1. Научить находить и разрешать противоречия в объектах и

явлениях, которые его окружают, развить системное мышление, т. е. умение

видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов.

2. Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и

качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т. д.

3. Решать сказочные задачи и придумывать новые сказки.

4. Учить детей находить выход из любой сложной ситуации.

Применение всех этих технологий при решении образовательных задач позволит развить коммуникативные компетентности, овладеть речью как средством общения и культуры, обогатить активный словарь, развить связную, грамматически правильную диалогическую и

монологическую речь, развить речевое творчество, звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух,

познакомит с книжной культурой, детской литературой, научит понимать на слух тексты различных жанров детской литературы, сформирует звуковую аналитико-синтетической активность, что создаст положительные как

предпосылки обучения грамоте.

Спасибо за внимание и поддержку!

Публикации по теме:

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. В современном мире всестороннее развитие детей невозможно.

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУИспользование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ. Назарова Т. А. В современной.

Использование интерактивных технологий в организованной образовательной деятельности в ДОУИспользование интерактивных технологий в организованной образовательной деятельности в ДОУ Уважаемые коллеги приветствую вас! Хочу поделится своим опытом в использовании интерактивных технологий на занятиях. Что же такое интерактивная.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Найди отличия
  • Домашние животные
Автор публикации:
Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста
Опубликовано: 1 декабря 2021 в 05:46
+168Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 66.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. День сравнения на МААМ

В мире мы сталкиваемся с множеством вещей и явлений, которые приходится сравнивать между собой. Научить детей этой не только математической, но и философской операции, не так-то просто. Дошкольные...

19 января. День лыж и коньков на МААМ

С января 1924 года лыжи и коньки обязательны на зимних Олимпийских играх. И, конечно же, ещё шире они представлены в любительском и оздоровительном спорте. Ведь покататься на лыжах и коньках – это...


Горячие темочки