Папки-передвижки

Конспект ОД по речевому развитию для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи «Явления природы»

Ольга Кельцына
Конспект ОД по речевому развитию для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи «Явления природы»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели:

Организовать познавательную и речевую деятельность детей, направленную на обобщение и систематизацию знаний детей о весне и перелетных птицах;

Создать условия для развития у детей умения отвечать на вопросы полным ответом; соблюдения правил работы в коллективе;

Развивать интерес к особенностям весенних природных явлений.

Задачи:

- Организовать.

Уточнение признаков весны;

Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов, упражнение в подборе слов-признаков);

Публикация «Конспект ОД по речевому развитию для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи „Явления природы“» размещена в разделах

Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие зрительного восприятия;

Развитие длительного и плавного выдоха;

Развитие внимания посредством игровых заданий;

Развитие связной речи.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы о весне, заучивание народных примет, закличек;

Наблюдение с детьми за природными явлениями.

Словарная работа: Потепление, перелетные, проталины, сосульки, животные, подснежник и т. д.

Материалы и оборудование: игрушка «Солнце», картинки птиц, кубики с картинками, лэпбуки «Времена года», интерактивная доска.

Слайд 1 (заставка)

Ход образовательной деятельности.

I. Мотивационный этап

Воспитатель: - Ребята, сегодня на улице тает снег, прохладно, солнце то выглянет, то спрячется за тучи, а в нашей группе тепло и весело. А весело от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого всем становится тепло и хорошо. Давайте улыбаться друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

- Ребята, послушайте загадку.

Воспитатель:Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит к нам пришла…

Дети: Весна!

Воспитатель:Как мы можем догадаться, что наступила весна?

Дети: Весной ярче светит солнце, тает снег, бегут ручьи, становится теплее т. д.

Воспитатель:Правильно. Весна, пожалуй, самое любимое время года большинства людей. Оно является символом тепла, пробуждения, радости, надежд на будущий урожай и хорошую погоду.

Воспитатель:Давайте сядем на стульчики.

Слайд: изображение весны.

II. Ориентировочный этап

Воспитатель: Предлагаю Вам сегодня отправится в гости к Весне. Давайте закроем глаза и прислушаемся. А дети с закрытыми глазами слушают журчание ручья, пение птиц, шум дождя и сравнивают с картинками. Что вы услышали?

Вот мы и прибыли в гости к Весне.

Ответы детей.

Воспитатель:А вы любите весну?

Дети: Да!

Воспитатель:А почему вы ее любите?

Дети: - Я люблю весну, потому что можно дольше гулять на улице

- Я люблю весну, потому что становится тепло и т. д.

Воспитатель: Тогда давайте скажем весне ласковые слова. Я вам буду говорить слово, а вы в ответ назовете его ласково. Договорились?

Дидактическая игра «Назови ласково»(педагог называет слово, а дети по очереди называют ласково.)

Слова-ответы: трава-травка, птица-птичка, проталина-проталинка, цветок-цветочек, солнце-солнышко, дождь-дождик, туча-тучка, дерево – деревце, облако – облачко, день - денек.

III. Исполнительский этап

Воспитатель: Весна нам с Вами оставила послание. (На доске появляется изображение Весны и звучит аудио запись)

Слайд: изображение Весны и аудио запись.

Весна: Здравствуйте, ребята. Я хотела обратиться к вам за помощью. Проказница Зима никак не хочет мне уступать. То мороз напустит, то снега нашлет. Приходится все исправлять за ней. Я взяла ваши волшебные папки, чтоб установить на природных часах весеннее время. Но не успела Вам их вернуть. Выполните все задания, чтобы Зима, наконец поняла, что ее время прошло. А я постараюсь поскорее добраться до Вас и принести папки. Чтобы вы не скучали, пока меня ждете, поиграйте. До встречи.

Воспитатель:Поиграем?

Дети: Да.

Воспитатель:Как вы думаете, кто главный помощник у Весны?

Ответы детей.

(Варианты ответов. Если дети не догадываются, что это солнце, то задаются наводящие вопросы: Благодаря чему, становится тепло весной? Что начинает светить ярче и греть землю)

Воспитатель:У солнца бывают солнечные зайчики. К нам пришел один, чтобы поиграть.

(Переключается слайд, картинка с солнечным зайчиком)

Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»

Солнечный мой заинька,

(вытягивать вперед ладошку)

Прыгни на ладошку.

Солнечный мой заинька,

(ставить на ладонь указательный палец другой руки)

Маленький, как крошка.

Прыг на носик, на плечо.

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять

На плече давай скакать.

( следить взглядом за движениями пальца: к носу, к одному плечу, лбу, к другому плечу)

Воспитатель:Давайте выйдем на ковер и встанем в круг.

Выключаем интерактивную доску.

Игра «Весенние слова» с предметом (маленькое солнце) (передаем предмет и называем слова-признаки)

Воспитатель:Я задаю вопрос и даю Вам солнышко, а вы называете одно слово и передаете солнце своему товарищу.

Солнце весной (какое) – теплое, ласковое, яркое.

Небо весной (какое) – голубое, чистое, ясное, весеннее.

День (какой) – холодный, светлый, длинный.

Листочки весной (какие) – зеленые, яркие, молодые, первые.

Воспитатель:Молодцы! А вы знаете, какие-нибудь народные приметы, которые нам подскажут, что наступает весна?

Дети:Грач на горе-весна на дворе.

Увидел скворца – знай, весна на пороге.

Длинные сосульки – к долгой весне.

Купаются воробьи ранней весной к теплу.

Журавль прилетел – скоро лед сойдет.

Синички поют на деревьях – скоро теплые деньки;

Высоко плывут облака – к хорошей погоде.

Воспитатель:Много вы примет запомнили. В приметах очень много говорится о птицах. Что же происходит с птицами весной?

Воспитатель:Весной возвращаются перелетные птицы к нам. Птицы вьют гнезда и выводят птенцов.

Воспитатель:Весна приготовила загадки. Давайте пройдем за столы.

Логопед: Возьмите конверты. В них лежат картинки птиц. Я вам буду загадывать загадки про них, а вы поднимать отгадку и называть ее. Только помним, что с мест мы не кричим. Готовы? (После того как дети поднимут картинку-отгадку, на доске появляется правильная картинка-отгадка).

Включаем доску. Слайды - отгадки.

Всех прилётных птиц черней

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица…. (Грач)

- Хорошо. Кладем картинку на стол. Слушаем дальше.

Прилетели на зимовку

Птицы, что в морозы ловко,

Скачут по деревьям, веткам

В красно-огненных жилетках:

Толстый клюв раздался вширь –

До чего красив …. (Снегирь)

(Дети отвечают и поднимают картинку)

- Кладем картинку рядом с предыдущей в ряд. Слушаем дальше.

Как на доме, на карнизе

Прилепила птичка снизу

Гнёздышко, как вазочка

Эта птичка -. (Ласточка)

- Хорошо. Кладем картинку рядом с картинкой снегиря.

Спрятался среди ветвей

Поет славно ….(Соловей)

- Кладем в ряд с птицами.

- Молодцы! Всех птиц отгадали, а теперь еще раз их назовем по порядку.

(Дети по одному называют птиц)

Логопед: Как вы думаете, какая птица лишняя в этом ряду? (Снегирь)

А почему?

Дети: Все птицы перелетные, а снегирь зимующая.

Логопед: А почему птиц называют перелётными?

Дети: Потому что они улетают на зиму в теплые края.

Логопед: А почему они не остаются зимовать у нас?

Дети: Потому что зимой им нечего есть у нас.

Воспитатель:А чем будут заниматься птицы, когда вернутся?

Дети: Птицы строят гнезда (вьют гнезда).

Воспитатель:Давайте поможем птицам построить гнездо.

Игра с прищепками «Построим гнездо»

Дети под веселую музыку, берут прищепками, как клювиками веточки и относят в гнездо, а затем выходят на ковер.

Воспитатель:Молодцы! Вы настоящие помощники.

Воспитатель:Мы с вами вспомнили, что к нам весной прилетают птицы. А про животных, что вы можете сказать?

Дети: Заяц и белка меняют шубку. Просыпаются медведи. Просыпаются ежи. У животных появляются весной детеныши.

Воспитатель:А про растения, что вы знаете?

Дети: Весной появляются цветы. На деревьях набухают почки.

Воспитатель:Молодцы! Сразу видно, что вы очень любите весну и много о ней знаете.

Весна нам оставила кубики. Вы будете по очереди их бросать. На гранях одного кубика напечатаны цифры, на другом изображения, связанные с весной. Вам нужно бросить и рассказать, что выпало.

Дети по очереди бросают по 2 кубика.

Дети: У меня 5 сосулек. У меня 2 ручья и т. д.

- Раньше, чтобы Весна наступала быстрее, ее закликали. Давайте и мы попробуем ее позвать. Вдруг она совсем рядом.

Произносят хором закличку.

Весна, Весна,

Отворяй ворота,

Приходи поскорей

Землю согрей.

Входит Весна с папками в руках.

Весна:Здравствуйте, ребята. Я так к Вам спешила. Ох, уж эта Зима-проказница, натворила она дел везде. Я принесла Ваши волшебные папки. Если вы выполните задания и установите правильно природные часы, то зима отступит. Вы же поможете?

Воспитатель:Ну что, поможем ребята?

Дети: Да.

Весна раздает детям папки.

Весна: А я пойду дальше, нужно наводить порядок после Зимы.

Воспитатель:Не переживай Весна, мы все обязательно сделаем.

Весна прощается и уходит. Дети садятся за столы.

Логопед: Аккуратно развязываем и открываем.

- А теперь поиграем в «Дождик». Достаем карточки из кармашка. Рассмотрите картинки у себя на карточке и закройте капельками все картинки, не имеющие отношения к весне. А капельки спрятаны в конвертике. (Дети выполняют и комментируют свои действия).

Логопед: Весна нам приготовила свою картину. Достаньте ее из кармашка, который находится в левом нижнем углу папки.

