Постнова Елена Викторовна
Конспект образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие». Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Гуси» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»
Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Гуси» в средней группе
Выполнила: Воспитатель МКДОУ Шарловский детски сад Постнова Елена Викторовна
Основной вид деятельности: речевая
Продукт деятельности (результат): овладение пересказом рассказа «Гуси»
Длительность: 20 мин.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по ОО „Речевое развитие“, Пересказ рассказа К, Д, Ушинского „Гуси“ в средней группе» размещена в разделах
- Гусь, гусенок. Все о гусях для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Ушинский К.Д.
- Темочки
Цель: учить детей пересказывать рассказ «Гуси» К. Д. Ушинского,
последовательно, без пропусков.
Задачи:
1. Образовательная:
Формировать навыки пересказа текста с опорой на игровую деятельность.
2. Развивающие:
-развивать монологическую речь
-развивать навыки анализа содержания и языкового оформления теста.
-развивать интонационную выразительность речи, продолжать закреплять умение регулировать темп и силу голоса.
-активизировать в речи слова: хозяйка, хворостина.
-упражнять в сочетании существительных с прилагательными: шеи длинные, лапы красные.
-упражнять в произношение звука [ г ] в словах.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к художественной литературе.
-воспитывать самостоятельность и инициативность при пересказе
-воспитание у детей доброжелательного и внимательного отношения друг к другу.
Интегрированные образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: рассматривание картины «Птичий двор» /из серии «Домашние животные»/, чтение рассказов, стихотворений; рисование и лепка домашних птиц; рассматривание альбома «Птицы».
Материал:
Демонстрационный материал: игрушка гусь, рассказ К. Д. Ушинского «Гуси».
1. Вводная часть 2-3 мин (Организационный момент)
Сюрпризный момент
(Для мотивации, создания интереса, использую сюрпризный момент для подготовки к восприятию нового произведения, познавательной активности).
-Ребята, посмотрите, к нам опять пришла посылка и письмо. Что в этой посылке вы узнаете, только если отгадаете загадку? (Дети осознают и принимают поставленную задачу, настраиваются на предстоящую деятельность).
Подготовка к восприятию текста.
Загадывание загадок:
1. Длинная шея,
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
2. По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(Дети отгадывают загадки)
-Посмотрим, правильно ли вы отгадали загадки? (Вынимаю из коробки гуся, и показываю детям, объясняю значение загадки).
- Правильно! Вот он какой красивый, важный, как настоящий.
(Дети рассматривают игрушку, отвечают на вопросы воспитателя).
2. Основная часть 10-12 мин
Название произведения.
-А сейчас, ребята, я предлагаю вам послушать рассказ К. Д. Ушинского «Гуси».(Называю автора, произведение, нацеливаю на прослушивание).
(Зрительное и слуховое восприятие рассказа. Дети слушают, запоминают).
Выразительное чтение текста:
«Вышла хозяйка на двор и манит гусей домой: «Тега – тега – тега! Гуси белые, гуси серые, ступайте домой!» .
А гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили, крыльями машут, носы раскрывают: «Га – га – га! Не хотим мы домой идти! Нам и здесь хорошо!»
Видит хозяйка, что добром от гусей ничего не добьёшься: взяла длинную хворостину и погнала их домой». (Читаю неторопливо и выразительно, с выделением абзацев, с логическими ударениями).
(Дети слушают рассказ, воспринимают текст).
Содержательный и языковой разбор сказки:
Беседа (по вопросам):
- Что вы прослушали?
- Как называется рассказ?
- Кто его написал?
-О ком этот рассказ? (После чтения провожу краткую беседу, (разбор произведения, в ходе которой задаю вопросы. Побуждаю ребенка отвечать полным предложением).
(Дети отвечают на вопросы: «Рассказ называется «Гуси». Его написал Константин Дмитриевич Ушинский).
Вопрос: Какое слово в этом рассказе вам показалось не знакомым?
(Дети отвечают: «Хворостина, растопырили»)
Объяснение слов, фраз. ( Объясняю слова «хворостина», фразы: «лапы красные растопырили»).
Вопрос: Как хозяйка манила гусей, как звала их? (Для работы над авторским текстом, задаю вопрос, побуждаю детей пересказывать близко к тексту, оперируя при этом преимущественно авторской речью с ее словарем, строем и темпом. Повторно читаю фразу).
(Дети отвечают, используя слова автора:«Тега – тега – тега! Гуси белые, гуси серые, ступайте домой!»).
Вопрос: «А что гуси сделали в ответ на слова хозяюшки?». (Повторно читаю фразу. Привлекаю внимание к средствам выразительности «гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили»).
(Отвечают:«А гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили, крыльями машут, носы раскрывают»).
Выборочное чтение абзаца. (Это еще раз сосредоточит внимание детей на описании и предотвратит пропуск в пересказах).
Развитие просодических компонентов речи:
Упражнение: «Скажите громко, как кричат гуси, а теперь тихо», «Скажи ласково» как кричит хозяйка своих гусей». Оля скажи громко. А теперь все вместе. (Провожу упражнения на интонационную выразительность речи).
(Индивидуальные и хоровые ответы детей: «Га – га – га! Не хотим мы домой идти! Нам и здесь хорошо!»)
Вопрос: «Что сделала хозяйка, чтобы гусей домой погнать?», сопровождаю указанием воспитателя: «Припомните конец рассказа».
(Дополняю и уточняю высказывания дошкольников).
(Дети воспроизводят содержание заключительной части рассказа, вспоминают, все, что было усвоено раньше).
Повторное чтение с установкой на пересказ
«Вслушайтесь, как я читаю». (Читаю текст еще раз). Дети слушают и запоминают текст).
Пересказ детей (3-5)
(После чтения делаю небольшую паузу для подготовки детей у ответам несколько секунд.)
«Послушаем, как рассказывает Света (Саша, Никита)».(Творческий процесс. Дети выслушивают пересказы и замечают несоответствия).
Физминутка «Гуси».
Гуси летят, бегут по кругу,
Крыльями машут-размахивают руками.
Прогнулись над водой остановились,-наклон
Качают головой вперёд,-голова вверх,качают вправо, влево
Прямо и гордо умеют держаться-выпрямились, шеи вытянули
Очень бесшумно на воду садятся садятся на корточки
На воду сели, посидели,
И снова полетели. полетели на стульчики.
(Провожу физкультминутку, для снятия эмоционального и физического напряжения).
(Дети выполняют).
В процессе пересказа детей использую приемы:
Прием отражения речи.
Если ребенок молчит использую прием, начинаю рассказ сама, произношу первую фразу «Вышла хозяйка на двор и манит гусей домой: «Тега – тега – тега!
(Ребенок повторяет фразу «Вышла хозяйка на двор и манит гусей домой: «Тега – тега – тега)
Подсказ слова и фразы.
(В том случае, если ребенок, изложив первую часть рассказа, затрудняется перейти к следующей, вновь помогаю ему, для достижения и связности и плавности пересказа).
(Дети повторяют).
Оценка пересказа.
(Наиболее подробно оцениваю первый и второй пересказы. Отмечаю многие качества положительного характера, фиксирую ошибки детей).
(Дети исправляют ошибки).
Напоминание о последовательности действий рассказа.
Если дети продолжают делать пропуски в описании, обращаюсь ко всей группе с просьбой напомнить последовательность рассказа и указать пропущенный текст).
Чистоговорка.
Предлагаю проговорить чистоговорку:
Га – га – га – наши гуси у пруда.
Го – го – го – стоит в сенях ведро.
Гу – гу – гу – по лугу бегу.
Ги – ги - ги – дотянусь до ноги.
(Повторяется дважды).
(Дети повторяют по одному и хором)
3. Заключительная часть 3-5 мин.
Подведение итогов занятия.
Вопросы к анализу
-Кто пересказал ближе к тексту?
-Кто использовал больше авторских слов?
-Кто пересказал выразительнее?
(По окончании пересказа даю оценку всем детям, отмечаю, с чем ребенок справился хорошо, а что надо улучшить. «Коля хорошо пересказал как кричат гуси», а слова хозяйка надо еще потренироваться).
Самоанализ пересказа детей.
Совет: Даю конкретные советы: «Произнести ту или иную фразу громче или ласковее, выговорить то или иное слово отчетливее». Я советую Свете громче рассказывать.