Вера Калашникова
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Хоровод дружбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность с детьми подготовительной группы
Тема : «Хоровод дружбы»
Образовательная область : Познавательное развитие.
Цель: Формировать уважительное отношение к культуре и обычаям людей разных национальностей.
Задачи:
Обучающие - Знакомить детей с культурой и обычаями национальностей ближайшего окружения. Формировать чувство симпатии к разной национальной культуре, обычаям, традициям, играм.
Публикация «Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы, Тема: „Хоровод дружбы“» размещена в разделах
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Хоровод дружбы народов
- Темочки
Развивающие - Расширять национальное самосознание. Закрепить умение вести диалог, отвечать на вопросы, участвовать в общей беседе. Продолжать работу по обогащению и активизации словаря. Продолжать развивать интерес к различным формам изучения и закрепления нового материала. Развивать художественный вкус.
Воспитательная - Воспитывать социальную толерантность, интерес и уважение к людям других национальностей.
Материал и оборудование:
Мультимедийная установка, презентация, берёза, заготовки для изготовления венков (клей, ободки, цветы, салфетки, клеёнки, заготовки для приготовления пирога (тесто, посуда, клеёнки, фартуки, ножи, заготовки для строительства чума (жерди, орнамент, покрывало,
Используемые педагогические технологии:
1. Технология развивающего обучения.
2. Личностно-ориентированный подход.
3. Информационно – коммуникативная технология.
Используемые принципы ФГОС ДО:
1. Интеграция образовательных областей : речевое развитие, социально
- коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
2. Привлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.
3. Зонирование детской деятельности.
Ход образовательной деятельности:
(организационный момент)
- Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, маленький дубок
Здравствуй, вольный ветерок
Здравствуй, утро
Здравствуй, день
Нам здороваться не лень.
Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу частичку своего тепла.
- Для того, что бы определить тему нашего сегодняшнего разговора, я предлагаю вам послушать песню.
(Фонограмма песни «Я ты он она – вместе дружная страна») - Ребята, о чём эта песня? О чём мы с вами будем беседовать? (о нас, о дружбе, о нашей планете, о Родине)
- А как вы думаете, что обозначает слово Родина? (место, где родились, где растем, где живут родные и близкие – твоя семья. Родина - значит родная). Мы с вами родились и живём в одной из самых больших и прекрасных стран на планете Земля. Как называется наша страна? Какое красивое и звонкое имя у нашей Родины. - Мы с вами живём в России, значит мы….(Россияне, - На каком государственном языке говорят граждане России? (русском) - Россияне люди какой национальности? (русские). - Какие национальности ещё проживают в России? (татары, башкиры, ханты, манси, цыгане). - На территории России проживают более 100 национальностей, подумайте, как можно назвать нашу страну? (многонациональная). Да вы правы, мы живём в многонациональной стране, и каждый день общаемся с людьми разных национальностей. – В нашем детском саду, в нашей группе тоже есть дети, их родители, родственники разных национальностей. - Злата, назови, пожалуйста, свою национальность (манси) - Тимур, какой национальности твой папа, бабушка и их родные? (татары) - Значит Тимур и Злата у нас другой национальности, но так как мы являемся Россиянами, то большая часть детей в нашей группе русской национальности. Ребята, а вы хотели бы узнать о традициях и обычаях народов разных национальностей? В этом нам помогут ваши мамы. Встречайте первую гостью.
(Слайд с русской народной музыкой) - Выходит мама в русском народном сарафане. - Здравствуйте, ребята! Вы уже сказали о том, что Родина – это место где вы родились, где живёте и растёте и наша Родина – Россия. У русского народа есть свои традиции и обычаи. Знаете ли вы, что такое традиции? (это то, что передаётся от одного поколения к другому). - Какие русские народные праздники вы знаете? - Давайте вместе с вами вспомним, какие русские народные инструменты можно услышать на праздниках? - А можно ли узнать русского человека по национальной одежде? - Знаете ли вы какое дерево является символом России? - Белоствольная берёзка –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Изумрудная весною,
А зимою – в серебре,
Машет веткой золотою
Всем детишкам в сентябре.
Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты берёзку посади. – Невозможно вообразить себе жизнь русского человека без белой красавицы российских раздолий – берёзы. Пройдут сотни лет, но береза не потеряет своей значимости: как и в былые времена, она будет символизировать нашу бессмертную, славную и могучую Родину. Издавна Россию называют краем белоствольных берез. - Что берёза даёт человеку? (здоровье, тепло, дом, предметы мебели, бумагу). - Самое удивительное то, что в старину у славян год начинался не зимой, а весной, и новогодним деревом бала не ель, а берёза, именно её наряжали ленточками и водили вокруг неё новогодние хороводы. - Спасибо большое, а мы рады приветствовать нашу следующую гостью.
(слайд с мансийской музыкой) – Заходит мама в мансийском платье. - ПАСЯ ОЛЭМ, ребята. Сибирский край, моя земля
Родимые просторы!
У нас и реки и поля
Холмы, леса и горы
Народ мой манси, как одна семья,
Хотя язык наш разный,
И мы живем прекрасно!»
- Как вы думаете, какой национальности наша гостя? (манси) Почему вы так решили? (по одежде) - Манси – это коренной народ севера, у нас тоже есть свои традиции и обычаи. (слайд) - Наша национальная одежда очень практичная и тёплая, часто используется кожа и мех, украшением служит бисер и северный орнамент. (слайд) - Часто коренные народы севера ведут кочевой образ жизни. Как вы думаете, почему? (занимаются оленеводством, охотой, рыбалкой) (слайд) - Как называется традиционное кочевое жильё народов манси? (чум) Может быть вы знаете, какие материалы используются для его строительства? Почему? (слайд) - Все праздники народа манси связаны с поклонением и почитанием животным, это можно понять по их названию Вороний день, Медвежий праздник, Проводы лебедя. Я – манси и горжусь своим народом, своими обычаями и традициями, я очень рада, что теперь и вы с ними знакомы.
- Спасибо большое. Встречайте нашу третью гостью. (Слайд с татарской музыкой). Гостья здоровается на татарском языке. - Татарская земля родная,
Традиций мне её не счесть.
Другого я не знаю края,
Где б также почитали их.
Звучит курай, лаская сердце
Красивых, любящих людей.
Мы можем все тобой гордиться,
В объятьях родины своей. - Моя Родина Татарстан, столица Татарстана – город Казань. Это очень большой, старинный город, стоящий на реке Волга. – У татар, так же как у народов других национальностей есть свои традиции и обычаи. О некоторых из них я хочу вам рассказать. - обязательный атрибут татарского костюма является жилетка или халат, на голову и женщины и мужчину надевают головной убор, который называется тюбетейка (показывает). - Наши дома очень похожи с русскими избами, потому что строятся из дерева и украшаются деревянной резьбой. Но у нашей национальности есть и кочевые народы, которые живут в юртах. - У нас есть свои национальные музыкальные инструменты, - а ещё татарский народ очень любит свои народные праздники, такие как Сабантуй, Рамадан Байрам, Ураза байрам. - В праздничные дни в каждом доме готовят традиционные татарские блюда: плов, бищбармак, баурсак, чак чак. Этими блюдами угощают всех гостей. - Я горжусь тем, что я татарка и рада была рассказать вам о традициях своего народа.
– Ребята, вы узнали много нового и интересного, продолжая сегодняшнею встречу, наши гости предлагают вам разделиться на группы для дальнейшей работы.
- ДЕТИ РАСХОДЯТСЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ЗОНАМ -
Гостья в русском народном костюме : – Вот и берёзонька – символ нашей Родина. Давайте присядем около берёзки. В давние времена, после сбора урожая девушки по традиции собирались в берёзовой роще – пели песни, да плели венки, вот и я вам предлагаю украсить свои веночки (рассматривают ободки, цветы) Работают, поют песню «Во поле берёзка стояла». После того как сплели венки - наряжаются - Считается, что берёза это дерево исполняющее желание, я вам предлагаю загадать желание, повязать на ветку ленточку и это желание обязательно исполнится.
Гостья в татарском костюме: – Одним из самых любимых татарских блюд является Чак чак, этот сладкий пирог хозяйки готовят на все праздники. Хотите научиться его стряпать? Тогда надевайте фартуки, рассаживайтесь за столы и начнём. (рассказывает из чего готовится тесто, дети принимают участие в раскатке теста, в формировании пирога, уносят пирог на кухню, приносят готовый, разрезают, что бы угостить всех)
Гостья в мансийском костюме: – Мы с вами говорили о том, что чум является традиционным жильём кочующих манси и на фотографиях вы видели, как он выглядит. Я предлагаю вам попробовать построить чум. Настоящий чум делается их оленьих шкур. Как вы думаете, для чего? Нам с вами от холода спасаться не надо, а чум нам нужен для игры и поэтому мы смастерим его из подручных материалов. (строят чум, ставят оленей, куклу в национальном костюме) - Ну вот чум для игр готов, олени ждут, давайте поиграем в игру «поймай оленя» (с кольцами)
Собираются все вместе. - Ребята, вам понравилось, как вы провели время? Чему вас научила мама Тимура? Я думаю, этим замечательным рецептом надо поделиться со всеми ребятами, и конечно же все попробуют национальное татарское блюдо чак - чак. - Чем занимались наши девочки с мамой Любаши? Девочки, вы покажете всем детям, как вы украшали свои веночки и расскажете, что надо сделать, что бы твоё заветное желание исполнилось. – Чем поделятся с нами подопечные Златиной мамы? Как можно использовать чум, который вы собрали? Вы научите этому остальных детей?
-Все национальности России должны беречь и передавать следующим поколениям богатейшую культуру, язык, традиции своих предков. - В заключении давай те проведём эксперимент. Сейчас я вам предлагаю взять по одной палочке и попробовать её переломить. Посмотрите, как ваши палочки легко сломались, а попробуйте переломить связку палочек. Не получается. одного человека можно легко обидеть, а вот если люди разных национальностей живут дружно, крепко прижавшись плечом к плечу, им ничего не страшно, они могут преодолеть любые трудности. – Сейчас я вам и нашим гостям предлагаю взяться за руки, что бы получился хоровод дружбы. Ведь мы должны дружить, не зависимо от того какой мы национальности, должны знать, чтить и уважать традиции и обычаи друг друга и тогда нас никто не сможет обидеть и никаким злым силам нас не одолеть.