Логопед: Внимательно ее рассмотрите и выберете весенниеслова, которые состоят из двух слогов.

Дети: Птицы, ручей и т. д.

Логопед: -Давайте найдем картинку, на которой приметы Весны. (Дети листают странички). Все нашли?

- Посмотрите на нее внимательно. Что мы знаем о весне? (Дети составляют предложения, опираясь на картинки-подсказки)

Логопед: Я начну, а вы продолжите. Весной распускаются первые цветы.

Дети: Весной тает снег. Весной бегут ручьи и т. д.

Логопед: Молодцы! Давайте откроем кармашек, расположенный в верхнем левом углу и заглянем в него. Что у нас в них лежит?

Дети: Птичка.

Дыхательная гимнастика «Птичка».

Логопед: Положите ее на ладошку. Поднесите ко рту. Превращаемся с вами в весенний ветерок. Поможем им полететь. Только дуем аккуратно, щеки не надуваем. И стараемся, чтобы со стола они не улетели.

- Какой из вас хороший весенний ветерок получился.

Логопед: А теперь пора выставить природные часы. Поднимаем колпачок.

- Чем отличается весна от других времен года?

Ответы: тает снег, теплеет, появляются листочки на деревьях.

Какая картинка на часах соответствует весне? (покажите)

- А какие весенние месяцы вы знаете?

Ответы….

- Март, какой по счету месяц весны?

Ответы: (первый)

- Посмотрите, на часах зеленый цвет прямоугольников соответствует весенним месяцам. Нам нужно повернуть картинку с изображением весны к ним. И на первый прямоугольник навести стрелку.

- У всех получилось? Молодцы!

- Возвращаем крышку на место. Вот мы и выставили с вами природные часы. Теперь Весна вступит в свои права, а зима должна отступить.

- Давайте все папки закроем и выйдем в круг.

IV. Рефлексивный этап

- Вам понравились помогать Весне? А что было самым сложным, какое задание было самым легким?

Ответы детей…

- Мы сделали с Вами доброе дело.

- А кому сегодня вечером вы расскажете о нашем необычном занятии?

- Какие вы сегодня молодцы! Наше занятие закончено, давайте попрощаемся с гостями.

Литература:

1. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения: Популяр. пособие для родителей и педагогов / Е. В. Карпова. - Ярославль: Акад. развития, 1997. - 237 с. : ил. ; 20 см. - (Игра, обучение, развитие, развлечение).

2. Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. и доп. В соответсвии с ФГОС ДО. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 240с.

3. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа).- СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 640с.

4. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей с ОНР. Альбом 3 / Н. Э. Теремкова. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2006. – 32 с.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Мы — гагаринцы!» по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группыКонспект НОД «Мы — гагаринцы!» по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группы Цель: формирование у детей целостной картины окружающего мира. Задачи: - продолжать знакомить детей с родным городом, районами города,.

Конспект НОД по речевому развитию для старшей группы «Путешествие «В поисках Колобка» с использованием мнемотаблицКонспект НОД по речевому развитию для старшей группы «Путешествие «В поисках Колобка» с использованием мнемотаблиц Тема: Путешествие «В поисках Колобка» с использованием мнемотаблицы. Цель: Создание социальной ситуации развития посредством познавательной.

Конспект занятия по развитию речи и речевому общению с использованием мнемотаблиц в старшей группе «В гостях у сказки» Задачи: Учить детей рассказывать сказку без помощи воспитателя с использованием мнемотаблиц и иллюстраций. Учить подбирать антонимы. Закрепить.

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Составление рассказа на предложенную тему»Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Составление рассказа на предложенную тему» Тема: Составление рассказа на предложенную тему. Задачи: учить детей составлять рассказ на предложенную тему; учить сравнивать предметы,.

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Задачи: учить детей выразительно пересказывать литературный текст без наводящих вопросов воспитателя; учить придумывать загадки; согласовывать.

Конспект занятия по речевому развитию в форме рассказывания «Наш живой уголок» для старшей группыКонспект занятия по речевому развитию в форме рассказывания «Наш живой уголок» для старшей группы Задачи: воспитывать интерес составлению рассказа самостоятельно; учить детей рассказывать о животных, которые живут у них дома; развивать.

Конспект занятия по речевому развитию «Рассказывание по картине «Северные олени», для старшей группыКонспект занятия по речевому развитию «Рассказывание по картине «Северные олени», для старшей группы Задачи: воспитывать интерес к составлению рассказа по картине; учить детей составлять сюжетный рассказ по картинке с опорой на имеющиеся.

Конспект занятия по речевому развитию «Сказочное путешествие в городок маленьких слов» для детей старшей группы с ОНР Тема: «Сказочное путешествие в городок маленьких слов» Программное содержание: Образовательные задачи: Уточнить понимание детьми предлогов:.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по речевому развитию для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи «Явления природы»
Опубликовано: 22 апреля 2020 в 09:33
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ОД по речевому развитию для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи «Явления природы»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кельцына (УИ 719203) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД