МААМ-картинки

Конспект образовательной деятельности по мордовской народной сказке «Как собака друга искала»

Анастасия Осипова
Конспект образовательной деятельности по мордовской народной сказке «Как собака друга искала»

Конспект образовательной деятельности по мордовской народной сказке «Как собака друга искала»

Осипова А. Ф. воспитатель МАДОУ городского округа Саранск

«Центр развития ребёнка – детский сад №46»

Программное содержание:

Образовательные:

-совершенствование правильного произношения слов на мокшанском языке;

- учить подбирать слова-синонимы.

Развивающие:

Публикация «Конспект образовательной деятельности по мордовской народной сказке „Как собака друга искала“» размещена в разделах

-активизация словаря по темам: «Домашние животные», «Дикие животные»;

- развитие мыслительной деятельности, внимания, зрительной памяти, мелкой моторики пальцев рук,связной речи.

Воспитательные:

-воспитание у детей желания говорить на мокшанском языке.

-прививать интерес к мордовскому фольклору.

-воспитание у детей любви к животным;

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Предварительная работа:

Чтение мордовских народных сказок срассматриванием иллюстраций, беседы о Мордовии, разучивание стихов ипотешек из мордовского фольклора, прослушивание мокшанских песен в аудиозаписи.

Словарная работа:

медведь - офта, лиса - келазь, белка - ур, ёжик -сеель, волк - врьгаз, заяц -нумол, лодка –венч, берёза - келу, дружок – ялганя, дятел – шякшата.

Методические приёмы:

Беседа, ответы хоровые и индивидуальные, перевод слов с русского языка на мокшанский, индивидуальная работа с детьми, путешествие в «лес», дидактическая игра с применением наглядности, подвижная игра, музыкальная пауза, сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика, использование ТСО.

Материал и оборудование:

Собачка (игрушка) в мордовской национальной одежде, картина на большом листе бумаги к мордовской народной сказке «Как собака друга искала» с препятствиями, иллюстрации к мордовским народным сказкам, ИКТ.

Ход занятия.

Дидактическая игра «Угадай сказку».Воспитатель. Дети, вы очень любите слушать мордовские народные сказки. Угадайте, к какой сказке нарисована каждая из этих картинок.

Я показываюиллюстрации, дети называют:

- «Кошечка и петух»

- «Пугливая мышь»

- «Кот и лиса»

- «Благородный медведь»

- «Как собака друга искала»

Воспитатель. Правильно. А сегодня я пригласила собачку из сказки «Как собака друга искала». Мне хочется узнать еще раз, как же она нашла друга настоящего. Ребята, а вы хотите узнать?

Дети. Да.

Воспитатель. Мы узнаем, если отправимся в необычное путешествие по сказке и преодолеем все препятствия. Они указаны на этой картинке.

Показываю картину по мордовской народной сказке «Как собака друга искала»

Дети рассматривают картинку с «препятствиями».

Дидактическая игра «Назови животных по-мокшански»

Воспитатель: В лесу живут разные животные.

На экране появляются изображения диких животных: белки, лисы, медведя, зайца, волка, ежа, мыши).

Воспитатель: шабат, тя кие?

Дети: тя ур, тя офта и т д., перечисление животных.

Дети называют животных по - мокшански хором и индивидуально: ур, келазь, офта, нумол, врьгаз, сеель, шеер.

Воспитатель. Давным – давно жила в лесу собака, одна одинёшенька. Скучно ей стало. Захотелось собаке друга найти, увидела зайца, хотел заговорить, но тут кто-то застучал по дереву и полетели щепки на неё. Кто стучал?

Дети. Дятел.

Воспитатель снимает листок, под листком нарисован дятел, переводит слово «дятел» на мокшанский язык

Воспитатель. Собачка вспомнила потешку про дятла и белку. Как вы думаете, какую потешку могла собачка рассказать дятлу?

Один ребёнок читает потешку на мокшанском языке.

Сире урськудганза якай.

Кульсы, кати-кие чакай:

- Чак, чак, чак! Чак, чак, чак!

- Можна, можна! Сак сувак.

Воспитатель. О чем говорится в этой потешке?

Дети переводят потешку на русский язык.

Воспитатель. Дятел перестал стучать и собака успешно добралась до зайца. Дети, собака стала жить с зайцем? Почему?

Ответы детей по содержанию сказки.

Воспитатель. Долго искала собака волка, по дороге чуть не наступила на маленький домик. Его жители в это время играли. Давайте и мы поиграем.

Пальчиковая гимнастика на мокшанском языке.

Дети читают потешку на мокшанском языке, поочередно загибают пальчики.

Тя – атяня,

Тя – бабаня,

Тя – цёраня,

А тя – шеерня,

Кштр, кштр, кштр –

Кяшсь, шеернясь.

Воспитатель. На чей домик собака чуть не наступила?

Дети. На домик мышей.

Воспитатель. Давайте посмотрим.

Я снимаю листок, под ним нарисован домик мышей.

Воспитатель. Интересная игра была у мышей, но надо искать волка. И тут собака увидела его на другом берегу реки. На чём собака добралась на другой берег реки, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Спина есть, живота нет:

Идет, идет – следа нет.

Дети. Лодка.

Я снимаю листок, под листком нарисована лодка. Перевожу слово «лодка» на мокшанский язык.

Воспитатель. Встретилась собака с волком. Ночью они легли спать под деревом. Под каким деревом отдыхали собака с волком, вы узнаете, когда внимательно послушаете мордовскую народную песню, где есть отгадка.

Физкультурная пауза.

Звучит мордовская народная песня «Луганяса келунясь» в аудиозаписи. Дети выполняют движения (элементы из мордовского народного танца) по показу воспитателя.

Воспитатель. О каком дереве поется в этой песне?

Дети называют березу. Я перевожу слово «береза» на мокшанский язык, дети повторяют, потом снимаю листок, под ним нарисована береза.

Воспитатель. Ребята, стала собака жить с волком?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему?

Ответы детей по содержанию сказки.

Воспитатель. Пошла собака к медведю. Стала жить собака с медведем? Почему?

Ответы детей по содержанию сказки.

Воспитатель. Правильно. Собака подумала: «Медведь боится человека, значит, человек никого не боится». Дети, как можно сказать о человеке, который никого не боится?

Дети подбирают прилагательные: сильный, храбрый, смелый, отважный и т. д.

Воспитатель. Собака нашла человека. Человек накормил ее, теплую конуру построил. Ночью собака лает, дом охраняет. Осталась она жить с человеком. С тех пор собака стала называться домашним животным.

Люди всегда называют своих любимых животных по именам. Давайте и мы придумаем кличу для собаки из этой сказки.

Дети называют различные клички животных и выбирают слово «Дружок».

Воспитатель.

Слово «дружок» по-мокшански – ялганя.

Дети повторяют.

Итог.

Дети, вам понравилось путешествовать по сказке.

Дети. Да.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы преодолели все препятствия. А теперь нам пора прощаться с собакой.

Дети. Васедемозонк, Ялганяй! (До свидания, Дружок).

Список использованной литературы:

1. «Мы в Мордовии живём»: региональный образовательный модуль дошкольного образования/ О. В. Бурляева[ и др. ] Мордов. гос. пед. ин – т. – Саранск, 2015. – 84с.

Брыжинский В. С. Мордовские народные игры/ В. С. Брыжинский. – Саранск: Мордов. кн. Изд – во, 2009. -272с.

2. Голенков Н. Учимся думать и говорить по-мокшански, по-эрзянски. Учебное пособие. - С. ; изд. Дом «Книга», 2009

3. Голенков Н. Б. Уроки мокшанского, эрзянского; - С изд. Дом «Писатель», 2006.

4. Детство: Комплексная программа дошкольного образования / руководители авторского коллектива Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева, 2016 г.

5. Заветные сказки мордвы/ СОБР. И обраб. К. Т. Самородов,. Мордовское книжное издательство, 2015.- 160с.

6. Исайкина А. И. Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия. : Программа и методические рекомендации//Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов»; МО Республики Мордовия, МРИО, - Саранск, 2007.- 64с.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Как кукла Акань друзей искала» Непосредственно-образовательная деятельность «Кукла Акань ищет друзей» Непосредственно-образовательная область «Познание» (НОД для детей.

Комплексно-тематическое планирование театрально-игровой деятельности по русской народной сказке «Лиса и Заяц» Комплексно- тематическое планирование театрально-игровой деятельности по русской народной сказки "Лиса и Заяц" в средней группе детского.

Конспект игровой образовательной деятельности по сюжету русской народной сказки «Колобок» Конспект игровой образовательной деятельности на основе сюжета РНС «КОЛОБОК» в средней группе Воспитатель Кияницкая Е. А. Цель и задачи:.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Игра-инсценировка по русской народной сказке «Заяц-хваста» Образовательные области: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально- коммуникативное развитие. Задачи: Образовательные:.

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Знакомство с русской народной сказкой «Заюшкина избушка» Программное содержание: Задачи: - Формировать умение отгадывать загадки, эмоционально воспринимать содержание сказки. - Побуждать детей.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Былины — кладезь народной мудрости» Цель: Формирование нравственно-патриотических чувств. Задачи: 1. Дать представление о былинах, их происхождении, авторстве, содержании,.

Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе «Как радуга наряд себе искала» Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе. Тема: «Как радуга наряд себе искала». Цель: Познакомить детей с теплыми и.

Конспект образовательной деятельности «Маша и Миша в «Сказке» Конспект образовательной деятельности Тема: «Маша и Миша в «Сказке» Направление: Формирование элементарных математических представлений.

Конспект занятия по развитию речи и театрализованной деятельности по русской народной сказке «Репка» Конспект по развитию речи и театрализованной деятельности : Русской народной сказки «Репка» во второй младшей группе Подготовила.

Конспект занятия «Пересказ мордовской народной сказки «Как собака друга искала» с элементами драматизации» Цель: формировать навыки самостоятельного связного пересказа. Коррекционные задачи: 1. Закреплять умение детей использовать различные средства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по мордовской народной сказке «Как собака друга искала»
Опубликовано: 29 января 2018 в 22:08
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД