Елена Бабинян
Конспект образовательной деятельности по экологии «Путешествие капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по экологии
на тему: «Путешествие капельки».
Пояснительная записка:
Дошкольный возраст – это важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, о животном и растительном мире. Одним из необходимых условий экологического воспитания является формирование у детей эмоционального отношения к миру природы. Желательно, чтобы они радовались, огорчались, удивлялись природным объектам, чтобы мир природы сделался неотъемлемой частью мира каждого ребёнка.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по экологии „Путешествие капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
Образовательная область : «Познание».
Интеграция: «Коммуникация», «Художественное творчество».
Виды деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Форма - проведения: занятие - путешествие.
Возраст детей: средняя группа (4-5 лет).
Цели и задачи:
1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);
2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;
3. Прививать бережное отношение к воде;
4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.
Обогащение словаря: Путешествие, спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода.
Материал: Кукла «Капитошка», капельки воды (большие и маленькие, три ёмкости для опыта, воронка, плакат с изображением факторов, подтверждающих необходимость воды на Земле; кисти, салфетка для каждого ребёнка, гуашевые краски, стаканчики с водой.
Предварительная работа: Заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за рыбками в аквариуме (замена воды, за цветами (полив); совместное изготовление коллажа «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас и предлагаю вам вспомнить наш девиз: «С голубого ручейка начинается река, а игра – начинается с улыбки!
(Дети проговаривают вместе с воспитателем).
Игровая ситуация:
Воспитатель: Ребята, кто-то спешит к нам в гости! Кто же это? Да это капелька, которую зовут - Капитошка. Наша гостья нам представилась, а теперь давайте, и мы назовём свои имена. (Каждый ребёнок берёт в руки куклу (картинку) и называет своё имя).
А пришла она к нам в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в группе. Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.
Путешествие-поиск капелек по группе :
(Дети идут по группе делают остановки, первая – в уголке природы возле растений).
Воспитатель: цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку).
У аквариума: рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают большую капельку). Ребята, а какая вода нужна рыбкам чистая или грязная? За рыбками нужно ухаживать, чистить аквариум, менять воду, следить, чтобы рыбкам в нём было уютно?
Дети: Да.
Проходят дальше, останавливаются около раковины (мойки) : помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку)
В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую капельку)
У стола, на котором стоит чайник с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку)
В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают большую капельку).
Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в групповой комнате, чтобы Капитошка знала сколько их.
(Все вместе пересчитывают капельки).
Воспитатель: Вот Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.
Физкультминутка:
«Рыбки весело плескались
В тёплой, солнечной воде.
То сожмутся, разожмутся
То зароются в песке!»
(движения выполняются под музыкальное сопровождение)
Проговаривание чистоговорки:
Кто там плавает в пруду – ду-ду-ду.
Вот я удочку найду – ду-ду-ду.
На рыбалку я пойду – ду-ду-ду.
А кота к пруду не поведу – ду-ду-ду.
Экспериментальная деятельность : «Как воду сделать чистой?»
Воспитатель: вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран. Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Дети: Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить - эту или эту? А почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, вы рассуждаете! Потому что здесь вода чистая, а в этой ёмкости - грязная. Воду нужно пить чистую и кипячёную. Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим в неё листок специальной бумаги и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается. Вода стала чистой. А что стало с нашей бумагой? Она стала грязной.
Массаж лица:
Водичка, водичка, умой моё личико.
Чтобы глазки блестели. (выполнить движения по тексту).
Чтобы щёчки краснели.
Чтоб смеялся роток.
Чтоб кусался зубок.
Совместная деятельность :
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки? Дети: В чистой.
Воспитатель: Молодцы! У меня есть маленький волшебный аквариум с чистой водой. И живёт в этом аквариуме золотая рыбка. Но ей очень грустно быть одной и она просит нас помочь ей. Я предлагаю вам сесть за столы и нарисовать для неё друзей.
(Дети рассаживаются за столы).
Воспитатель: Сначала сделаем гимнастику для пальчиков, чтоб они хорошо работали.
Пальчиковая гимнастика: «По водицу».
Рассказать вам, где мы были? (показать «человечков» обеими кистями)
К речке по воду ходили,
Принесли в ведре водицы, (изобразить «ведро»)
Чтоб детишкам всем умыться. (изобразить «умывание»)
Практическая деятельность :
(Дети рисуют рыбок).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько новых и удивительных друзей мы нарисовали для нашей золотой рыбки. Молодцы!
Вывод:
Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз скажем Капитошке, где же у нас живут сестрички-капельки? Для чего нам нужна вода? Как нужно беречь воду?
(Ответы детей).
А теперь, милая Капитошка, ребята расскажут для тебя стихотворения, которые готовили для нашей сегодняшней встречи.
1-й реб: Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.
2-й реб: Без неё нам не умыться,
Не покушать, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
3-й реб: Вы её в пруду найдёте
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница - вода!
4-й реб: На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
Воспитатель: Ребята, Капитошка всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки, которые будут поить нас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.
(Каждому ребёнку вручается капелька)
Воспитатель: Спасибо тебе Капитошка, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и выполненную работу на занятии.
Вывод: Дошкольники стали осознаннее, внимательнее и наблюдательнее относиться к природному богатству - воде. Я считаю, что в процессе решения задач образовательной деятельности я смогла воспитать способность любить, ценить и рационально использовать природное богатство.
Используемая литература:
1. Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ» Издательство «Учитель» стр. 199
2. Денисенкова Н. «Ваш ребёнок познаёт мир» - №2, 2000 г.
3. Николаева С. «Формирование начал экологической культуры младшего дошкольного возраста» Дошкольное воспитание №8, 1999 г.
4. Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика». Гимнастика для пальчиков.